За последние годы концепт «мягкой силы» завоевал особый авторитет в теоретических кругах, динамичность научных исследований этого феномена подкрепляется широким спектром действий по использованию его на практике. Одним из таких ключевых направлений является спортивная дипломатия, которая, будучи введенной в научный оборот относительно недавно, представляет собой часть публичной дипломатии. В условиях популяризации спортивных событий мирового масштаба, а также многовековой истории использования спорта в политических целях, актуальным становится более тщательное рассмотрение данного вида дипломатии. Растущая экономизация международных отношений, утверждение транснациональных корпораций в качестве влиятельных игроков на международной арене способствует все более интенсивному проникновению их в сферу международного спорта, вызывая особого рода интерес к изучению взаимодействия и коллизий с «мягкосиловыми» целями спортивнодипломатической линии государства. На национальном уровне происходит уделение всё большего внимания вопросам развития физической культуры и спорта, ведется усиленная работа по «воспитанию» национальных сборных команд. Растет роль международных спортивных организаций в мировой политике, активно обсуждаются механизмы усиления внешнеполитического «мягкосилового» влияния того или иного государства в мире.
1
Наиболее распространенное определение спортивной дипломатии звучит следующим образом: официальная и неофициальная деятельность государств, правительств, специальных внешнеполитических органов по осуществлению задач внешней политики государства посредством организации, проведения и участия в международных спортивных мероприятиях с участием команд, спортсменов, тренеров и их достижений [14].
Спортивная дипломатия представляет собой перспективное направление увеличения «мягкосилового» влияния страны. Начиная с минимального участия государства в рамках организации спортивных обменов и заканчивая бойкотированием крупного спортивного события по сугубо политическим причинам, спортивная дипломатия вызывает помимо определенности в прогрессивности своего будущего, некоторые сомнения этического характера, связанные с покушением на незыблемость чистоты спорта и затмеванием его универсалистских целей объединения человечества во имя мира. Что касается перспектив развития спортивной дипломатии, в ходе обработки имеющейся на современном этапе информации можно сделать следующие выводы: с учетом растущей популярности престижа страны-организатора крупных мировых спортивных мероприятий и всё более тщательной теоретической освоенности фактора «мягкой силы» как компонента внешнеполитического влияния, не представляет труда спрогнозировать, что интерес к спортивной дипломатии продолжит расти. Не исключено, что современная государственная политика в области физической культуры и спорта на внутриполитическом уровне, её постепенная модернизация, позволит оказывать влияние на своего рода уже известного истории единения государства и общества. Будучи одной из наиболее динамично и уверенно развивающихся модификаций дипломатии, спортивная дипломатия может рассчитывать на собственную институционализацию в как можно большем количестве государств мира.
2
Политическая практика функционирования российской спортивной дипломатии отличается своей динамичностью. Пять лет спустя после создания Российского олимпийского комитета в 1911 году и первого участия России в Олимпийских Играх в 1912 г., в 1917 году в рамках следования большевистской политики было произведен уход Советской России(позже СССР) из большого спорта на срок более чем в 30 лет. Однако, наряду с этим был создан Международных Союз физкультурных организаций рабочих и крестьян(Красный Спортинтерн), существовавший с 1921 по 1937 г. Спортивная дипломатия Советской России носила пропагандистский характер, имела целью распространение идей мировой революции и набирала популярность в коммунистических секциях зарубежных стран. В отношении внутренней политики в области спорта в Советской России также было уделено значительное внимание: велась активная деятельсть в рамках программ Всеобуч, ГТО. [2, с. 110]. Спад развития советской спортивной дипломатии периода Второй Мировой Войны сменился стремительным подъемом на основе победоносных патриотических настроений и возвращением СССР в Олимпийский спорт: в 1951 г. был образован Олимпийский комитет СССР, и в июле 1952 г. советские спортсмены впервые приняли участие в олимпиаде в Хельсинки. Спортивное воспитание СССР, значение которого сложно переоценить в рамках стремления максимизировать «спортивнодипломатические» и «мягкосиловые» ресурсы в условиях холодной войны, было ориентировано на установление рекордов, исполнение залога «играть и побеждать». [5, с. 24]. Период перестройки ознаменовался целью профессионализации спорта, выведения спортсменов «из подполья» и предоставления им возможности заключения трудовых контрактов. Однако недостаточное их финансовое обеспечение нередко подталкивало советских спортсменов к заключению контрактов с зарубежными клубами. В период девяностых, в связи с непростой экономической ситуацией, можно отметить наибольшего масштаба упадок российской спортивной дипломатии: государственное финансирование спортивных комплексов перестало поступать, спортивные площади закрывались в угоду торговым. Однако уже в начале 2000х о спорте вновь заговорили как об источнике возрождения национальной идеи, под эгидой «спорт как национальная идея оздоровления населения» было принято множество законов и постановлений. [7, с. 335].
Необходимо отметить, что несмотря на неоднозначную оценку политики Советских властей современниками, идеологема спорт обладает уникальностью: в воспоминаниях о советском спорте, прежде всего, присутствует гордость и одобрение, ностальгия по былому спортивному величию.
Таким образом, накопленная успехами советских спортсменов «мягкая сила» даёт дополнительный импульс развитию современной российской спортивной дипломатии.
В настоящее время спортивную дипломатию Российской Федерации можно охарактеризовать как находящуюся в стадии разработки: теоретическая увязка с концептом российской «мягкой силы», как было указано ранее, характеризуется недавностью своего возникновения, что, в свою очередь, на практике порождает весьма ограниченный круг примеров прямого влияния проводимых Россией спортивных мероприятий на успех ее внешнеполитических действий. Одним из таких примеров являются Зимние Олимпийские Игры в Сочи 2014, которые, по мнению некоторых СМИ, способствовали положительным результатам предпринимаемых Россией действий в вопросе украинского кризиса, сыграв «отвлекающую роль» для мировой общественности, и, тем самым, позволив России «выиграть время» для принятия наиболее выгодных ей решений [4]. Однако, рассматривая исход этого же события по отношению к предстоящему Чемпионату Мира 2018, необходимо отметить негативное влияние на «спортивнодипломатический» потенциал страны в рамках выражения многочисленных протестов со стороны западных стран к предоставлению России права на проведение данного мероприятия[3]. Так, мы видим, что «мягкая сила» в выражении спортивной дипломатии России может иметь реальный политический вес только в определенных обстоятельствах. И, напротив, именно политические события могут оказать на нее наиболее ощутимое деструктивное влияние.
3
Олимпийские Игры Сочи 2014 представляют собой предмет особой важности для спортивной дипломатии России, поскольку являются неоспоримым инструментом повышения уровня «мягкой силы» страны, её имиджа и престижа. Масштабные инфраструктурные вложения выразились в финансовом эквиваленте как самые дорогостоящие за всю историю проведения Зимних Олимпийских Игр, с совокупными затратами в 50 миллиардов долларов [13].
В данном случае в рамках взаимодействия Оргкомитета Сочи 2014 с Глобальными партнерами МОК интересны, прежде всего, аспектом политическим: В частности, международная организация Human Rights Watch призывала глобальных спонсоров МОК прислушаться к их замечаниям о фактах несоблюдения в России некоторых прав человека(в частности, введение закона о запрещении пропаганды однополых отношений[8]).
В рамках Сочинской Олимпиады также имело место столкновение непосредственно транснациональных корпораций в экономических вопросах: так, говорилось о имеющим глубокие корни противостоянии Apple и Samsung(которая являлась официальным спонсором Олимпиады), связанная с использованием спортсменами продукции с логотипами компании-не спонсора(Apple) [12].
Рассматривая сферы действия транснациональных корпораций и государства, можно отметить пересечение их исходных политических и экономических целей. В отношении транснациональных корпораций может быть, в свою очередь, осуществлено давление со стороны других международных организаций, а также правительств стран своего базирования. Олимпийские игры, в таком случае, рассматриваются как поле столкновения не только принимающих участие в их организации государств, но и латентного столкновения интересов экономических, что воплощается в прямо ином наборе государств-участников.
4
Политика государства в области спортивного развития во многом также оказывается затронутой последствиями коммерциализации данной сферы. Наилучшим в данных условиях вариантом, успешно проявившим себя на практике, предстает совместная деятельность государства и бизнеса в строительстве и эксплуатации спортивных объектов.
В настоящее время Российская Федерация проводит политику по популяризации спорта как профессионального, так и массового, подчёркивает важность прививания культуры спорта и обозначая долгосрочную цель в виде оздоровления населения. Огромные надежды возлагаются на укрепление национального единства и улучшение внешнеполитического имиджа.
На законодательном уровне существует два вида программных документов, предоставляющих решение подобных задач [10, с. 59]: «Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта на 2006-2015 годы» [11] (далее – «программа») и «Стратегия развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2020 года»[9] которые определяют политику государства как в области профессионального, так и массового спорта.
Наиболее явной причиной пользы частно-государственного сотрудничества является совместная деятельность по поддержанию здоровья нации, то есть, область массового спорта. Согласно В. А. Ледневу, область интересов и государства, и бизнеса, несмотря на то, что подобные оздоровительные программы не осуществляются ни под непосредственным, ни под прямым государственным контролем, в результате своей реализации приводят к укреплению здоровья нации [6, с. 59], что уже стоит в списках основных целей государства. Стоит также отметить косвенное влияние на популяризацию профессионального спорта, интересы государства в котором уже напрямую могут быть связаны с его положением на международной арене. 29 июня 2012 года проходил бизнес-форум на тему «Государственные программы развития спорта: диалог бизнеса и власти», основными моментами которого были привлечение инвестиций бизнес-структур в государственные проекты с описанием их целей, отмена практики госфинансирования строительства крупных спортивных объектов и замена данной практики государственно-частным партнерством с целью максимально-качественного исполнения заказа [1].
Так, к примеру, сотрудничество государства и бизнеса в области организации спортивных мероприятий, в том числе и международных, выражается через Российскую Ассоциацию спортивных сооружений, которая носит общенациональный характер в обеспечении разработки стратегии развития сети спортивных сооружений и реализации программ развития физической культуры и спорта. Объединяя в своём составе профессионалов в области проектирования, строительства, оснащения и управления спортивных объектов и ведущие компании, работающие в области спортивных сооружений (российские и зарубежные архитектурные бюро, проектные и строительные организации, поставщики инженерного и спортивного оборудования), организация представляет собой мощный координирующий информационно-консультационный центр, осуществляющий помощь членам ассоциации и ее партнерам, среди которых имеются как российские, так и зарубежные компании.
Международные соревнования по Шорт-треку в рамках одноименного Кубка Мира, состоявшиеся 14-17 ноября 2013 года, принял российский город Коломна. Уникальность мероприятия заключалась в том, что впервые в России, Европе и Азии подобные соревнования проходили в области конькобежного спорта. Крупнейшим партнером, осуществившим его комплексную поддержку, стала российская компания MF Group, являющаяся одним из национальных лидеров в сфере технического обеспечения мероприятий, основными клиентами которой являются муниципальные власти городов, а также департамент города Москвы [15].
Как указано в обзоре итогов 2013 предолимпийского года журнала «Sportfacilities», Россия вышла в лидеры по числу проводившихся в стране крупнейших мировых соревнований (успешно были проведены летняя Универсиада в Казани, чемпионат мира по лёгкой атлетике в Москве, Всемирные Игры боевых искусств в Санкт-Петербурге, чемпионат мира по конькам и тестовые предолимпийские соревнования по остальным видам спорта в Сочи. В рамках Федеральной целевой программы «Развитие Физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы было профинансировано 124 объекта массового спорта, в то время как за все время реализации программы количество данного рода объектов составляет 645 [16].
Говоря о перспективах развития отрасли строительства спортивных сооружений, также важно отметить пересечение интересов государства и бизнеса: в московской области наряду с растущей активизацией государства по возведению спортивных объектов в рамках долгосрочной целевой программы «развитие физической культуры и спорта в Московской области на 2013-2015 годы наблюдается значительный интерес инвесторов к этой области. В рамках строительства спортивных объектов для проведения крупных мероприятий в ближайшем будущем важно упомянуть строительство футбольного стадиона Чемпионата Мира по футболу 2018(в сочетании с реконструкцией старого и сохранением его как объекта культурного наследия), «Зенит-Арены» в Санкт-Петербурге и другие.
Таким образом, общую заинтересованность государства и реализацию его целей на практике можно проследить посредством государственного участия в финансировании строительства спортивных сооружений. В Российской Федерации данная практика показывает весьма благоприятные результаты: наряду с возведением спортивных объектов более высокого потенциального качества и, соответственно, оказанием содействия повышению уровня развития профессионального и массового спорта, отечественные компании данной сферы деятельности получают возможность полноценной самореализации, укрепления на отечественном рынке товаров и услуг и продвижения их за рубежом. Реализация программы государственно-частного партнёрства оказывает благоприятный эффект как на политическую и экономическую составляющую, тесная связь которых наиболее хорошо прослеживается в данной сфере.
* * *
В связи с растущей популярностью использования методов спортивной дипломатии для достижения политических целей и, несмотря на ощутимый уровень экономизации международных отношений и рост влияния транснациональных корпораций на мирополитические процессы, все большее число механизмов влияния посредством массовых спортивных мероприятий используется государством с целью повышения собственного имиджа и престижа, накопления «мягкой силы», выяснения интересов и выявления противоречий. Это осуществляется как прямыми(политическими) методами – на уровне официальных заявлений и законодательства, так и косвенными – через увеличение конкурентоспособности национальных партнеров в целях долгосрочного повышения влияния страны в сфере экономики. В последней, в свою очередь, просматривается масштабное влияние транснациональных корпораций, интересы которых, в свою очередь, также могут подпадать под сферу влияния стран своего базирования.
В области функционирования российской спортивной дипломатии перспективы развития отечественной «мягкой силы» могут быть охарактеризованы как высокие. Активное её участие в спортивных событиях мирового масштаба, деятельность по строительству новых спортивных комплексов и совершенствование внутреннего законодательства в области спортивной политики свидетельствуют об успехе в практике имплементации теоретически недавно оформленных принципов действия спортивной дипломатии. Тем не менее, функция спортивных мероприятий как непосредственной опоры для реализации внешнеполитических задач России остается недостаточно укорененной в практическом отношении и требует дальнейших действий по её усовершенствованию.
Библиографический список
- 29 июня в Аэростар-отеле состоялся бизнес-форум «Государственные программы развития спорта: диалог бизнеса и власти»// SportBusinessConsulting. – URL: http://s-bc.ru/news/article/da480624-d7f4-4a3f-bbe5-7660255022ea/ [Дата последнего обращения: 10.12.2014]
- Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Красный спортивный интернационал и зарождение советской спортивной дипломатии//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2012. № 2. С. 107-114.
- Вице-премьер Великобритании призвал лишить Россию прав на ЧМ-2018. – URL: http://www.mk.ru/politics/2014/07/27/britanskiy-vicepremer-nastaivaet-na-lishenii-rossii-prava-provedeniya-chm-po-futbolu.html/ [Дата последнего обращения: 18.01.2015]
- Западные СМИ: Олимпиада поставила Украину «на паузу». URL: http://www.odnako.org/blogs/zapadnie-smi-olimpiada-postavila-ukrainu-na-pauzu/ [Дата последнего обращения: 18.01.2015]
- Ларшина Н.В. Спорт как отражение социокультурных трансформаций в современной России//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2004. № 1. С. 221-228.
- Леднев В.А. Государство и спортивно-оздоровительная индустрия: стратегия частно-государственного партнерства по пропаганде и реализации здорового образа жизни// Менеджмент в индустрии спорта: сб. ст. Вып. 1. / под ред. В. А. Леднева. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. – С. 168-175.
- Малышева Е.Г. Универсальная идеологема “спорт” в политическом дискурсе СССР и современной России//Личность. Культура. Общество. 2009. Т. XI. № 1. С. 330-337.
- Президент РФ подписал закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних//ИА «ГАРАНТ». – URL: http://www.garant.ru/news/481391/ [Дата последнего обращения: 12.12.2014]
- Проект государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» рассмотрен и принят на заседании правительства Российской Федерации 14.03.2013. URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/news/3385/ [Дата последнего обращения: 18.12.2014]
- Рябов И. Г. Менеджмент и коммерциализация в современном спорте//Менеджмент в индустрии спорта: сб. ст. Вып. 1. / под ред. В. А. Леднева. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. C. 57-65.
- ФЦП “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы”// утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. № 7. – URL: http://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/ [Дата последнего обращения: 18.12.2014]
- Apple на Олимпиаде в Сочи// Новости Hi-Tech.Mail.Ru. – URL: http://hi-tech.mail.ru/news/misc/samsung-sochi-2014.html/ [Дата последнего обращения: 10.12.2014]
- Dmitrii Medvedev’s interview with CNN. – URL: http://article.wn.com/view/2014/01/22/Dmitry_Medvedevs_interview_with_CNN_Prime_Minister_of_the_Ru/ [Дата последнего обращения: 12.12.2014]
- Murray, St. Sports-Diplomacy: a hybrid of two halves. 2011. URL: http://www.culturaldiplomacy.org/academy/content/pdf/participant-papers/2011-symposium/Sports-Diplomacy-a-hybrid-of-two-halves–Dr-Stuart-Murray.pdf/ [Дата последнего обращения: 12.12.2014]
- Samsung ISU World Cup Short Track 2013/14 which will be held at the Speed Skating Centre of the Moscow Region “Kolomna” Kolomna, the Russian Federation on November 14-17, 2013// Speed skating center “Kolomna”. -URL: http://www.kolomna-speed-skating.com/en/actual/2412.html/ [Дата последнего обращения: 16.12.2014] Samsung победила
- Year 2013 in review//SportsFacilities сооружения и индустрия спорта. – URL: http://sportsfacilities.ru/upload/iblock/fa4/fa4d28cce36d3a3e4b7ac2474323fe68.pdf [Date of recent access: 10.12.2014]