Тема «Методы обучения» – одна из важных тем, позволяющих будущих педагогов по физической культуре подготовить к самостоятельной педагогической практике и деятельности. Система вузовской подготовки иерархично выстраивает возможность изучения темы в соответствии со спецификой деятельности и предметно-педагогическим обеспечением учебного процесса, специфика которых изучается с использованием разнообразных педагогических технологий, средств обучения и методов обучения [1-30]. Первым предметно-педагогическим курсом, изучающим методы обучения, является курс «Теоретическая педагогика», возможность его изучения определяется спецификой подготовки студентов-бакалавров [12-16].
Попытаемся высветить специфику изучения темы «Методы обучения» в структуре курса «Теоретическая педагогика».
В рамках изучения темы «Методы обучения» студенты знакомятся с педагогическими технологиями, фасилитирующими изучение любой изучаемой темы. Остановимся подробнее на двух вариантах формирования культуры самостоятельной работы студентов и педагогов [24-27] – на технологиях формирования культуры самостоятельной работы – технологии системно-педагогического моделирования [18, 21] и RP-технологии педагогического взаимодействия [1, 7].
Определяя научный образ построения материала базовым [19, 22, 28], мы определим уровневое изучение дидактического материала темы «Методы обучения» в структуре 4-х уровней, фасилитирующих планомерный переход от репродуктивных форм и методов обучения к продуктивным.
Первый уровень – репродуктивный уровень. Репродуктивное обучение – это вид обучения, в основе которого лежит такая модель обучения, что всё содержимое изучаемого преподносится в готовом виде. Происходит пятиступенчатая обработка дидактического материала – 1) изучение нового материала, 2) закрепление в структуре выполнения определенных упражнений изученного материала, 3) обобщение дидактического материала, 4) систематизация изученного дидактического материала, 5) применение дидактического материала на практике. Иногда третью и четвертую ступени соединяют и получают четырехступенчатую систему репродуктивного обучения.
В таком понимании студентов подводят к первой ступени обучения – изучение нового материала. Одним из оптимальных способов изучения дидактического материала считают опорный конспект (предложил впервые В. Ф. Шаталов), который состоит из сжатого и легко усеваемого материала, именуемого – оперными сигналами. Студентам педагогами по ФК предлагается посмотреть различные опорные конспекты различных тем, которые представлены на электронных носителях в работах [19, 22], затем они переходят к составлению своего опорного конспекта по теме «Методы обучения». Можно пользоваться всем арсеналом современной системы электронных и традиционных источников информации. Если же студенты не имеют возможности пользоваться различными электронными ресурсами – мы минимизируем данный уровень изучения темы. Предлагается взять в библиотеке 3-5 учебников, в которых представлена тема «Методы обучения» и создать опорный конспект исходя из предложенного программно-педагогического обеспечения. Данный опорный конспект составляют студенты в рабочей тетради, т.к. любая другая форма менее эффективна, нежели ведение рабочей тетради, за которую будущие педагоги в балльно-рейтинговой системе оценивания знаний получают определенных баллы. Ограничение, которое принимается – опорный конспект составляют на 2-х раскрытых страницах рабочей тетради, ничего на него кроме опорного конспекта не помещая.
Следующим этапом в подготовке модели разноуровневой технологии изучения темы «Методы обучения» является подготовка совокупности контрольных вопросов. Обычно выбирается 10 контрольных вопросов. Грамотность составления совокупности контрольных вопросов свидетельствует о готовности студентов к организации педагогического взаимодействия. Каждый правильно отвеченный вопрос будет оценен в 1 балл. Здесь вводится понятие «шкала оценки и отметки», «однородная оценка». Предлагается изучить специфические особенности построения шкал оценок и отметок.
В работах [12-16] представлен следующий дидактический материал:
Оценка результатов тестирования
Традиционная система оценивания результатов:
- неудовлетворительно – менее 70 %;
- удовлетворительно – от 71 % до 80 %;
- хорошо – от 81% до 90 %;
- отлично – от 91% до 100%
Система оценивания результатов по Н. В. Басовой:
- неудовлетворительно – менее 70 %;
- удовлетворительно – от 71 % до 80 %;
- хорошо – от 81% до 94 %;
- отлично – от 95% до 100%
Система оценивания результатов по Т. А. Чекалиной:
- низкий (неудовлетворительно) – менее 40 %;
- пороговый (удовлетворительно) – от 41 % до 60 %;
- средний (хорошо) – от 61 % до 80 % и освоение всех дидактических единиц;
- высокий (отлично) – от 81 % до 100 % и освоение всех дидактических единиц.
В таком понимании не сложно вычислить, если 10 баллов – это 100 % полученных оценочных баллов, то в трех измеряемых система оценки и отметки определить традиционные «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Предлагается воспользоваться или устным счетом, или калькулятором (на телефоне), или программным обеспечением, фасилитирующем расчет минимальных характеристик (табличные формулы в Microsoft Word, построение таблиц и расчеты в Microsoft Excel).
Второй уровень – уровень репродуктивно-вариативной деятельности. На данном уровне предлагается составить определенный дидактический тест, состоящий из заданий различных форм и оценки. Например, самая простая форма – однородный тест, состоящий из 15 однородных тестовых заданий, в котором предлагается 1 вопрос и 5 вариантов ответа, 1 из которых – верный. Максимальное количество баллов, – 15. Данный тип тестов не эффективен в моделировании, т.к. студенты не попробуют себя в истинном понимании дидактами, моделирующими уровневую технологию изучения темы. Второй вариант – предлагается создать такой дидактический тест, в котором есть все типы заданий, которые содержит современная дидактика, в структуре оценки дидактических заданий существует два ограничения: 1) оценка набранных баллов должна быть в 2 раза больше предыдущего уровня, т.е. первый уровень – 10 баллов, значит, второй уровень – 20, третий – 40 баллов, четвертый – 80 баллов; 2) дидактическое задание, в котором один вопросы и несколько вариантов ответа, один из которых только правильный оценивается в 1 балл, дидактические задания, в котором несколько верных ответов – 2 балла, дидактическое задание на сопоставление и установку последовательности элементов – 3 балла, дидактическое задание, представляющее собой кейс-задание – 5 баллов; все типы заданий должны быть представлены в дидактическом тесте. Третий тип составления дидактического теста репродуктивно-вариативного уровня – можно взять шкалу, предложенную Елькиной О. Ю., Лозован Л. Я., Кошкиной Н. И., определяющей оценку заданий типа «А» в 1 балл, типа «В» – в 6 баллов, типа «С» – в 60 баллов [8-16].
Дидактические тесты в структуре типа заданий «А» – это тестовые задания, в структуре которых подразумевается 1 правильный ответ, выбираемый из списка приведенных, то есть задания типа «А» определяются в последовательности «знать, уметь, владеть» как составная контроля, определяемая через дидактическую единицу «знать» [12-16].
Задания типа «В» – это совокупность тестовых заданий различной формы, в которой определена одна из следующих форм записей[12-16]:
1. Установите соответствие между элементами двух множеств (двух колонок).
2. Установите соответствие числам натурального ряда (1, 2, 3, … n), т.е. установите в порядке величины (значимости) ниже приведенные термины.
3. Установите правильную последовательность действий, отношений, событий и пр.
4. Выберите два и более правильных ответов.
5. Впишите пропущенное слово.
То есть задания типа «В» определяются в последовательности «знать, уметь, владеть» как составная контроля, определяемая через дидактическую единицу «уметь».
Задания типа «С» – это тестовые задания, именуемые современной дидактикой, как кейс-задания, т.е. задания, определяющие возможность измерить формируемые компетенции у студента через такую составную современной дидактики (дидактическую единицу), как «владеть» [12-16].
Любой из вариантов жизнеспособен и проверен педагогами, работающими на факультете физической культуры НФИ КемГУ за последние 10 лет не однократно, т.е. и на очной и заочной форме обучения студенты работали в данном направления педагогического моделирования.
Третий уровень – уровень поисковый. На поисковом уровне студенты составляют тематику докладов и рефератов со списком литературы. Библиографические данные должны быть оформлены в соответствии с действующим стандартом библиографии. На текущий момент – это ГОСТ 7.1-2003 и ГОСТ 7.0.5-2008.
Шкалирование оценок должно быть соответственно в рамках выбранной формулы – каждый последующий уровень больше предыдущего в 2 раза. Т.е. 40 баллов должны быть распределены по разным блокам оценки за написанный реферат или доклад.
Четвертый уровень – уровень творческий. Именно на творческом уровне будущие педагоги по физической культуре показывают возможность представить различные формы выявления нестандартных способов постановки проблемы и их решений в структуре изучения темы «Методы обучения», которая является один из трех китов современной дидактики средней и высшей школы.
Оценка и отметка четвертого уровня представляет собой также удвоенный вариант предыдущего уровня, т.е. – это 80 баллов. Качество и возможности предложенных заданий также могут быть вариативно определены в структуре верификации целостности разработанной технологии изучения темы «Методы обучения».
В структуре курса «Теоретическая педагогика» тема «Методы обучения» В лекционном изучении состоит из трех звеньев – традиционные методы обучения, методы обучения, относящиеся к методам развития и формирования творческих способностей и методы коррекционного обучения.
В структуре курса «Теория и методика физической культуры» происходит уточнение и верификация различных методов физического воспитания в системе современного образования. Специфику изучения возможностей данного курса мы опишем в следующей работе.
Библиографический список
- Зубанов В. П., Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в структуре изучения педагогических дисциплин будущими педагогами (бакалаврами) // Инновации в науке, производстве и образовании: сб. трудов Междуню науч.-практ. конф. Рязань : изд-во Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2013. С. 341-345.
- Зубанов В. П., Козырева О. А., Гайко М. Е. Особенности планирования и организации продуктивной деятельности студентов-педагогов по физической культуре в вузе и спузе //Непрерывное профессиональное образование: проблемы, перспективы, опыт международного сотрудничества: матер. межвуз. науч.-метод. конф. с междун. уч. Благовещенск: изд-во БГПУ, 2012. С.39-42.
- Зубанов В. П., Меркушева Э. А., Козырева О. А. Некоторые аспекты продуктивной самореализации будущих педагогов по ФК // Society, culture, personality. Current problems of socio-humanitarian knowledge : of the IV international scientific conference on February 16–17, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». P. 118-119.
- Кареев А. А., Козырева О. А., Стройкина Л. В. Качество управления педагогическими процессами в структуре идей здоровьесбережения // Наука XXI века: проблемы и перспективы: матер. II Междун. науч.-практ. конф. Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С. 41-43.
- Кириенко С.А., Слепышев А.В., Козырева О.А. Специфика и ресурсы гуманизации общества в структуре изучения педагогического знания будущими педагогами по ФК // Международный академический вестник. 2014. №3. С. 22-24.
- Козырева О.А., Стройкина Л.В., Вяхирева А.В. Некоторые возможности моделирования в структуре изучения педагогических дисциплин будущими педагогами по ФК //Многоуровневое образование и компетентностный подход: векторы развития: материалы российской науч.-метод. конф. с междунар. участием (Вологда, 20 марта 2014г.); под ред. д.э.н., проф. О. В. Лускатовой. Вологда: Вологод. инст. бизнеса, 2014. С. 444-450.
- Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5–85117–239–8.
- Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров напр. подготовки «050100 – Пед. образование», профиля – «Физ. культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 55 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». – Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». – Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров напр. подготовки «050100 – Пед. образование», профиля – «Физ. культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 49 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров напр. подготовки «050100 – Пед. образование», профиля – «Физ. культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 53 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. – 52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. – 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М.: МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978-5-7262-2023-9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. – 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
- Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2009. №9. С.79-83.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О.А. Уровневое обучение: теория и практика в современной системе образования: учеб.-метод. пособ. Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. 427 с. [+прил. на CD].
- Козырева О. А., Доркин Д. С., Стройкина Л. В. Особенности детерминации категории «педагогический менеджмент» в ресурсах определения условий педагогического взаимодействия будущего педагога по ФК // СОЦИОСФЕРА. 2014. №2. С. 191-193.
- Козырева О.А., Похоруков О.Ю., Платоненко А.И. Специфика и результативность моделирования педагогических средств в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования //Пед. мастерство: матер. Междун. науч. конф. М.: Буки-Веди,2014.С.6-8.
- Козырева О.А. Моделирование как социально-педагогический феномен: курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. 627 с. [+прил. на CD].
- Мелконян Г.М., Зубанов В.П., Козырева О.А. Специфика управления и эффективность профессионально-педагогического взаимодействия в структуре получения и апробации современного педагогического знания //Professionalizing of a personality at educational institutes and practical activities: theoretical and practical problems of sociology, labor psychology and professional education:mat. of int. sc. conf. Prague:Sociosféra-CZ. P.118-119.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1 (3). С. 49-62.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. № 11. С. 58-65.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Стройкина Л.В., Нуритдинов М.Н., Козырева О.А. Детерминация понятий современной педагогики как форма самосовершенствования личности педагога //Наука и образование: тенденции и перспективы: матер. Междун. науч.-практ. конф. Уфа:ИЦИПТ,2014.С.85-87.
- Стройкина Л. В., Козырева О. А., Доркин Д. С. Некоторые особенности детерминации основ педагогического взаимодействия в структуре изучения педагогического менеджмента // Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 754-757.