ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ

Олухова Вероника Вадимовна
Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского (Арзамасский филиал)
магистрант

Аннотация
В статье поднимается вопрос о важности информационного обеспечения образовательным процессом. Для повышения эффективности управления школой необходимо создание комплексного банка управленческой информации.

Ключевые слова: информационное обеспечение, нормативные документы, руководитель, управление образовательным учреждением


THE USE OF INFORMATION SYSTEMS TO MEET THE CHALLENGES OF SCHOOL MANAGEMENT

Oluchova Veronika Vadimovna
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas Branch)
Undergraduate

Abstract
The article raises the question of the importance of information support of the educational process. To improve the efficiency of school management is necessary to create an integrated bank management information.

Keywords: head, information technology, management of educational institutions, normative documents


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Олухова В.В. Использование информационных систем для решения задач управления школой // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/02/47179 (дата обращения: 04.10.2024).

Одним из необходимых условий управления образовательным учреждением является его информационное обеспечение, которое подразумевает выбор и соответствующую обработку сведений, характеризующих состояние ее образовательной системы.

Система информационного обеспечения управления образовательным учреждением выполняет ряд важных функций, которые состоят в том, чтобы были удовлетворены потребности руководителей школы, ее структурных подразделений, учителей и учащихся в получении сведений, необходимых для их деятельности. K таким сведениям можно отнести сведения об обеспеченности средствами образования, о состоянии образовательного пространства в школе, о профессиональной квалификации учителей; об образованности учащихся. Система информационного обеспечения управления школой предназначена для передачи руководителям школы, учителям, учащимся сведений и документов, которые aдресно направлены им; для выявления уровней общеинтеллектуального развития, физического и эмоционально-психического здоровья обучающихся, их потребностей в образовании; для получения учителями информации о тех трудностях, которые испытывают родители в процессе воспитания и обучения своих детей, о доле участия, которое они принимают в этом процессе [1, с. 136].

Kак показывает практика, определение состава функций правления подобным образом позволило добиться единообразных подходов субъектов правления к отбору и обработке сведений, которые подлежат передаче на все уровни управления. B школе имеется возможность варьировать информационное обеспечение в зависимости от индивидуальных потребностей тех или иных участников образования.

Информационное обеспечение руководителя образовательного учреждения имеет два канала: формализованный, по которому циркулирует информация, которая регламентирована по содержанию, форме и времени представления и обладает достаточной степенью достоверности; стихийный, по которому неуправляемо поступает огромное количество самых разнохарактерных сведений к руководителям, эти сведения не всегда объективно отражают действительное положение вещей (к таким сведениям можно отнести телефонные звонки, обращения в устной форме и др.).

B практике управления пока преобладает второй канал. Необходимо, чтобы руководители образовательных учреждений были обеспечены достоверной, объективной, регламентированной по времени и по форме информацией, то есть чтобы основная информация поступала по формализованному каналу, a информация, поступающая по стихийному каналу только ее дополняла.

Целевая единовременная информация, которая подготавливается по заданию руководителя в виде аннотаций, справок, целевых анализов специалистами по тому или иному вопросу, занимает промежуточное положение в системе информационного обеспечения управления образовательными системами. Потребность в них значительно уменьшается при правильной организации информационного обеспечения.

C физической структурой транспортировки информации не связана в общем случае логическая структура информационных потоков [3].

Рассмотрим каналы связи, которые используются в системе мониторинга для осуществления транспортировки информации. К ним можно отнести интернет-каналы, которые используются для передачи в Министерство образования данных от региональной образовательной сети, из городских и районных органов управления образовательными учреждениями, а также из общеобразовательных учебных заведений, связь c которыми по коммутируемым телефонным каналам (внутриобластным) оказывается недостаточно надежной, слишком дорогостоящей и неустойчивой. К таким каналам связи можно также отнести коммутируемые каналы для связи по технологии dial-up, которые используются для связи в черте регионального центра и передачи данных на коммуникационный сервер региональной образовательной сети субъектами мониторинга, кроме того и для передачи данных в районах местным провайдерам Интернет общеобразовательными учебными заведениями.

Из малооснащенных школ в сельских районах при небольшой скорости передачи данных информация может передаваться с курьером на дискете в районный орган управления образованием для последующей отправки на коммуникационный сервер региональной образовательной сети. Для передачи данных в отдельных случаях, например при отсутствии проводной телефонной сети, использоваться могут радиосредства (радиомодемы). Но такие средства остаются неэффективными, так как имеют достаточно высокую стоимость и сравнительно небольшой радиус действия.

Можно выделить два аспекта, которые способствуют ограничению доступа к информации. Это этический аспект и аспект доверия.

Bозможность использовать полученные данные во вред кому бы то ни было – с этим связан этический аспект. B случае, когда в данных обследования содержатся личностные оценки, например, рейтинги педагогов, результаты психодиагностики учащихся, или образовательных учреждений, этот аспект особенно актуален. Эти оценки могут принести значительный ущерб в случае некомпетентного их использования. К таким данным поэтому должен быть ограничен доступ. Необходимо в рамках мониторинга использовать статистические обобщенные величины, в которых выделены те или иные типологические группы.

Аспект доверия является вторым аспектом проблемы ограничению доступа к информации. Так как педагогический мониторинг осуществляется в конкретном общеобразовательном учреждении или в конкретном классе, то есть возможность включить его результаты в рекомендации или в отчет.

Всю накапливаемую в школе информацию можно разделить нa внешнюю и внутреннюю [2]. Нормативные документы о системе управления в округе, городе, в школе (распоряжения, приказы, и т.п.), директивы, учебные программы, учебные планы,  научно-педагогическая и общественно-политическая информация – все это относится к внешней информации.

Чтобы показать результаты обучения и его состояние, результаты развития и воспитания обучающихся, представить данные об учителях, о руководителях школы, об их деятельности, представить сведения о материально-технической базе образовательного учреждения; данные о внешних связях школы с другими учреждениями используется внутренняя информация.

Кроме того, по времени вся информация подразделяется на оперативную и стратегическую (тематическую и школьную).

Выявить наметившиеся отклонения в управлении имеет своей целью оперативная информация. К ней можно отнести сведения необходимые руководителю для оценки работы образовательного учреждения за четверть, месяц, день, неделю.

Данные об итогах анализа учебного года относятся к стратегической информации. Также к ней можно отнести директивные документы государственной Думы, комплексные программы развития школы, постановления правительства и т.п.

Оперативная и стратегическая информация по своему содержанию, как в управляющей, так и в управляемой подсистемах являются составной частью итоговой информации.

Использование в дистанционном обучении телекоммуникационных технологий получает большое распространение в последнее время в управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. Ее использование более оперативно позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению. Кроме того; применение телекоммуникационных технологий в управлении дает возможность организовывать общение интерактивного характера обмена мнениями с педагогами других регионов для их обобщения, а также разрабатывать новые системы контроля; проводить групповые занятия; и т.д.

Определим вид информации, которая будет необходима при формировании информационного обеспечения управления школой, а также способ организации сбора такой информации. При этом собранные данные можно считать информацией в полном смысле слова. Только при условии использования собранных данных для решения конкретных задач и принятия управленческих решений их можно считать информацией в полном смысле этого слова. Упорядочение информации способствует улучшению ее качества. А для анализа и принятия управленческих решений используется информационный массив, который формируется из совокупности упорядоченных фактов и статистических данных.

Педагогический мониторинг для создания системы информационного обеспечения управления школой является основным инструментом. Для выбора системы сбора информации и обеспечения системы управления образовательным учреждением можно предложить схему распределения информационных потоков среди субъектов управления школой:

Для того чтобы деятельность в сфере информационно-компьютерных технологий была возможной, требуется ряд объективных и субъективных предпосылок. В нашем случае для осуществления распределения информационных потоков среди субъектов управления школой необходимо выполнение ряда условий: правовые условия;  поддержка инновационной деятельности, разработка и распространение программных продуктов; организационные условия.

Для создания оптимальной системы информационного обеспечения управления школой необходимо введение новых моментов в основных видах управленческой деятельности. От качества управленческой информации, которой владеет руководитель, во многом зависит эффективность управления. Управленческая информация должна быть: а) полной и минимально достаточной; б) системной и структурированной; в) объективной и достоверной; г) значимой и востребованной; д) своевременной, оперативной в поступлении, обработке и передаче исполнителям. Банк управленческой информации представляет собой матрицу, в строках которой заложены виды информации по функциям управления (нормативно-правовая, научно-методическая, планово-прогностическая, контрольно-аналитическая информация), а в столбцах – виды информации по содержанию управленческой деятельности. Для повышения эффективности управления школой необходимо создание комплексного банка управленческой информации, что позволяет реализовать все указанные требования [1, с. 137].

Рассмотрим пример одного из вариантов управленческой информации руководителя школы.

В первой строке (нормативно-правовая информация) помещается перечень нормативных документов. Во второй строке (научно-методическая информация) определяется перечень ключевых научно-методических публикаций. В третьей строке (планово-прогностическая информация) помещается список всех планов работы, концепций и программ развития, прогностических материалов. В четвертой строке (контрольно-аналитическая информация) составляется перечень всех справок, актов по итогам различных проверок.

В первом столбце матрицы располагается информация по общим вопросам управления школой; во втором – по работе с педагогическими кадрами (подбор, расстановка, повышение квалификации, научно-методическая работа, аттестация), в третей определяются требования к профессиональной компетентности педагогических кадров; в четвертом столбце содержится информация по материально-финансовому обеспечению; в пятом – по социально-правовой защите детей; в шестом – по организации учебного процесса; в седьмом – по организации воспитательной работы и дополнительного образования детей; в восьмом – по национальному образованию, которое определяет требования (нормативы) к уровню обученности, воспитанности и развития учащихся.

Для сбора информации по данной схеме можно использовать как ИКТ-технологии, так и безмашинный способ. Однако применение современных ИКТ-технологий дает возможность оперативно вносить в память компьютера не только контрольно-аналитическую информацию о состоянии дел в школе, но и содержание всех важных нормативно-правовых документов, необходимых научно-методических разработок, планов, концепций, программ развития. Причем, в компьютер вводится как внешняя, так и внутренняя информация [3]. Использование этой модели для сбора и хранения управленческой информации облегчает процесс анализа деятельности педагогического коллектива и администрации школы, так как в матрице уже установлены причинно-следственные логические связи. От социально-правовой защиты детей и качества образовательного процесса зависит результат (уровень обученности и развития учащихся). От ресурсов (от кадров, их квалификации и материально-финансового обеспечения школы) зависит образовательный процесс. В результате это все определяет эффективность системы управления.


Библиографический список
  1. Жесткова Е.А. Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности в начальной школе // Нижегородское образование. 2010. №4. С. 136-141.
  2. Жесткова Е. А. Изучение профессионального самоопределения школьников // Акмеология. 2014. №1-2. С.80-81.
  3. Жесткова Е.А. Инновационная деятельность современной школы / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации  в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52.
  4. Маклаева Э.В. Эстетическое воспитание младших школьников средствами математики // Культура и образование. Июнь 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1923 (дата обращения: 02.06.2014).
  5. Маклаева Э.В. Этапы формирования и развития пространственных представлений обучающихся в процессе обучения математике // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14938(дата обращения: 16.10.2014).

 



Все статьи автора «Жесткова Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: