Социальная адаптация связана с процессом социализации, в ходе которого ребенок усваивает ценности, установки, верования, свойственные определенной культуре, социальной группе. Он может испытывать на себе влияние многих культур и, как правило, входит в состав нескольких социальных групп. Однако окружающая его социальная среда – достаточно сложный неоднородный организм, а поэтому ценности и ожидания, предъявляемые к ребенку разными социальными группами, могут, как совпадать, так и не совпадать. А поскольку общество полно социальных противоречий, путь социальной адаптации для детей сложен и чреват различного рода ошибками.
Семья и школа выступают в жизни ребенка основными элементами, обеспечивающими большую или меньшую успешность социальной адаптации. Однако это процесс, в котором проблемы могут быть обусловлены и организацией семьи, и устройством общества, чьи интересы и требования обычно представляет школа, и особенностями взаимодействия между ними. Необходимо преодолеть все эти трудности. Только в этом случае между ребенком и его окружением может установиться позитивное взаимоотношение. Для достижения успеха в социальной адаптации семье и школе необходимо выстроить непротиворечивые взаимоотношения, найти компромисс, научиться взаимодействию.
Однако семья и школа могут спровоцировать отношения, и тогда ребенок, утратив интерес к жизни семьи, будет тяготиться вниманием родителей к его делам в школе. В этом случае, пишет В.В. Зеньковский, «семья становится источником ненужных и вредных антисоциальных чувств…какой-то обветшавшей ценностью» [1, с.340]. С другой стороны, критика школы и учителей со стороны семьи нередко порождает протесты против школьных правил, традиций и устоев. В результате, может образоваться антагонизм семьи и школы, порождающий непримиримую борьбу за право первостепенного влияния на ребенка.
Социальная адаптация ребенка связана с верой в себя и окружающих, с умением, с одной стороны, прислушиваться к советам взрослых, с другой, не попадать в полное подчинение, абсолютную зависимость от них. Социальная адаптация предполагает социальную компетентность, умение устанавливать позитивные устойчивые эмоциональные связи. Присуща социальной адаптации и межкультурная, межэтническая и межконфессиональная толерантность. А поэтому семья и школа должны научить ребенка положительно относиться к культурному, этническому и конфессиональному многообразию. В противном случае он будет считать только собственные взгляды, обычаи и ценности истинными, а все другие – ложными, ошибочными, в лучшем случае – второстепенными.
Однако далеко не всегда существующие формы толерантности могут предотвратить социальные и политические столкновения. Это, например, происходит сегодня во Франции, где совсем недавно весьма почитались традиции культурной, этнической, религиозной терпимости во взаимоотношениях различных людей. Но крах мультикультурализма и всколыхнувшие всю Европу террористические взрывы наглядно показали всю сложность и шаткость ситуации. К сожалению, наблюдаются случаи межэтнических столкновений и в российских городах. Россия столкнулась с вызовами, на которые пытается дать достойный ответ, что невозможно без признания важности и актуальности проблем социальной адаптации.
В решении данных проблем роль семьи огромна. Ибо семья – не просто сожительство, но почти всегда в той или иной мере – сотрудничество. Здесь ребенок приобретает первый социальный опыт. Это важнейший орган социальной адаптации, потому что здесь тесное социальное сотрудничество органично дополняется естественным чувством родственной близости. Радость одного члена семьи разделяется всеми, каждый каждому готов придти на помощь. Такая семья, даже не формулируя каких-либо конкретных педагогических задач, в высшей мере позитивно участвует в процессе воспитания.
Школа же, социально адаптируя ребенка в своем воспитательном процессе, должна четко учитывать особенности социальных и национальных различий. И очень важно чтобы школьное воспитание не было космополитичным. Ибо любовь к Родине обязательно должна органически сочетаться с воспитанием чувства солидарности с другими народами. Основываясь на этом, школе необходимо постоянно утверждать, что современный воспитательный идеал, формирующий высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за его настоящее и будущее, укоренён в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [2, с.11].
Однако влияние семьи и школы на социализацию ребенка может иметь и негативный характер. С сожалением приходится констатировать, что современная семья часто лишена и эмоционального единства, и эмоциональной близости. А поэтому мы сталкиваемся с сиротством детей, живущих в семьях, сиротством, как правило, более страшным, чем сиротство при потере родителей. В семьях, где интересы родителей и детей непримиримы, где все друг друга раздражают и ненавидят, социальные переживания детей отравлены постоянными ссорами и скандалами. Понятно, что там нет и быть не может условий для должной социальной адаптации ребенка.
В таких семьях влияние на ребенка основывается преимущественно на страхе социального порицания. Это, конечно, достаточно эффективный способ добиться желаемого поведения. Но по наблюдениям психологов, развитие социального стыда, задерживает развитие стыда индивидуального, а это часто приучает к лицемерию. Когда ребенок становится свидетелем того, что реальные поступки родителей идут вразрез с внушаемыми ими же моральными сентенциями, асоциальные чувства только закрепляются. Однако родители далеко не всегда способны осознавать это.
Не следует забывать, что именно в семье формируются первые межличностные связи и отношения. Здесь ребенок получает тот минимум общения, без которого он в дальнейшем не сможет стать личностью. А стало быть, воспитание требует от семьи значительных сил, которых ей порой не хватает [3, с. 87]. В.В. Розанов писал: «индивидуум может и должен быть убежден, что есть вещи, которые он знает один, что этих вещей некому передать его детям, наконец, что это именно знание и есть главное, которое определяет жизнь, определяет самого человека, тогда как всяким другим знанием он лишь пользуется» [4 , с.134]. Школа дает посох человеку, но формирует-то его семья.
Школа также часто не только не борется с асоциальностью ребенка, но, напротив, усиливает и развивает у него асоциальные чувства. Вместо того, чтобы сближать детей, она укрепляет эгоизм. Учителя требуют от детей дисциплины и молчания, что порождает вначале пассивный, а затем, нередко, и активный протест. Все это явно не способствует социальной адаптации, которая требует свободы творчества, что в идеале и должна обеспечить школа своим ученикам.
Без грамотного педагогического руководства потенциальные социальные чувства ребенка могут проявляться в действиях, направленных против школьных правил: списывание, подсказки, обман учителя, круговая порука и т.д. Дети испытывают потребность во взаимопомощи, в интеллектуальном обмене – и только когда школа будет организована так… она будет способствовать росту социальной активности, – на это обращал внимание В. В. Зеньковский [5, с. 336]. Взаимная помощь – основа социального чувства, обязательно должна поддерживаться школой. Детям должна быть предоставлена возможность выполнять различные виды работ и через социальный обмен развивать социальную активность.
Школа призвана не только развивать ум, давать знания, прививать навыки, но и готовить ребенка к той гражданской самостоятельности, какую требует жизнь. Таким образом, школа должна готовить не только образованных людей, но и разделяющих идеалы солидарности граждан, способных к позитивной общественной деятельносте. Социальная адаптация предполагает не эгоистическую замкнутость в себе, а прежде всего – служение людям, стране, Отечеству [6]. Смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовностью к этому. Но в полной мере принять ту или иную ценность ребенок может лишь самостоятельно, исключительно через собственную деятельность.
В связи с этим В.А. Сухомлинский убеждал, что заниматься воспитанием ребенка насущно необходимо. Крайне важно научить его «умению чувствовать человека». Истоки этого чувства необходимо заложить в семье ребенка, где он имеет возможность черпать энергию в родственных чувствах любви, привязанности, поддержки, а развивать его следует в процессе воспитания в школе через солидарность, сотрудничество детей под руководством педагогов.
Библиографический список
- Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. – 347 с.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с.
- Курбатова А.С. В.В. Розанов и православные мыслители о браке и семье: дисс…канд. филос. наук / А.С. Курбатова. – Н. Новгород, 2000. – 170 с.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов. – М.: Педагогика, 1990. – 624 с.
- Зеньковский В.В. Психология детства.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm (дата обращения: 03.10.2015).vvvvvvvvvvv