В настоящее время российские вузы функционируют в новых социально-экономических условиях, обуславливающих реформирование системы высшего профессионального образования.
Необходимость модернизации российской сферы ВПО прежде всего, связана с подписанием Российской Федерацией в 1999 году Болонской декларации, основной целью которой является формирование европейского образовательного пространства, к наиболее характерным чертам которого относятся: организация системы обучения, основанной на двух циклах (бакалавриат–магистратура), и содействие мобильности студентов и преподавателей.
В современных условиях модернизации высшей школы развитие студенческой и академической мобильности, предполагающей в частности организацию специалистами вуза собственного бизнеса, становится одним из наиболее актуальных и перспективных направлений повышения конкурентоспособности вузов, что во многом обусловлено существующими на сегодняшний день требованиями рынка труда [4].
Переход от индустриального общества и простых технологических операций к постиндустриальному типу экономики требует большого числа специалистов, которые могут работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, заставляющих человека самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения. Несоответствие того, чему учат в профильных учебных заведениях, тому, что требуется для решения практических задач, может быть охарактеризовано как кризис сферы высшего образования: система образования в основном готовит людей к «уходящей» экономике [2].
Выходом из сложившейся ситуации может явиться привлечение специалистов-«практиков» к разработке программ по ряду востребованных на рынке труда специальностей с ориентацией на формирование необходимых компетенций и получение необходимых знаний.
Привлечение в вузы «практиков», а также развитие студенческого и академического предпринимательства будет способствовать сглаживанию тех противоречий, которые возникают на рынке труда по поводу качества образования и требованиями работодателей к выпускникам вузов. Проводимые в настоящее время опросы работодателей показывают, что большинство из них считают выпускников вузов не готовыми к практической деятельности, прежде всего, из-за невладения современными технологиями и неготовности решать поставленные перед ними задачи (рис. 1).
Рисунок 1 – Причины неудовлетворенности работодателей качеством обучения в вузе (на примере г. Пенза)
В России практическая предпринимательская деятельность в системе высшего профессионального образования развита довольно слабо, что обусловлено рядом как объективных, так и субъективных причин. К числу объективных причин следует отнести, во-первых, большой объем учебной нагрузки а, во-вторых, средний возраст преподавателей вуза, который колеблется от 40 до 60 лет (рис. 2). Преподавателям, принадлежащим к данной возрастной группе открыть собственный бизнес, зачастую, становится намного труднее, чем их более молодым и энергичным коллегам.
Рисунок 2 – Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов
К субъективным причинам недостаточного развития российского академического предпринимательства можно отнести гендерные различия в профессорско-преподавательском составе: абсолютное большинство преподавателей многих российских вузов составляют женщины, а для них на первом месте всегда стоят семья и дети, а не организация бизнеса. Кроме того, многие преподаватели субъективно считают себя неприспособленными к практической предпринимательской деятельности и не хотят впустую, по их мнению, тратить время и деньги.
Таким образом, можно отметить, что практическая предпринимательская деятельность профессорско-преподавательского состава российской высшей школы сопряжена с целым рядом объективных причин. Развитие предпринимательской деятельности, на наш взгляд, возможно по двум направлениям [3]:
1) привлечение к преподавательской деятельности практиков из бизнес-среды;
2) создание преподавателям условий для организации собственного бизнеса, в частности снижение учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, совмещающего преподавание в вузе с предпринимательской деятельностью и увеличение практических занятий, а также установление (отмена) более низкой арендной платы при использовании учебных площадей, лабораторий, платы за использование оборудования и т.д.
Кроме того, необходимо отметить сильные и слабые стороны практической предпринимательской деятельности профессорско-преподавательского состава (табл. 1).
Таблица 1. Сильные и слабые стороны развития академического предпринимательства
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Лучше знают основные проблемы бизнеса и понимают, что нужно студентам |
Не всегда могут сбалансированно выстроить курс |
Приводят свежие примеры из реальной практики |
Имеют слабую теоретическую подготовку |
Консультируют слушателей в решении их бизнес-проблем |
Зачастую оперируют примерами из одной отрасли |
Заряжают примером своего успеха, помогают развитию лидерских качеств |
Не обладают достаточным педагогическим мастерством и навыками работы со взрослой аудиторией |
Могут помочь слушателям с дальнейшим трудоустройством |
Не всегда располагают свободным временем, приходится отменять и переносить занятия |
С целью поддержки академического предпринимательства необходимо предпринимать меры, направленные на привлечение в вузы специалистов-«практиков» посредством предоставления им выгодных условий организации и оплаты труда. А в отношении развития студенческого предпринимательства целесообразно внедрить систему частичного финансирования их будущего бизнеса за счет бюджетных средств и систему совмещения работы с учебой по согласованию с администрацией и профессорско-преподавательским составом вуза.
В условиях массового высшего образования идеология передачи «готовых знаний» постепенно сменяется идеологией формирования компетенций, а на смену парадигме передачи знаний приходит парадигма дееспособности. В этой связи развитие практической предпринимательской деятельности в сфере высшего профессионального образования является ключевым фактором успеха и дополнительным конкурентным преимуществом российских вузов на национальном и международном рынках образовательных услуг [1].
Библиографический список
- Резник Г.А., Пономаренко Ю.С. Студенческое предпринимательство как важный фактор формирования инновационной экономики // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 2. С. 62-67.
- Резник Г.А., Пономаренко Ю.С. Компетентностный подход как фактор успеха будущего специалиста на рынке труда // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 8. С. 52-55.
- Reznik G.A., Kourdova M.A. Creation of the small innovative enterprises in higher education institution: problems and prospects // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 2 (84). С. 019-026.
- Резник Г.А., Пономаренко Ю.С., Курдова М.А., Андина К.С. Механизмы активизации инновационно-предпринимательской деятельности в вузах //Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1-2 (45). С. 147-155.