РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Резник Галина Александровна1, Курдова Малика Агамурадовна2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Маркетинг и экономическая теория»
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, ассистент, аспирант кафедры «Маркетинг и экономическая теория»

Аннотация
Статья посвящена вопросу привлечения студентов и профессорско-преподавательского состава к практической предпринимательской деятельности. Выявлены причины недостаточного развития российского академического предпринимательства, а также причины неудовлетворенности работодателей качеством обучения в вузе. Отражены сильные и слабые стороны предпринимательской деятельности профессорско-преподавательского состава. Предложены рекомендации по поддержке академического предпринимательства.

Ключевые слова: академическое предпринимательство, малый бизнес, практическая предпринимательская деятельность в вузах


THE DEVELOPMENT OF PRACTICAL ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE SPHERE OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Reznik Galina Aleksandrovna1, Kurdova Malika Agamuradovna2
1Penza State University of Architecture and Construction, doctor of Economics, professor, department chair of «Marketing and economic theory»
2Penza State University of Architecture and Construction, assistant, postgraduate student of the Department "Marketing and economic theory"

Abstract
The article deals with the issue of attracting students and faculty to practical business activities. The reasons of insufficient development of the Russian academic entrepreneurship, as well as the reasons of dissatisfaction of employers with the quality of University education. Reflected the strengths and weaknesses of the entrepreneurial activity of faculty members. Proposed recommendations for supporting academic entrepreneurship.

Keywords: academic entrepreneurship, practical entrepreneurship in higher education, small business


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Резник Г.А., Курдова М.А. Развитие практической предпринимательской деятельности в сфере высшего профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/52012 (дата обращения: 13.03.2024).

В настоящее время российские вузы функционируют в новых социально-экономических условиях, обуславливающих реформирование системы высшего профессионального образования.

Необходимость модернизации российской сферы ВПО прежде всего, связана с подписанием Российской Федерацией в 1999 году Болонской декларации, основной целью которой является формирование европейского образовательного пространства, к наиболее характерным чертам которого относятся: организация системы обучения, основанной на двух циклах (бакалавриат–магистратура), и содействие мобильности студентов и преподавателей.

В современных условиях модернизации высшей школы развитие студенческой и академической мобильности, предполагающей в частности организацию специалистами вуза собственного бизнеса, становится одним из наиболее актуальных и  перспективных направлений повышения конкурентоспособности вузов, что во многом обусловлено существующими на сегодняшний день требованиями рынка труда [4].

Переход от индустриального общества и простых технологических операций к постиндустриальному типу экономики требует большого числа специалистов, которые могут работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, заставляющих человека самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения. Несоответствие того, чему учат в профильных учебных заведениях, тому, что требуется для решения практических задач, может быть охарактеризовано как кризис сферы высшего образования: система образования в основном готовит людей к «уходящей» экономике [2].

Выходом из сложившейся ситуации может явиться привлечение специалистов-«практиков» к разработке программ по ряду востребованных на рынке труда специальностей  с ориентацией на формирование необходимых компетенций и получение необходимых знаний.

Привлечение в вузы «практиков», а также развитие студенческого и академического предпринимательства будет способствовать сглаживанию тех противоречий, которые возникают на рынке труда по поводу качества образования и требованиями работодателей к выпускникам вузов. Проводимые в настоящее время опросы работодателей показывают, что большинство из них считают выпускников вузов не готовыми к практической деятельности, прежде всего, из-за невладения современными технологиями и неготовности решать поставленные перед ними задачи  (рис. 1).

Рисунок 1 – Причины неудовлетворенности работодателей качеством обучения в вузе (на примере г. Пенза)

В России практическая предпринимательская деятельность в системе высшего профессионального образования развита довольно слабо, что обусловлено рядом как объективных, так и субъективных причин. К числу объективных причин следует отнести, во-первых, большой объем учебной нагрузки а, во-вторых, средний возраст преподавателей вуза, который колеблется от 40 до 60 лет (рис. 2). Преподавателям, принадлежащим к данной возрастной группе открыть собственный бизнес, зачастую, становится намного труднее, чем их более молодым и энергичным коллегам.

Рисунок 2 – Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов

К субъективным причинам недостаточного развития российского академического предпринимательства можно отнести гендерные различия в профессорско-преподавательском составе: абсолютное большинство преподавателей многих российских вузов составляют женщины, а для них на первом месте всегда стоят семья и дети, а не организация бизнеса. Кроме того, многие преподаватели субъективно считают себя неприспособленными к практической предпринимательской деятельности и не хотят впустую, по их мнению, тратить время и деньги.

Таким образом, можно отметить, что практическая предпринимательская деятельность профессорско-преподавательского состава российской высшей школы сопряжена с целым рядом объективных причин. Развитие предпринимательской деятельности, на наш взгляд, возможно по двум направлениям [3]:

1) привлечение к преподавательской деятельности практиков из бизнес-среды;

2) создание преподавателям условий для организации собственного бизнеса, в частности снижение учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, совмещающего преподавание в вузе с предпринимательской деятельностью и увеличение практических занятий, а также установление (отмена) более низкой арендной платы при использовании учебных площадей, лабораторий, платы за использование оборудования и т.д.

Кроме того, необходимо отметить сильные и слабые стороны практической предпринимательской деятельности профессорско-преподавательского состава (табл. 1).

Таблица 1. Сильные и слабые стороны развития академического предпринимательства

Сильные стороны

Слабые стороны

Лучше знают основные проблемы бизнеса и понимают, что нужно студентам

Не всегда могут сбалансированно выстроить курс

Приводят свежие примеры из реальной практики

Имеют слабую теоретическую подготовку

Консультируют слушателей в решении их бизнес-проблем

Зачастую оперируют примерами из одной отрасли

Заряжают примером своего успеха, помогают развитию лидерских качеств

Не обладают достаточным педагогическим мастерством и навыками работы со взрослой аудиторией

Могут помочь слушателям с дальнейшим трудоустройством

Не всегда располагают свободным временем, приходится отменять и переносить занятия

С целью поддержки академического предпринимательства необходимо предпринимать меры, направленные на привлечение в вузы специалистов-«практиков» посредством предоставления им выгодных условий организации и оплаты труда. А в отношении развития студенческого предпринимательства целесообразно внедрить систему частичного финансирования их будущего бизнеса за счет бюджетных средств и систему совмещения работы с учебой по согласованию с администрацией и профессорско-преподавательским составом вуза.

В условиях массового высшего образования идеология передачи «готовых знаний» постепенно сменяется идеологией формирования компетенций, а на смену парадигме передачи знаний приходит парадигма дееспособности. В этой связи развитие практической предпринимательской деятельности в сфере высшего профессионального образования является ключевым фактором успеха и дополнительным конкурентным преимуществом российских вузов на национальном и международном рынках образовательных услуг [1].


Библиографический список
  1. Резник Г.А., Пономаренко Ю.С. Студенческое предпринимательство как важный фактор формирования инновационной экономики // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 2. С. 62-67.
  2. Резник Г.А., Пономаренко Ю.С. Компетентностный подход как фактор успеха будущего специалиста на рынке труда // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 8. С. 52-55.
  3. Reznik G.A., Kourdova M.A. Creation of the small innovative enterprises in higher education institution: problems and prospects // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 2 (84). С. 019-026.
  4. Резник Г.А., Пономаренко Ю.С., Курдова М.А., Андина К.С. Механизмы активизации инновационно-предпринимательской деятельности в вузах //Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1-2 (45). С. 147-155.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Курдова Малика Агамурадовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация