FOODISM КАК ЭСТЕТИЗМ XXI ВЕКА

Вигель Нарине Липаритовна
Ростовский государственный медицинский университет
профессор кафедры Истории и философии

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию культурного феномена пищи (еды) в современном жизненном стиле или «жизненном мире». Пища глобализации культуры также как и религия - подлинная страсть, которую людям нравится делить с друзьями. Являясь предметом местной и национальной гордости она сегодня склонна к глобальному эклектизму. Акцентируется понятие foodism-а как эстетизма, то есть той силы, которая нашла своё выражение в жизни, поскольку жизнь понимается как искусство.

Ключевые слова: глобализация культуры, глобальный эклектизм, искусство, пища, современный жизненный стиль, эстетизм


FOODISM AS ESTHETICISM OF THE XXI CENTURY

Wiegel Narine Liparitovna
Rostov state medical university
Doctor of Philosophy, professor of department of History and philosophy

Abstract
The paper contemplates of a cultural phenomenon of food in modern vital style or "the vital world". Food of cultural globalization as well as religion original passion people is pleasant to be shared with friends. Being a subject of local and national pride it is inclined to global eclecticism today. The concept foodism as estheticism, that is that force which found the expression in life as life is understood as art is accented.

Keywords: art, estheticism, food, foodism, global eclecticism, globalization of culture, modern vital style


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Вигель Н.Л. Foodism как эстетизм XXI века // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/61155 (дата обращения: 21.04.2024).

Наиболее обсуждаемой темой личных предпочтений в обществе на сегодняшний день, как ни странно является пища. Современный человек приходя в гости, в отель сразу же дает понять что он «любит» поесть. Разговоры о вкусовых пристрастиях, изысканных и экзотических блюдах сегодня более интересны, чем книги, музыка, рукоделие, профессиональные достижения, спорт, обсуждение телевизионных программ и т.д.

Пища в современном мире определяет социальный статус, поэтому употребление блюд «роскоши и изыска» [1, с.73] являются основополагающими в приобретении более высокого социального положения, они создают конкуренцию, дают преимущество над другими, являются своего рода социальной «агрессией» [2, с.78], которая проявляется в том, что лично потребляемые продукты более качественны, не содержат ГМО, изготовлены из лучших сортов, компоненты, входящие в их состав растут в экологически чистых районах.

Теперь, мы живем согласно идеологии Майкла Поллана и Элис Уотерс, где говорится «Ешьте, молитесь и любите» [3, с.14]. Пища, поглощая духовную энергию,  выражает символические ценности,  она стала смыслом жизни, который заключается в сохранении себя и человечества [4, с.81].

«Еда – это все!» Никто не озаботится, знаете ли Вы о А.И.Герцене или С.М.Соловьеве, насущнее обсудить сорта шоколада, кофе или чая. Еда, для молодых людей сейчас является креативностью, торговлей, политикой, здоровьем, это почти религия.

Пища как и религия тоже подлинная страсть, которую людям нравится делить с друзьями. С одной стороны, являясь предметом местной и национальной гордости, с другой – включая элементы европейской культуры, она сегодня склонна к глобальному эклектизму.

Foodism стал эстетизмом  XXI века. Так как пища исходит из физиологии, то представляет собой проявление силы жизни с ее приукрашиванием (Ницше). Эстетика foodism-а подразумевает ту силу, которая нашла своё выражение в жизни, поскольку жизнь понимается как искусство [5, с.13].

При всем сходстве с искусством, пища искусством не является. Их схожесть лишь в том, что они обращены к нашим эмоциям. Пища может вызвать эмоции, но только в пределах очень ограниченного диапазона — комфорт, восхищение, возможно ностальгию, но не возмутить и не вызвать горе.

Хорошее ризотто – это прекрасно, но оно не способствует пониманию других людей, не позволяет нам увидеть мир по-новому, испытать потрясающие впечатления, которыми наслаждаемся в театре, кино и картинных галереях.

Да, если в американской современной культуре пища конкурирует с искусством, то у нас в стране, хотя еда имеет огромное значение в повседневности, но все же не в ущерб искусству.


Библиографический список
  1. Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 72-79.
  2. Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.
  3. Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях     билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 11-15.
  4. Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
  5. Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Вигель Нарине Липаритовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация