ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Мусатова Татьяна Евгеньевна1, Киритова Яна Владимировна2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, организация и управление производством»
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студент

Аннотация
В данной статье рассмотрены вопросы циклического развития социально-экономических систем микроуровней; в соответствии с теорией жизненных циклов обоснованы альтернативы инновационных стратегий при подборе адекватных моделей прогнозирования; также представлен обзор основных методов прогнозирования стратегических инновационных альтернатив: экспертных оценок, экстраполяции, экономико-математического моделирования.

Ключевые слова: альтернативы, жизненный цикл, инновации, моделирование, прогноз, продукт, стратегия, экспертная оценка., экстраполяция


FEASIBILITY OF USING ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODELING IN STRATEGIC BUSINESS

Musatova Tatiana Evgenyevna1, Kiritova Yana Vladimirovna2
1Penza State University of Architecture and Construction, candidate of economics, associate professor of the Department «Economics, organization and management of production»
2Penza State University of Architecture and Construction, student

Abstract
This article describes how to cyclical development of socio-economic systems micro levels; in accordance with the life-cycle theory grounded alternative innovative strategies in the selection of appropriate forecasting models; also provides an overview of the main methods of forecasting innovation strategic alternatives: expert estimates, extrapolation, economic and mathematical modeling.

Keywords: alternatively, expert evaluation, extrapolation, forecasting, innovation, modeling, product, strategy, the life cycle


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мусатова Т.Е., Киритова Я.В. Возможности использования методов экономико-математического моделирования в стратегической деятельности предприятий // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/03/49343 (дата обращения: 17.03.2024).

В соответствии с теорией циклического развития, любая социально-экономическая система зарождается, успешно развивается, ослабевает и прекращает свое существование, либо переходит в новое качество. Поэтому для характеристики динамики системы применяется такая биологическая метафора, как «жизненный цикл», обозначающая предсказуемые последовательные изменения состояния системы во времени. Концепция жизненного цикла также отражает действие закона убывающей эффективности в эволюции систем. Жизненный цикл делится на стадии и этапы, но в настоящем нет единой классификации этого деления. Такая неоднозначность определения стадий жизненного цикла обусловлена разнообразием самих систем, множественностью их целевого назначения, способов производства [5]. С середины ХХ в. возрастает внимание исследователей к проблемам цикличности на микроэкономическом уровне (для предприятий, отраслей, технологий, продукции).

Например, стадии и этапы жизненного цикла инновационного продукта характеризуются следующим образом:

I. Стадия исследований и разработок (создание инновации) - жизнь нововведения начинается в идеях, замыслах и разработках. На этой стадии проводятся фундаментальные исследования в академических институтах, ВУЗах, лабораториях (этап 1), финансирование которых осуществляется из государственного бюджета на безвозвратной основе.

В научных институтах проводятся исследования прикладного характера (этап 2), которые финансируются как за счет бюджета, так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем и сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного (тупикового) результата, то есть возникает риск потери вложенных средств. Поэтому инвестиции в инновации носят рисковый характер и называются рискоинвестициями. На этапе 3 осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки (в КБ, в специализированных лабораториях, опытных производствах и научно-производственных подразделениях предприятий). Источники финансирования – те же, что и на 2-ом этапе, а также собственные средства. На стадии I имеются только затраты и предполагаются будущие доходы [1].

II. Стадия внедрения – это решающий момент в жизненном цикле инновации, так как на данной стадии необходимо создать рынок для нового продукта. Происходит изготовление головного образца и организация производства опытных партий. В силу того, что новая технология требует доработки, а также из-за больших расходов на маркетинг, затраты растут, достигая своего максимума. Здесь начинается этап 4 – «коммерциализация новшества» (от запуска в производство и выхода на рынок, и далее по основным стадиям жизненного цикла продукта) [2]. Коммерциализация новшеств, как правило, требует значительных инвестиций. На этом этапе жизненного цикла реакция рынка еще не определена, риски отторжения весьма вероятны, поэтому инвестиции, как и на предыдущих этапах, продолжают носить рисковый характер. На стадии II новая продукция начинает поступать в продажу.

III. Стадия роста – организация серийного производства нового продукта, достижение окупаемости затрат на производство; результаты (прибыль) растут быстрее и достигают своего максимума в конце стадии роста.

IV. Стадия зрелости - продукт имеет свой рынок, пользуется спросом и выпускается крупными партиями; имеются дополнительные затраты на увеличение выпуска продукта и на и его модификации. Все это приводит к сокращению прибыли.

V. Стадия спада – на этой стадии продукт надоедает потребителям или же потребность, которую он был призван удовлетворить, исчезает. Также причинами сокращения объема продаж могут стать техническое устаревание продукта и значительные успехи конкурентов на рынке. Возможности в области модификации продукта исчерпаны, снижаются объемы прибыли, продукт может реализовываться даже с убытком [3].

Таким образом, для предприятия, занимающегося инновационной деятельностью (предприятия-инноватора), необходима разработка инновационной стратегии с учётом стадий циклов и его рыночной позиции. Предприятие-инноватор – это хозяйствующий субъект, использующий новые технологические достижения для производства усовершенствованной продукции или прежней строительной продукции посредством новых методов (открытия новых источников сырья, новых рынков). Реализация нововведений предприятием-инноватором на основе использования своего инновационного потенциала способствует его инновационному развитию. Предприятие-инноватор являет собой воплощение новых комбинаций необходимых факторов (инвестиционных, производственных, управленческих), оказывающих значительное воздействие на его конкурентоспособность.

Под рыночной инновационной стратегией понимается комплекс стратегических решений, определяющих способы продвижения и реализации новой продукции. Наряду с освоенной продукцией, предприятие зачастую имеет наработки в отношении родственных, а, нередко, и принципиально новых изделий. Это требует проведения их оценки для разработки соответствующей инновационной стратегии. Главным тормозом успешной работы предприятий в рыночных условиях является простаивание производственных мощностей, их невосприимчивость к инновациям, сохранившиеся от административной экономики иерархические линейно-функциональные структуры и многочисленные вспомогательные производства. На основе принятых решений в отношении освоенной продукции и инноваций руководство предприятия наполняет выбранную модель стратегии ресурсным содержанием.

Инновационная стратегия представляет собой согласованную совокупность принципиально новых решений, оказывающих существенное воздействие на эффективность деятельности предприятия и имеющих долгосрочные последствия. Определяющим в ее формировании служит то обстоятельство, что средства в освоение новых продуктов нужно вкладывать значительно раньше получения реального эффекта в виде прочных позиций на рынке [2].

Так, на начальных стадиях жизненного цикла спроса на продукцию предприятие должно специализироваться на радикальном преобразовании старых сегментов рынка и продвижении на новые рынки, т. е. здесь обосновано применение наступательной стратегии. На стадиях неравномерного роста спроса требования к качеству и объёмам продукции связаны с завоеванием и укреплением рыночных позиций, а, следовательно, с переходом от наступательной к оборонительной инновационной стратегии. На стадии зрелости предприятие имеет высокий уровень освоения технологии, занимается крупносерийным выпуском продукции, что характеризуется осуществлением оборонительной стратегии. На стадии спада предприятие вынуждено принимать решения о целесообразности внесения изменений согласно требованиям специфических потребителей в рамках имитационной инновационной стратегии [4]. Эффективность инновационной стратегии предприятия предполагает степень удовлетворения потребителей конкретного рынка реализуемой продукцией.

В этой связи приобретает актуальность формирование стратегических альтернатив развития предприятия и выбор лучшей из них. Стратегические альтернативы – это набор вариантов стратегического развития, позволяющих достичь долгосрочных целей предприятия во всем их многообразии, т. е. это возможные стратегические направления его движения. Каждое из них характеризуется разными результатами, затратами и возможностями, что и обуславливает необходимость стратегического выбора. Среди стратегических альтернатив в данном контексте можно выделить инновационные, состоящие в освоении новых товаров, использовании прорывных технологий производства, новых подходов в конкурентной борьбе и т. п. [6]. Таким образом, определение эффективной стратегической альтернативы для предприятия-инноватора должно базироваться на моделировании и прогнозировании перспектив с учетом цикличности развития.

Прогноз – это вероятностное суждение о будущем, полученное путём использования совокупности научных методов, и его выполнение достаточно обосновано для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, либо планирующих её в перспективе. Качественный прогноз состоит в определении Y(t, p), где t – время (период), p – вероятность. Диапазон значений, в котором с той или иной вероятностью может находиться прогнозируемый параметр, возрастает с увеличением времени прогноза, а  характеристики диапазона зависят от внешних факторов, определяющих период прогноза. В зависимости от длительности периода прогноза различают:

ü краткосрочные прогнозы (на период от нескольких дней до трёх лет);

ü среднесрочные прогнозы (на период от трёх до пяти лет);

ü долгосрочные прогнозы (от пяти лет и более) [1].

Для экономических показателей в целях повышения достоверности прогноза применяется совокупность специальных методов экспертных оценок, экстраполяции, математического моделирования.

Методы экспертной оценки основываются на обработке мнений экспертов по поводу динамики различных процессов, выявленных путём проведения специальных процедур (анкетирования, интервьюирования). Обработка результатов экспертного опроса даёт обобщённые оценки прогноза. То есть на начальных стадиях жизненного цикла инновации возможна предварительная оценка эффективности деятельности с использованием метода экспертных опросов [4].

Суть методов экстраполяции состоит в распространении на будущее тенденций, сложившихся в ретроспективе. Такие тенденции (тренды) описываются функциями времени Y(t). Точность прогноза зависит от того, насколько обоснованы такие предположения, а также от продолжительности базисных динамических рядов и от сроков прогнозирования. Так, можно определить экономические параметры той или иной стадии жизненного цикла на необходимом промежутке времени, исходя из тенденций развития рынка, и выбрать нужную функцию Y(t) для прогнозирования тенденций изменения. Но динамика развития рынка и факторы неопределённости снижают эффективность этого метода. Если выбранный тип математической функции адекватен основной тенденции развития изучаемого явления во времени, то синтезированная на этой основе трендовая модель может применяться в прогнозировании [2].

Методы математического моделирования основаны на построении моделей типа: y = f(x), где y – результативный признак; x – факторный признак, влияющий на результативный. Корреляционная связь является разновидностью факторной связи и представляет собой частичную зависимость результативного признака (y) от факторного признака (x). На (у) возможно также влияние прочих факторов (ε). Влияние учтённых факторных признаков определяется способом научной абстракции от прочих факторов. В результате этого становится возможным установление закономерностей взаимодействия и получение количественных характеристик корреляционной связи. Корреляционно-регрессионный анализ, как один из методов математического моделирования, позволяет получить более надёжное и достоверное прогнозное значение конечного результата.

Таким образом, следует отметить, что для повышения точности прогнозов необходимо использовать совокупность рассмотренных методов, т. к. переменные, определяющие выбор стратегической альтернативы, с трудом поддаются количественному выражению и их взаимосвязи слабо прослеживаются. Следовательно, моделирование стратегических альтернатив в инновационной деятельности предприятия должно основываться на определении стадий жизненного цикла потребностей для своевременной смены стратегического вектора и, соответственно, стратегической модели рыночного поведения во взаимосвязи рассмотренных характеристик.


Библиографический список
  1. Мусатова Т. Е. Формирование механизма эффективного развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса: дис…. канд. экон. наук. – Пенза. 2004. – С. 48-64.
  2. Мусатова Т. Е., Сироткин И. В., Хрусталев Б. Б. Основные направления эффективного инвестиционно-инновационного развития предприятий строительного комплекса: монография / Пенз. гос. ун-т арх-ры и стр-ва. Пенза: Изд-во Пенз. ун-та, 2005. – 188 с.
  3. Мусатова Т. Е., Хмызов А. Е. Методический подход к оценке эффективности инновационной деятельности в строительстве // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №6 [Электронный ресурс] URL:http://www.science-education.ru/120-15394 (дата обращения:16.11.2014).
  4. Мусатова Т. Е., Хмызов А. Е. Моделирование стратегических инновационных альтернатив // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №1 [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/121-17563 (дата обращения: 2.03.2015)
  5. Мусатова Т. Е., Оганесян Р.С. Недетерминированность в циклическом развитии сложных социально-экономических систем // Современные научные исследования и инновации – 2015.-№2[Электронный ресурс]URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/46669 (дата обращения: 13.02.2015).
  6. Савельева Н. А. Стратегический менеджмент: учеб. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – С. 303-307.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Артамонова Юлия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация