АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ

Мошкин Владимир Николаевич
Алтайская академия экономики и права
доктор педагогических наук, профессор кафедры физической культуры

Аннотация
В статье на основе анкетирования школьников изложены эмпирические данные о психологической готовности учащихся к обеспечению безопасности в транспортной сфере. Сделаны выводы о наличии признаков осторожности школьников при выборе места для игр, готовности учащихся действовать уверенно при переходе дороги, действовать уверенно при гололеде, учиться на своих ошибках, учиться на ошибках других людей.

Ключевые слова: анализ, анкетирование, воспитание, дорожная безопасность, ДТП, культура транспортной безопасности, обеспечение безопасности, подготовка, правила дорожного движения, психологическая готовность, самооценка, статистические данные, транспортная сфера, школьники


THE ANALYSIS OF EMPIRICAL DATA ON PSYCHOLOGICAL READINESS OF SCHOOL STUDENTS FOR SAFETY IN THE TRANSPORT SPHERE

Moshkin Vladimir Nikolaevich
Altai Academy of Economics and Law
doctor of education, professor, department of physical education

Abstract
In article on the basis of questioning of school students empirical data on psychological readiness of pupils for safety in the transport sphere are stated. Conclusions are drawn on existence of signs of care of school students at a place choice for games, readiness of pupils to work surely when crossing the road, to work surely at ice, to study on the mistakes, to study on mistakes of other people.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мошкин В.Н. Анализ эмпирических данных о психологической готовности школьников к обеспечению безопасности в транспортной сфере // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/55084 (дата обращения: 23.03.2024).

Предпосылки эмпирического исследования психологической готовности школьников к безопасности на дороге

В 2014 г., по данным ГИБДД, в России на дорогах было зафиксировано 199720 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибли 26963 человека и 251785 человек были ранены. За 2014 год водители транспортных средств совершили 25552066 нарушений правил дорожного движения (ПДД). При этом водители в возрасте до 16 лет совершили 11531 нарушений ПДД. Пешеходы совершили 2709576 нарушений ПДД. Пешеходы в возрасте до 16 лет совершили 54903 нарушений ПДД. Эти и многие другие эмпирические данные свидетельствуют о низком уровне культуры транспортной безопасности населения в современной России, что в значительной степени связано с низкой эффективностью педагогических факторов совершенствования готовности детей и молодежи к обеспечению безопасности в транспортной сфере. В свою очередь, несовершенство практики подготовки школьников и студентов к обеспечению безопасности на дороге в значительной мере обусловлено недостаточностью достоверных научных сведений о закономерностях воспитания культуры транспортной безопасности различных категорий участников дорожного движения, в том числе об уровне их психологической  готовности к обеспечению безопасности.

В публикациях по проблеме совершенствования культуры транспортной безопасности Р.Ш. Ахмадиева [1], Л.Г. Ахметшина [2], А.Ф. Белобородов [3; 4], Р.Н. Минниханов [5], М.Л. Форштат [6], А.М. Якупов [7; 8] и другие авторы раскрывают  различные критерии оценки готовности школьников к выполнению правил дорожного движения (ПДД), к обеспечению безопасности в транспортной сфере. К числу таких критериев относится уровень психологической готовности к безопасному поведению на дороге. Принимая во внимание имеющиеся к настоящему времени исследования воспитания психологической культуры безопасности  [9], особенностей психологической культуры школьников [10], субъективных ценностей молодежи в сфере здорового образа жизни и безопасности [11], подготовленности современных молодых людей к обеспечению безопасности жизнедеятельности [12], учитывая наличие публикаций о результатах тестирования и анкетирования учащихся школ по ПДД и проблемам обеспечения безопасности дорожного движения [3; 4; 13], следует признать, что до настоящего времени  в педагогической науке к недостаточно исследованным относится психологическая готовность школьников к обеспечению безопасности в транспортной сфере, которая является составляющей культуры транспортной безопасности [14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21].

Для определения оснований для анализа эмпирических данных изложим теоретические положения о содержании психологической подготовки к обеспечению безопасности. В статье, изданной нами в 1999 году, раскрыта роль психологической подготовки в становлении культуры личной безопасности. Был сделан вывод о том, что с учетом психологической структуры деятельности человека в опасных ситуациях важно осуществление следующих направлений психологической подготовки: формирование опыта планирования действий по предотвращению и преодолению опасных ситуаций, интеллектуальная подготовка к опасным ситуациям, коммуникативная подготовка к личной безопасности, волевая подготовка к опасным ситуациям, формирование готовности к самоконтролю в процессе предупреждения и преодоления опасных ситуаций [22].

В процессе воспитания школьники присваивают психологическую культуру [10]. Одна из функций каждого из компонентов культуры – способствовать обеспечению безопасности. В монографии 2002 года издания нами была дана характеристика содержания психологической составляющей культуры безопасности по параметру – компоненты культуры: 1) знания, представления, образы; 2) умения, навыки, практический опыт, готовность к творчеству; 3) взгляды, убеждения; 4) привычки, способности, личностные качества. Сформулируем основное содержание данных компонентов психологической культуры в аспекте безопасности. 1) Система знаний о деятельности в опасных и экстремальных ситуациях (видах, опасных факторах и т.д.), личностных качествах, способствующих безопасности. 2) Опыт успешного поведения в опасных ситуациях, угрожающих жизни, здоровью, материальным интересам и т.д. Владение приемами аутотренинга, ресурсного якорения в опасных ситуациях. 3) Уверенность в готовности к профилактике и преодолению опасных и экстремальных ситуаций. 4) Смелость, осторожность, готовность к разумному риску, уверенность в себе, рефлексия [23].

Результаты эмпирического исследования психологической готовности школьников к безопасности на дороге

Цель исследования – на основе анкетирования выявить эмпирические характеристики психологической готовности учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы к обеспечению безопасности в транспортной сфере как составной части культуры транспортной безопасности.

В нашем исследовании была использована анкета, отвечая на вопросы которой школьники выражали свое мнение, выбирая 1 вариант ответа из трех (2 варианта ответов, содержательно раскрывающие положительное или отрицательное мнение опрашиваемых об изучаемых явлениях, и вариант «Затрудняюсь ответить»). Анкетирование было проведено в 2009 г. в общеобразовательных учреждениях № № 107, 108, 83 г. Барнаула с использованием электронного варианта анкеты (создана в Microsoft Office Excel). При статистической обработке результатов анкетирования нами использована программа Microsoft Office Excel. Всего в опросе приняли участие 246 человек, из них – 125 мальчиков и 121 девочка. При статистической обработке полученных эмпирических данных 5-11  классы разделены на группы: 5-8 классы (подростки) и 9-11 классы (старшеклассники). Результаты анкетирования обрабатывались при помощи статистических программ с использованием персонального компьютера. Изложим статистические данные о результатах анкетирования и проанализируем ответы школьников на вопросы 6, 7, 8, 13, 24, 25 анкеты. Согласие или несогласие с вариантами утверждений анкеты свидетельствует о различных аспектах психологической готовности школьников к обеспечению дорожной безопасности.

На основе данных об ответах на вопрос 6 (Где ты играешь и отдыхаешь на улице?) выясним, как школьники выбирают место для игр и отдыха. Ответы учащихся 5-11 классов о выборе места для игр на улице представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Ответы школьников о выборе мест для игр и отдыха на улице

Варианты ответов

5-11 классы

1

1. Я играю и отдыхаю там, где есть движение транспортных средств.

15

2

2. Я играю и отдыхаю там, где нет движения транспортных средств.

207

3

Затрудняюсь ответить

24

4

ИТОГО:

246

5

Варианты ответов

5-11 классы

6

1. Я играю и отдыхаю там, где есть движение транспортных средств.

6%

7

2. Я играю и отдыхаю там, где нет движения транспортных средств.

84%

8

Затрудняюсь ответить

10%

9

1

2

Из таблицы 1 следует, что 84% опрошенных школьников играют и отдыхают там, где нет движения транспортных средств. Следует отметить, что по данным анкетирования 16% учащихся играют на проезжей части или затруднились с ответом. Видимо, эти данные об ответах школьников раскрывают одну из причин травматизма детей на дороге.

На основе данных об ответах на вопрос 7 (Как ты действуешь на дороге во время гололеда?) выясним, как школьники оценивают готовность к уверенным действиям при гололеде на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов на вопрос 7 анкеты представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Ответы школьников о готовности к уверенным действиям при гололеде на дороге

Варианты ответов

5-11 классы

1

1. Я не умею действовать уверенно на дороге во время гололеда.

30

2

2. Я уверенно веду себя на дороге во время гололеда.

188

3

Затрудняюсь ответить

28

4

ИТОГО:

246

5

Варианты ответов

5-11 классы

6

1. Я не умею действовать уверенно на дороге во время гололеда.

12%

7

2. Я уверенно веду себя на дороге во время гололеда.

76%

8

Затрудняюсь ответить

11%

9

1

2

Из таблицы 2 следует, что 76% опрошенных школьников положительно оценивают свою готовность к уверенным действиям при гололеде на дороге. Почти четверть (23%) опрошенных школьников отрицательно оценили свою готовность к уверенным действиям (или затруднились с ответом, что мы расцениваем как признак низкой психологической готовности к действиям в условиях гололеда).

На основе данных об ответах на вопрос 8 (Знаешь ли ты, какие ошибки допускают другие люди на дороге?) выясним, как школьники оценивают свою информированность об ошибках других людей на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов на вопрос 8 анкеты представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Самооценка школьниками знаний об ошибках других людей на дороге

Варианты ответов

5-11 классы

1

1. Я не знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге.

48

2

2. Я знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге.

171

3

Затрудняюсь ответить

27

4

ИТОГО:

246

5

Варианты ответов

5-11 классы

6

1. Я не знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге.

20%

7

2. Я знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге.

70%

8

Затрудняюсь ответить

11%

9

1

2

Из таблицы 3 следует, что 70% опрошенных школьников высоко оценили свои знания об ошибках других людей на дороге. Почти треть школьников (31%) признали свое незнание чужих ошибок или затруднились с ответом.

На основе данных об ответах на вопрос 13 (Уверенно ли ты действуешь при переходе дороги?) выясним, как школьники оценивают свою уверенность на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов на вопрос 13 анкеты представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Самооценка школьниками их готовности к уверенным действиям при переходе дороги

Варианты ответов

5-11 классы

1

1. При переходе дороги я действую уверенно.

202

2

2. При переходе дороги я чувствую себя неуверенно.

26

3

Затрудняюсь ответить

18

4

ИТОГО:

246

5

Варианты ответов

5-11 классы

6

1. При переходе дороги я действую уверенно.

82%

7

2. При переходе дороги я чувствую себя неуверенно.

11%

8

Затрудняюсь ответить

7%

9

1

2

Из таблицы 4 следует, что 82% опрошенных школьников считают, что при переходе дороги действуют уверенно. Почти пятая часть школьников (19%) признали свою неуверенность или затруднились с ответом.

На основе данных об ответах на вопрос 24 (Как ты относишься к своим ошибкам на дороге?) выясним, как школьники оценивают свои ошибки на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов на вопрос 24 анкеты представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Ответы школьников об их отношении к своим ошибкам на дороге

Варианты ответов

5-11 классы

1

1. Я замечаю свои ошибки, учусь на своих ошибках.

179

2

2. Я не замечаю своих ошибок, которые допускаю на дороге.

36

3

Затрудняюсь ответить

31

4

ИТОГО:

246

5

Варианты ответов

5-11 классы

6

1. Я замечаю свои ошибки, учусь на своих ошибках.

73%

7

2. Я не замечаю своих ошибок, которые допускаю на дороге.

15%

8

Затрудняюсь ответить

13%

9

1

2

Из таблицы 5 следует, что большинство (73%) опрошенных школьников считают, что замечают свои ошибки на дороге. Почти треть школьников (28%) признали, что не замечают своих ошибок или затруднились с ответом.

На основе данных об ответах на вопрос 25 (Как ты относишься к ошибкам других людей на дороге?) выясним, как школьники относятся к ошибкам других людей на дороге. Ответы учащихся 5-11 классов на вопрос 25 анкеты представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Ответы школьников об их отношении к ошибкам других людей на дороге

Варианты ответов

5-11 классы

1

1. Я не учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге.

88

2

2. Я учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге.

124

3

Затрудняюсь ответить

34

4

ИТОГО:

246

5

Варианты ответов

5-11 классы

6

1. Я не учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге.

36%

7

2. Я учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге.

50%

8

Затрудняюсь ответить

14%

9

1

2

Из таблицы 6 следует, что половина (50%) опрошенных школьников придерживаются высокой оценки своей готовности учиться на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге. Таким образом, более трети (36%) школьников самокритично считают, что не учатся на чужих ошибках на дороге. Велика и доля сомневающихся в ответе на данный вопрос (14% опрошенных выбрали вариант ответа «Затрудняюсь ответить»).

Анализ результатов эмпирического исследования психологической готовности школьников к безопасности на дороге

На основании приведенных выше данных таблиц 1-6 об ответах учащихся 5-11 классов на вопросы анкеты сформируем сводную таблицу 7, в которой представлены вопросы, варианты ответов и процентная доля согласных с вариантами ответов опрошенных школьников.

Таблица 7 – Ответы школьников на вопросы 6, 7, 8, 13, 24, 25 анкеты

Вопросы Варианты ответов, оценка ответа % согласных учащихся
6. Где ты играешь и отдыхаешь на улице? 1. Я играю и отдыхаю там, где есть движение транспортных средств. Негативный.

6%

2. Я играю и отдыхаю там, где нет движения транспортных средств. Позитивный.

84%

7. Как ты действуешь на дороге во время гололеда? 1. Я не умею действовать уверенно на дороге во время гололеда. Негативный.

12%

2. Я уверенно веду себя на дороге во время гололеда. Позитивный.

76%

8. Знаешь ли ты, какие ошибки допускают другие люди на дороге? 1. Я не знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге. Негативный.

20%

2. Я знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге. Позитивный.

70%

13. Уверенно ли ты действуешь при переходе дороги? 1. При переходе дороги я действую уверенно. Позитивный.

82%

2. При переходе дороги я чувствую себя неуверенно. Негативный.

11%

24. Как ты относишься к своим ошибкам на дороге? 1. Я замечаю свои ошибки, учусь на своих ошибках. Позитивный.

73%

2. Я не замечаю своих ошибок, которые допускаю на дороге. Негативный.

15%

25. Как ты относишься к ошибкам других людей на дороге? 1. Я не учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге. Негативный.

36%

2. Я учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге. Позитивный.

50%

На основе данных сводной таблицы 7 сформулируем основные выводы о выявленных эмпирических характеристиках психологической готовности школьников к обеспечению безопасности на дороге.

Ответы учащихся на вопросы 6, 7, 8, 13, 24, 25 можно интерпретировать как признаки позитивных (способствуют безопасности школьников, отмечены в таблице выше как позитивные) или негативных (не способствуют или в меньшей степени способствуют безопасности школьников, отмечены в таблице как негативные) свойств психологической готовности школьников к обеспечению дорожной безопасности.

Расположим варианты позитивных ответов по признаку процентной доли выбравших эти ответы учащихся в направлении уменьшения процентной доли (от наиболее распространенных ответов к наименее распространенным вариантам ответов).

  • Я играю и отдыхаю там, где нет движения транспортных средств. (84%)
  • При переходе дороги я действую уверенно. (82%)
  • Я уверенно веду себя на дороге во время гололеда. (76%)
  • Я замечаю свои ошибки, учусь на своих ошибках. (73%)
  • Я знаю, какие ошибки допускают другие люди на дороге. (70%)
  • Я учусь на чужих ошибках, которые совершают другие люди на дороге. (50%)

В перечне выше после каждого варианта ответа в скобках приведены процентные доли школьников (от общего числа опрошенных), выбравших эти варианты. Из данного перечня видно, что наиболее высоко школьники оценивают свою готовность к осторожному поведению посредством выбора мест для отдыха и игр (84% позитивных ответов). Наиболее низкая самооценка школьниками их готовности учиться на ошибках других людей на дороге (50% позитивных ответов).

Проведенный анализ результатов анкетирования явится основой для дальнейшего изучения процесса психологической подготовки учащихся к обеспечению транспортной безопасности. В частности, интерес представляет анализ гендерных и возрастных особенностей психологической готовности школьников к безопасности на дороге. Результаты такого рода эмпирических и теоретических исследований будут изложены в последующих наших публикациях.


Библиографический список
  1. Ахмадиева Р.Ш. Принципы и закономерности процесса обучения и воспитания участников дорожного движения // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – № 10. – С. 12-21.
  2. Ахметшина Л.Г. Региональная система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в Республике Татарстан: монография / Л.Г. Ахметшина. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2003. – 160 с.
  3. Белобородов А.Ф. Результаты тестирования знаний школьников по правилам дорожного движения /  А.Ф. Белобородов  // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. – 2012. – № 5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/105-7185.
  4. Белобородов А.Ф. Отношение школьников к факторам совершенствования культуры транспортной безопасности /  А.Ф. Белобородов  // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. – 2012. – № 6  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/106-7350.
  5. Минниханов Р.Н. Стратегия развития транспортных систем в
    г. Казани / Р.Н. Минниханов, Л.Б. Шигин // Вестник НЦ БЖД. – 2013. – № 1 (15). – С. 20-25.
  6. Форштат М.Л. О культуре дорожной безопасности // Основы безопасности жизни. – 2005. – № 12 . – С. 24-29.
  7. Якупов А.М. Транспортная культура школьников и проблемы ее формирования // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2007. – № 9. – С. 48-53.
  8. Якупов А.М. Формирование транспортной культуры школьников как педагогическая система. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 243 с.
  9. Мошкин В.Н., Лапаева А.И. Структура воспитания психологической культуры безопасности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4609.
  10. Колмогорова Л.С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся : дис. докт. псих. наук / Л. С. Колмогорова. – Барнаул, 2002. – 489 с.
  11. Каширский Д.В. Субъективные ценности современной молодежи [Текст]: монография / Д. В. Каширский. – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2012. – 224 с.
  12. Жарикова Л.И. Ценностное отношение к непрерывному образованию как фактор безопасности жизнедеятельности молодежи // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология : материалы международной научно-практической конференции, 5-9 июля2012 г. / Под. ред. С. Д. Каракозова, П. Г. Воронцова. – Барнаул: АлтГПА, 2012. – С. 88-90.
  13. Тошева Л. Итоги тестирования учащихся по ПДД // Основы безопасности жизни. – 2004. – № 9. – С. 50-53.
  14. Мошкин В., Измайлова О. Как стать грамотным пассажиром. Обучение обобщенным способам безопасного поведения на транспорте // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2001. – № 5. – С. 18-24.
  15. Белобородов А.Ф. Воспитание культуры транспортной безопасности как педагогическое явление /  А.Ф. Белобородов  // Вестник АлтГПА: Психолого-педагогические науки. – 2010. – № 5. – С. 66-70.
  16. Белобородов А.Ф., Мошкин В.Н. Сущность, структура и функции культуры транспортной безопасности общества // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2009. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.altspu.ru/info/journal/vestnik/1353-nomer-12009.html.
  17. Белобородов А.Ф., Мошкин В.Н. Культура транспортной безопасности в содержании образования // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2009. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.altspu.ru/info/journal/vestnik/1353-nomer-12009.html.
  18. Белобородов А.Ф. Цели воспитания культуры транспортной безопасности школьников /  А.Ф. Белобородов  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  19. Белобородов А.Ф. Содержание воспитания культуры транспортной безопасности школьников /  А.Ф. Белобородов  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  20. Белобородов А.Ф. Средства воспитания культуры транспортной безопасности школьников /  А.Ф. Белобородов  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  21. Белобородов А.Ф. Критерии диагностики культуры транспортной безопасности школьников /  А.Ф. Белобородов  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  22. Мошкин В.Н. Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно-ориентированного воспитания: Сборник научных трудов.- Барнаул: АГИИК, 1999.- С. 5-59.  (Электронная версия статьи опубликована на сайте http://www.мирбжд.рф/?page_id=44.)
  23. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография.- Барнаул: Издательство БГПУ, 2002.- 318 с. (Книга опубликована в виде файла в текстовом формате на сайте http://www.мирбжд.рф/?page_id=495.)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мошкин Владимир Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация