СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ЧАСТЬ «МЯГКОЙ СИЛЫ»: ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ В РАМКАХ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Быкова Виктория Вениаминовна
Санкт-Петербургский Государственный Университет
студент(бакалавриат), Факультет Международных Отношений, год окончания - 2015

Аннотация
В данной статье производится общее рассмотрение феномена спортивной дипломатии с акцентом на практику её функционирования в России в качестве проявления её «мягкой силы».

Ключевые слова: «Мягкая сила», «спортивная дипломатия», Государственно-частное партнерство, Россия, “soft power”, “sport diplomacy”


SPORT DIPLOMACY AS A PART OF “SOFT POWER”: IMPLEMENTATION IN THE FRAMEWORK OF EXTERNAL POLICY OF RUSSIAN FEDERATION

Viktoriya Veniaminovna Bykova
Saint Petersburg State University
student(Bachelor of Arts), The Faculty Of International Relations, 2015 year of graduation

Abstract
The article generally covers sport diplomacy phenomenon with the accent made on its practical implementation in Russia as one of its’ “soft power” tools.

Keywords: Russia, state-business partnership


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Быкова В.В. Спортивная дипломатия как часть «мягкой силы»: имплементация в рамках внешней политики Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/02/46693 (дата обращения: 20.04.2024).

За последние годы концепт «мягкой силы» завоевал особый авторитет в теоретических кругах, динамичность научных исследований этого феномена подкрепляется широким спектром действий по использованию его на практике. Одним из таких ключевых направлений является спортивная дипломатия, которая, будучи введенной в научный оборот относительно недавно, представляет собой часть публичной дипломатии. В условиях популяризации спортивных событий мирового масштаба, а также многовековой истории использования спорта в политических целях, актуальным становится более тщательное рассмотрение данного вида дипломатии. Растущая экономизация международных отношений, утверждение транснациональных корпораций в качестве влиятельных игроков на международной арене способствует все более интенсивному проникновению их в сферу международного спорта, вызывая особого рода интерес к изучению взаимодействия и коллизий с «мягкосиловыми» целями спортивнодипломатической линии государства. На национальном уровне происходит уделение всё большего внимания вопросам развития физической культуры и спорта, ведется усиленная работа по «воспитанию» национальных сборных команд. Растет роль международных спортивных организаций в мировой политике, активно обсуждаются механизмы усиления внешнеполитического «мягкосилового» влияния того или иного государства в мире.

1

Наиболее распространенное определение спортивной дипломатии звучит следующим образом: официальная и неофициальная деятельность государств, правительств, специальных внешнеполитических органов по осуществлению задач внешней политики государства посредством организации, проведения и участия в международных спортивных мероприятиях с участием команд, спортсменов, тренеров и их достижений [14].

Спортивная дипломатия представляет собой перспективное направление увеличения «мягкосилового» влияния страны. Начиная с минимального участия государства в рамках организации спортивных обменов и заканчивая бойкотированием крупного спортивного события по сугубо политическим причинам, спортивная дипломатия вызывает помимо определенности в прогрессивности своего будущего, некоторые сомнения этического характера, связанные с покушением на незыблемость чистоты спорта и затмеванием его универсалистских целей объединения человечества во имя мира. Что касается перспектив развития спортивной дипломатии, в ходе обработки имеющейся на современном этапе информации можно сделать следующие выводы: с учетом растущей популярности престижа страны-организатора крупных мировых спортивных мероприятий и всё более тщательной теоретической освоенности фактора «мягкой силы» как компонента внешнеполитического влияния, не представляет труда спрогнозировать, что интерес к спортивной дипломатии продолжит расти. Не исключено, что современная государственная политика в области физической культуры и спорта на внутриполитическом уровне, её постепенная модернизация, позволит оказывать влияние на своего рода уже известного истории единения государства и общества. Будучи одной из наиболее динамично и уверенно развивающихся модификаций дипломатии, спортивная дипломатия может рассчитывать на собственную институционализацию в как можно большем количестве государств мира.

2

Политическая практика функционирования российской спортивной дипломатии отличается своей динамичностью. Пять лет спустя после создания Российского олимпийского комитета в 1911 году и первого участия России в Олимпийских Играх в 1912 г., в 1917 году в рамках следования большевистской политики было произведен уход Советской России(позже СССР) из большого спорта на срок более чем в 30 лет. Однако, наряду с этим был создан Международных Союз физкультурных организаций рабочих и крестьян(Красный Спортинтерн), существовавший с 1921 по 1937 г. Спортивная дипломатия Советской России носила пропагандистский характер, имела целью распространение идей мировой революции и набирала популярность в коммунистических секциях зарубежных стран.  В отношении внутренней политики в области спорта в Советской России также было уделено значительное внимание: велась активная деятельсть в рамках программ Всеобуч, ГТО. [2, с. 110]. Спад развития советской спортивной дипломатии периода Второй Мировой Войны сменился стремительным подъемом на основе победоносных патриотических настроений и возвращением СССР в Олимпийский спорт: в 1951 г. был образован Олимпийский комитет СССР, и в июле 1952 г. советские спортсмены впервые приняли участие в олимпиаде в Хельсинки. Спортивное воспитание СССР, значение которого сложно переоценить в рамках стремления максимизировать «спортивнодипломатические» и «мягкосиловые» ресурсы в условиях холодной войны, было ориентировано на установление рекордов, исполнение залога «играть и побеждать». [5, с. 24]. Период перестройки ознаменовался целью профессионализации спорта, выведения спортсменов «из подполья» и предоставления им возможности заключения трудовых контрактов. Однако недостаточное их финансовое обеспечение нередко подталкивало советских спортсменов к заключению контрактов с зарубежными клубами. В период девяностых, в связи с непростой экономической ситуацией, можно отметить наибольшего масштаба упадок российской спортивной дипломатии: государственное финансирование спортивных комплексов перестало поступать, спортивные площади закрывались в угоду торговым.  Однако уже в начале 2000х о спорте вновь заговорили как об источнике возрождения национальной идеи, под эгидой «спорт как национальная идея оздоровления населения» было принято множество законов и постановлений. [7, с. 335].

Необходимо отметить, что несмотря на неоднозначную оценку политики Советских властей современниками, идеологема спорт обладает уникальностью: в воспоминаниях о советском спорте, прежде всего, присутствует гордость и одобрение, ностальгия по былому спортивному величию.

Таким образом, накопленная успехами советских спортсменов «мягкая сила» даёт дополнительный импульс развитию современной российской спортивной дипломатии.

В настоящее время спортивную дипломатию Российской Федерации можно охарактеризовать как находящуюся в стадии разработки: теоретическая увязка с концептом российской «мягкой силы», как было указано ранее, характеризуется недавностью своего возникновения, что, в свою очередь, на практике порождает весьма ограниченный круг примеров прямого влияния проводимых Россией спортивных мероприятий на успех ее внешнеполитических действий. Одним из таких примеров являются Зимние Олимпийские Игры в Сочи 2014, которые, по мнению некоторых СМИ, способствовали положительным результатам предпринимаемых Россией действий в вопросе украинского кризиса, сыграв «отвлекающую роль» для мировой общественности, и, тем самым, позволив России «выиграть время» для принятия наиболее выгодных ей решений [4]. Однако, рассматривая исход этого же события по отношению к предстоящему Чемпионату Мира 2018, необходимо отметить негативное влияние на «спортивнодипломатический» потенциал страны в рамках выражения многочисленных протестов со стороны западных стран к предоставлению России права на проведение данного мероприятия[3]. Так, мы видим, что «мягкая сила» в выражении спортивной дипломатии России может иметь реальный политический вес только в определенных обстоятельствах. И, напротив, именно политические события могут оказать на нее наиболее ощутимое деструктивное влияние.

3

Олимпийские Игры Сочи 2014 представляют собой предмет особой важности для спортивной дипломатии России, поскольку являются неоспоримым инструментом повышения уровня «мягкой силы» страны, её имиджа и престижа. Масштабные инфраструктурные вложения выразились в финансовом эквиваленте как самые дорогостоящие за всю историю проведения Зимних Олимпийских Игр, с совокупными затратами в 50 миллиардов долларов [13].

В данном случае в рамках взаимодействия Оргкомитета Сочи 2014 с Глобальными партнерами МОК интересны, прежде всего, аспектом политическим: В частности, международная организация Human Rights Watch призывала глобальных спонсоров МОК прислушаться к их замечаниям о фактах несоблюдения в России некоторых прав человека(в частности, введение закона о запрещении пропаганды однополых отношений[8]).

В рамках Сочинской Олимпиады также имело место столкновение непосредственно транснациональных корпораций в экономических вопросах: так, говорилось о имеющим глубокие корни противостоянии Apple и Samsung(которая являлась официальным спонсором Олимпиады), связанная с использованием спортсменами продукции с логотипами компании-не спонсора(Apple) [12].

Рассматривая сферы действия транснациональных корпораций и государства, можно отметить пересечение их исходных политических и экономических целей. В отношении транснациональных корпораций может быть, в свою очередь, осуществлено давление со стороны других международных организаций, а также правительств стран своего базирования.  Олимпийские игры, в таком случае, рассматриваются как поле столкновения не только принимающих участие в их организации государств, но и латентного столкновения интересов экономических, что воплощается в прямо ином наборе государств-участников.

4

Политика государства в области спортивного развития во многом также оказывается затронутой последствиями коммерциализации данной сферы. Наилучшим в данных условиях вариантом, успешно проявившим себя на практике, предстает совместная деятельность государства и бизнеса в строительстве и эксплуатации спортивных объектов.

В настоящее время Российская Федерация проводит политику по популяризации спорта как профессионального, так и массового, подчёркивает важность прививания культуры спорта и обозначая долгосрочную цель в виде оздоровления населения. Огромные надежды возлагаются на укрепление национального единства и улучшение внешнеполитического имиджа.

На законодательном уровне существует два вида программных документов, предоставляющих решение подобных задач [10, с. 59]: «Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта на 2006-2015 годы» [11] (далее – «программа») и «Стратегия развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2020 года»[9] которые определяют политику государства как в области профессионального, так и массового спорта.

Наиболее явной причиной пользы частно-государственного сотрудничества является совместная деятельность по поддержанию здоровья нации, то есть, область массового спорта. Согласно В. А. Ледневу, область интересов и государства, и бизнеса, несмотря на то, что подобные оздоровительные программы не осуществляются ни под непосредственным, ни под прямым государственным контролем, в результате своей реализации приводят к укреплению здоровья нации [6, с. 59], что уже стоит в списках основных целей государства. Стоит также отметить косвенное влияние на популяризацию профессионального спорта, интересы государства в котором уже напрямую могут быть связаны с его положением на международной арене. 29 июня 2012 года проходил бизнес-форум на тему «Государственные программы развития спорта: диалог бизнеса и власти», основными моментами которого были привлечение инвестиций бизнес-структур в государственные проекты с описанием их целей, отмена практики госфинансирования строительства крупных спортивных объектов и замена данной практики государственно-частным партнерством с целью максимально-качественного исполнения заказа [1].

Так, к примеру, сотрудничество государства и бизнеса в области организации спортивных мероприятий, в том числе и международных, выражается через Российскую Ассоциацию спортивных сооружений, которая носит общенациональный характер в обеспечении разработки стратегии развития сети спортивных сооружений и реализации программ развития физической культуры и спорта. Объединяя в своём составе профессионалов в области проектирования, строительства, оснащения и управления спортивных объектов и ведущие компании, работающие в области спортивных сооружений (российские и зарубежные архитектурные бюро, проектные и строительные организации, поставщики инженерного и спортивного оборудования), организация представляет собой мощный координирующий информационно-консультационный центр, осуществляющий помощь членам ассоциации и ее партнерам, среди которых имеются как российские, так и зарубежные компании.

Международные соревнования по Шорт-треку в рамках одноименного Кубка Мира, состоявшиеся 14-17 ноября 2013 года, принял российский город Коломна. Уникальность мероприятия заключалась в том, что впервые в России, Европе и Азии подобные соревнования проходили в области конькобежного спорта. Крупнейшим партнером, осуществившим его комплексную поддержку, стала российская компания MF Group, являющаяся одним из национальных лидеров в сфере технического обеспечения мероприятий, основными клиентами которой являются муниципальные власти городов, а также департамент города Москвы [15].

Как указано в обзоре итогов 2013 предолимпийского года журнала «Sportfacilities», Россия вышла в лидеры по числу проводившихся в стране крупнейших мировых соревнований (успешно были проведены летняя Универсиада в Казани, чемпионат мира по лёгкой атлетике в Москве, Всемирные Игры боевых искусств в Санкт-Петербурге, чемпионат мира по конькам и тестовые предолимпийские соревнования по остальным видам спорта в Сочи. В рамках Федеральной целевой программы «Развитие Физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы было профинансировано 124 объекта массового спорта, в то время как за все время реализации программы количество данного рода объектов составляет 645 [16].

Говоря о перспективах развития отрасли строительства спортивных сооружений, также важно отметить пересечение интересов государства и бизнеса: в московской области наряду с растущей активизацией государства по возведению спортивных объектов в рамках долгосрочной целевой программы «развитие физической культуры и спорта в Московской области на 2013-2015 годы наблюдается значительный интерес инвесторов к этой области. В рамках строительства спортивных объектов для проведения крупных мероприятий в ближайшем будущем важно упомянуть строительство футбольного стадиона Чемпионата Мира по футболу 2018(в сочетании с реконструкцией старого и сохранением его как объекта культурного наследия), «Зенит-Арены» в Санкт-Петербурге и другие.

Таким образом, общую заинтересованность государства и реализацию его целей на практике можно проследить посредством государственного участия в финансировании строительства спортивных сооружений. В Российской Федерации данная практика показывает весьма благоприятные результаты: наряду с возведением спортивных объектов более высокого потенциального качества и, соответственно, оказанием содействия повышению уровня развития профессионального и массового спорта, отечественные компании данной сферы деятельности получают возможность полноценной самореализации, укрепления на отечественном рынке товаров и услуг и продвижения их за рубежом. Реализация программы государственно-частного партнёрства оказывает благоприятный эффект как на политическую и экономическую составляющую, тесная связь которых наиболее хорошо прослеживается в данной сфере.

*          *          *

В связи с растущей популярностью использования методов спортивной дипломатии для достижения политических целей и, несмотря на ощутимый уровень экономизации международных отношений и рост влияния транснациональных корпораций на мирополитические процессы, все большее число механизмов влияния посредством массовых спортивных мероприятий используется государством с целью повышения собственного имиджа и престижа, накопления «мягкой силы», выяснения интересов и выявления противоречий. Это осуществляется как прямыми(политическими) методами – на уровне официальных заявлений и законодательства, так и косвенными – через увеличение конкурентоспособности национальных партнеров в целях долгосрочного повышения влияния страны в сфере экономики. В последней, в свою очередь, просматривается масштабное влияние транснациональных корпораций, интересы которых, в свою очередь, также могут подпадать под сферу влияния стран своего базирования.

В области функционирования российской спортивной дипломатии перспективы развития отечественной «мягкой силы» могут быть охарактеризованы как высокие. Активное её участие в спортивных событиях мирового масштаба, деятельность по строительству новых спортивных комплексов и совершенствование внутреннего законодательства в области спортивной политики свидетельствуют об успехе в практике имплементации теоретически недавно оформленных принципов действия спортивной дипломатии. Тем не менее, функция спортивных мероприятий как непосредственной опоры для реализации внешнеполитических задач России остается недостаточно укорененной в практическом отношении и требует дальнейших действий по её усовершенствованию.


Библиографический список
  1. 29 июня в Аэростар-отеле состоялся бизнес-форум «Государственные программы развития спорта: диалог бизнеса и власти»// SportBusinessConsulting. – URL: http://s-bc.ru/news/article/da480624-d7f4-4a3f-bbe5-7660255022ea/ [Дата последнего обращения: 10.12.2014]
  2. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Красный спортивный интернационал и зарождение советской спортивной дипломатии//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2012. № 2. С. 107-114.
  3. Вице-премьер Великобритании призвал лишить Россию прав на ЧМ-2018. – URL: http://www.mk.ru/politics/2014/07/27/britanskiy-vicepremer-nastaivaet-na-lishenii-rossii-prava-provedeniya-chm-po-futbolu.html/ [Дата последнего обращения: 18.01.2015]
  4. Западные СМИ: Олимпиада поставила Украину «на паузу». URL: http://www.odnako.org/blogs/zapadnie-smi-olimpiada-postavila-ukrainu-na-pauzu/ [Дата последнего обращения: 18.01.2015]
  5. Ларшина Н.В. Спорт как отражение социокультурных трансформаций в современной России//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2004. № 1. С. 221-228.
  6. Леднев В.А. Государство и спортивно-оздоровительная индустрия: стратегия частно-государственного партнерства по пропаганде и реализации здорового образа жизни// Менеджмент в индустрии спорта: сб. ст. Вып. 1. / под ред. В. А. Леднева. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. – С. 168-175.
  7. Малышева Е.Г. Универсальная идеологема “спорт” в политическом дискурсе СССР и современной России//Личность. Культура. Общество. 2009. Т. XI. № 1. С. 330-337.
  8. Президент РФ подписал закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних//ИА «ГАРАНТ». – URL: http://www.garant.ru/news/481391/ [Дата последнего обращения: 12.12.2014]
  9. Проект государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» рассмотрен и принят на заседании правительства Российской Федерации 14.03.2013. URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/news/3385/ [Дата последнего обращения: 18.12.2014]
  10. Рябов И. Г. Менеджмент и коммерциализация в современном спорте//Менеджмент в индустрии спорта: сб. ст. Вып. 1. / под ред. В. А. Леднева. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. C. 57-65.
  11. ФЦП “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы”// утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. № 7. – URL: http://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/ [Дата последнего обращения: 18.12.2014]
  12. Apple на Олимпиаде в Сочи// Новости Hi-Tech.Mail.Ru. – URL: http://hi-tech.mail.ru/news/misc/samsung-sochi-2014.html/ [Дата последнего обращения: 10.12.2014]
  13. Dmitrii Medvedev’s interview with CNN. – URL: http://article.wn.com/view/2014/01/22/Dmitry_Medvedevs_interview_with_CNN_Prime_Minister_of_the_Ru/ [Дата последнего обращения: 12.12.2014]
  14. Murray, St. Sports-Diplomacy: a hybrid of two halves. 2011. URL: http://www.culturaldiplomacy.org/academy/content/pdf/participant-papers/2011-symposium/Sports-Diplomacy-a-hybrid-of-two-halves–Dr-Stuart-Murray.pdf/ [Дата последнего обращения: 12.12.2014]
  15. Samsung ISU World Cup Short Track 2013/14 which will be held at the Speed Skating Centre of the Moscow Region “Kolomna” Kolomna, the Russian Federation on November 14-17, 2013// Speed skating center “Kolomna”. -URL: http://www.kolomna-speed-skating.com/en/actual/2412.html/ [Дата последнего обращения: 16.12.2014] Samsung победила
  16. Year 2013 in review//SportsFacilities сооружения и индустрия спорта. – URL: http://sportsfacilities.ru/upload/iblock/fa4/fa4d28cce36d3a3e4b7ac2474323fe68.pdf [Date of recent access: 10.12.2014]


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «ViktoriyaBykova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация