В 1980 г. мусульманский праздник курбан-байрам отмечался в Татарской АССР в воскресенье 19 октября. Этот праздник – значимое событие не только для верующих, но и для советских властей.
Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Татарской АССР И.А. Михалев докладывал, что в период до начала курбан-байрама в соответствии с запросом Совета по делам религий при Совете Министров СССР (№ 3569) Совет Министров Татарской АССР направил в исполкомы городских и районных Советов народный депутатов рекомендацию о принятии дополнительных мер по обеспечению соблюдения законодательства о религиозных культах в дни мусульманского праздника курбан-байрам и предложил им представить информацию о прохождении этого праздника [1].
В сентябре 1979 г. возобновили работу постоянно действующие республиканские курсы по переподготовке руководящих кадров при областном комитете КПСС. На этих курсах в сентябре и октябре проходили переподготовку председатели исполкомов сельских и поселковых Советов народных депутатов и представители советского актива. Для них аппаратом уполномоченного Совета по делам религий была разработана и прочитана тема «О задачах исполкомов местных Советов народных депутатов по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах». При этом в целях оказания советским работникам методической помощи были даны практические рекомендации по изучению религиозной обстановки в населенных пунктах республики в дни курбан-байрама. Особое внимание было обращено на обеспечение исполкомами местных Советов соблюдения законов о культах.
В конце августа в Казани аппаратом уполномоченного Совета по делам религий проведено собеседование с мусульманским духовенством и активом зарегистрированных мусульманских объединений по случаю 60-летия Татарской республики. На этом собеседовании активистам мусульманских объединений было предложено обеспечить строгое соблюдение советского законодательства о культах при подготовке и проведении ими курбан-байрама и объективно информировать аппарат уполномоченного Совета о прохождении этого праздника в зарегистрированных объединениях.
В октябре аппарат уполномоченного Совета по делам религий осуществил выезды в города Альметьевск, Бугульму, Зеленодольск, Набережные Челны с целью изучения деятельности действующих в этих городах зарегистрированных мусульманских объединений. В тот же период работники аппарата уполномоченного выезжали в г. Лениногорск и р.п. Арск, где имеются фактически действующие незарегистрированные общины и группы. В связи с прошедшими в начале года очередными выборами в местные Советы народных депутатов в ряде районов и городов был значительно обновлен состав комиссий содействия контролю за соблюдением законодательства о культах. Поэтому выезды на места преследовали также цель оказания конкретной практической помощи этим комиссиям и их председателям по организации и осуществлению изучения религиозной обстановки на местах и контролю за соблюдением законодательства о культах.
В сентябре и октябре аппаратом уполномоченного были проведены индивидуальные беседы со служителями культа, работающими в некоторых зарегистрированных объединениях, для изучения религиозной обстановки в этих объединениях, настроения верующих, содержания и направленности проповедничества.
Как видно из информации, поступившей в Совет Министров Татарской АССР, исполкомами местных Советов проводится определенная работа по изучению религиозной обстановки и обеспечению соблюдения законодательства о культах [2]. Председатели комиссий сообщали в исполкомы большинства районных Советов, что в период до начала курбан-байрама значительно активизировалась работа по разъяснению советского законодательства о религиозных культах, проведены инструктивные совещания с председателями сельских поселковых советов с участием членов комиссий содействия, где изучались директивные документы вышестоящих организаций по соблюдению законов о культах. В большинстве районов значительно активизировалась работа по более широкому привлечению депутатов местных Советов для разъяснения советского законодательства о культах среди населения. Многие местные Советы проводили профилактические беседы с возможными инициаторами молитвенных собраний в дань курбан-байрама. Шире начала внедряться практика заслушивания председателей сельских и поселковых Советов народных депутатов на заседаниях горрайисполкомов. В городах и районах, где действуют зарегистрированные объединения, для наблюдения за деятельностью мечетей и более тщательного изучения состава верующих, прослушивания проповедей имамов, а также контроля за соблюдением законов о культах в дни праздника комиссии содействия привлекали дополнительных лиц из числа партийного и комсомольского актива.
Из информации горрайисполкомов и данных религиозных источников видно, что празднование мусульманами зарегистрированных объединений курбан-байрама прошло спокойно, в этот период какого-либо оживления религиозности не наблюдалось. Роста количества обрядности не было; жалоб и заявлений верующих по вопросам законодательства о культах не поступало; участие несовершеннолетних в богослужении не отмечено; нарушения законодательства о культах не установлено.
Вместе с этим отмечалось, что общее число участников праздничного богослужения в зарегистрированных объединениях в этом году было выше, чем в прошлом 1979 г. Однако такое увеличение произошло исключительно за счет городских объединений. Увеличение добровольных пожертвований в день праздничного богослужения и поголовья забитого скота в сравнении с 1979 г. произошло только за счет городских объединений, а по сельским объединениям все эти показатели изменились незначительно. Такое явление подтверждается и данными по незарегистрированным объединениям, представленными горрайисполкомами.
Причина увеличения общего числа участников праздничного богослужения, а также добровольных пожертвований в городах, по мнению уполномоченного, заключается в следующем.
Во-первых, за последние годы мусульманские объединения зарегистрированы в таких крупнейших городах республики как Альметьевск (1976 г.), Зеленодольск (1979 г.), Набережные Челны (1980 г.) и, несомненно, что такое упорядочение сети религиозных объединений позволило выявить реальную картину участия верующих в богослужении в день курбан-байрама, и наблюдаемое в этом году увеличение числа участников праздничного богослужения произошло, в основном, за счет этих вновь зарегистрированных объединений, которые до этого действовали бесконтрольно. А в сельской местности количество верующих, посещающих такое богослужение, стабилизировалось.
С другой стороны, в этом году курбан-байрам совпал с нерабочим днем – воскресеньем, чего не было в прошлые годы, Отчасти и этим объясняется увеличение удельного веса участников праздничного богослужения в возрасте с 18 до 60 лет. А в сельской местности в этот день трудоспособное население было занято на сельскохозяйственных работах, как и в будничные дни.
Факт увеличения числа участников богослужения в курбан-байрам в нерабочий день в городах, и некоторая их стабильность в сельских районах, и беседы с духовенством, верующими, личные наблюдения показывают, что основная масса участвующих в праздничных богослужениях считает своим долгом участие в производстве, а не в день «великого праздника». Об этом имам в Казанской мечети заявил, что всякий труд во имя близких высоко оценивается и цитировал изречение пророка, подтверждая свою мысль. Частые беседы с некоторыми участниками праздничного богослужения, которым менее 60 лет, показали, что они посещает мечеть два раза в год: в ураза-байрам и курбан-байрам. Ими не соблюдаются такие основные предписания ислама как намаз,
пост. И правомерно сделать вывод о том, что такой контингент участников праздничного богослужения посещает религиозные праздники не в силу религиозной убежденности, а по традиции [3].
По возрастному составу участники праздничного богослужения – это люди преклонного возраста. В то же время следует отметить, что в крупных религиозных объединениях невозможно произвести точный персональный учет по возрасту, поэтому приведенные в статистических данных цифры являются весьма приблизительными.
В городских объединениях среди верующих наблюдается рост числа женщин, участвующих в праздничном богослужении. В мечетях и молитвенных домах для них выделены отдельные комнаты [4].
В день курбан-байрама имамы зарегистрированных объединений выступили с проповедями. Проповеди имамов городских объединений представляют собой собственное сочинение с использованием различных источников религиозного содержания. Наряду с проповедями читали верующим письмо муфтия Тазеева, посвященное итогам исламской конференции в Ташкенте, и заявление, принятое на этой конференции. А сельские имамы с собственными проповедями не выступали, а ограничились оглашением названных документов из ДУМ.
В Татарской АССР установилась традиция, по которой все имамы, выступающие с проповедями (известно, что из-за малограмотности и отсутствия богословской подготовки некоторые имамы мечетей не читают проповедей и ограничиваются краткими наставлениями о том или ином событии религиозного или светского характера), по личной инициативе представляют в аппарат уполномоченного Совета до делам религий полные тексты своих праздничных проповедей. В этом акте мы видим проявление лояльности к органам советской власти [5].
В своих проповедях имамы мечетей, проявляя лояльность и уважение к законным требованиям и одобряя внешнюю и внутреннюю политику Советского государства, призывают верующих к строгому соблюдению догматов ислама, утверждают, что не всякий добродетельный поступок является истинным добром, а только такой, который сотворен глубоко верующим человеком. Нет и не может быть настоящей нравственности без веры в Аллаха и поэтому вера необходима и при социализме; что нормы морали социалистического общества совпадают с нравственными предписаниями ислама, а нормы ислама и ого обряды подтверждаются научными данными. Почти во всех проповедях национальное и мусульманское очень часто отождествляется. Все больше внимания обращается к выполнению … нравственных предписаний ислама (уважение и родителям», укрепление семьи и т.д.). Анализ проповедей показывает, что все это является попыткой мусульманского духовенства ответить на те вопросы, которые ставит жизнь.
Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири каких-либо руководящих указаний в мечети не направляло, за исключением коротких поздравительных посланий, которые зачитывались во время служб [6]. К празднику курбан-байрам в Казанскую мечеть поступило около двадцати поздравительных телеграмм от религиозных объединений, находящихся за пределами Татарской АССР, а также поздравительное письмо от финского мусульманского общества [7].
Власти, в первую очередь аппарат уполномоченного Совета по делам религий, постоянно проводили работу по анализу материалов о прохождении курбан-байрама в Татарстане. На основе анализа и выводов принимались конкретные меры, направленные на улучшение работы аппарата уполномоченного Совета по делам религий и комиссий содействия исполкомам местных Советов по соблюдению законодательства о религиозных культах. Уполномоченный считал, что «это будет способствовать более глубокому изучению религиозной обстановки и усилению контроля за соблюдением советского законодательства о культах в республике» [8].
Библиографический список
- НА РТ. Ф. Р-873. Оп. 1. Д.99. Л. 86.
- Мебадури С.З., Королев А.А., Королева Л.А. Мусульмане Среднего Поволжья и власть в 1950-1980-е гг. // Политика, государство и право. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/11/2035 (дата обращения: 10.02.2015).
- НА РТ. Ф. Р-873. Оп. 1. Д.99. Л. 87.
- Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. Конфессиональная практика мусульманского духовенства Среднего Поволжья (1960-1970-е гг.) // История и археология. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/11/1270 (дата обращения: 09.02.2015)
- Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. Конфессиональная практика мусульманского духовенства Среднего Поволжья (1960-1970-е гг.) // История и археология. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/11/1270 (дата обращения: 09.02.2015); Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. Проповедническая деятельность мусульманского духовенства Среднего Поволжья. 1945-1980 гг. (по материалам Татарской АССР и Пензенской области) // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 11 (27). С. 4.
- Мику Н.В., Молькин А.Н. Курбан-байрам в Среднем Поволжье. 1940-1980-е гг. // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/46269 (дата обращения: 10.02.2015).
- НА РТ. Ф. Р-873. Оп. 1. Д.99. Л. 91.
- НА РТ. Ф. Р-873. Оп. 1. Д.99. Л. 91.