НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Варфоломеева Татьяна Николаевна1, Жусупов Аскар Ракимжанович2
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, канд. пед. наук, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, студентка 3 курса Института экономики и управления

Аннотация
Статья посвящена профилактике киберэстремизма в студенческой среде.

Ключевые слова: интернет, киберэкстремизм, контент, терроризм, чат-рум, экстремизм


SOME ASPECTS OF THE PREVENTION OF CYBERACTIVISM IN THE STUDENT'S ENVIRONMENT

Varfolomeeva Tatiana Nikolaevna1, Zhusupov Askar Rakhimzhanovich2
1Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, candidate. PED. Sciences, associate Professor, Department of Business Informatics and information technology
2Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, 3rd year student of the Institute of Economics and management

Abstract
The article is devoted to the prevention of cyberactivism in the student's environment.

Keywords: chat room, content, Cyberactivism, extremism, Internet, terrorism


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Некоторые аспекты профилактика киберэкстремизма в студенческой среде // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/60928 (дата обращения: 22.04.2024).

В настоящее время огромную роль в жизни человека играет глобальная сеть интернет. Интернет – это большое пространство возможностей c доступом к различной информации, которое расширяет свои пределы ежеминутно. Каждый день во всем мире создаются тысячи сайтов, на них можно найти любую информацию, начиная от развлекательной информации вплоть до серьезных политических, экономических и социальных ресурсов. Однако кроме полезных свойств, «мировая паутина» также содержит негативную информацию, в частности пропаганду экстремистского характера.[1,2,3,4,5]

В общем смысле под киберэкстремизмом понимают экстремизм в виртуальном (кибер-) пространстве. Экстремизм в понимании ученых – это радикальная приверженность к крайним взглядам и мерам, наиболее часто проявляемым в политике, международных отношениях, религии.Направление киберэкстремизма возникло сравнительно недавно и прогрессирует, несмотря на меры, принимаемыегосударством и соответствующими органами.

В связи с повышением риска подверженности атаки злоумышленников в интернете, государство стало активно применять меры по обеспечению безопасности в данной сфере и установило жесткие ограничения на законодательном уровне. В России трактовка экстремистского направления контролируется Федеральным Законом № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Федеральный закон от 27 июля 2006 г №149 – ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная ответственность.[6,7,8,9,10,11,12]

Информация в наше время обладает огромным влиянием на общество, чем и пользуются террористические группировки, пропагандируя свою идеологию.Определить реальное количество подобного контента сложно, так как чаще всего сторонний наблюдатель не осознает, что отдельная информация в Интернете имеет экстремистский подтекст. Для несведущих людей переговоры террористов выглядят как нечто обыденное. Часто в целях пропаганды сепаратисты используют чат-румы или обычную рассылку.

По данным ВЦИОМ 70% самых активных пользователей «всемирной паутины»– это население в возрасте от 18 до 24 лет. Это говорит о том, что основная аудитория, сталкивающаяся с подобной проблемой – молодежь, в частности студенты. В таком возрасте люди наиболее подвержены манипуляции и неразборчиво поддерживают разные идеологии. [13,14,15,16,17,18]

К причинам, порождающим экстремистские настроения в молодежной среде, необходимо отнести не только социально экономические противоречия современного общества, но и культурно воспитательные проблемы: изменение ценностных ориентаций, распад прежних моральных устоев, отсутствие стремления к единению всех народов, проживающих на территории России.

Профилактика киберэкстремизма среди студентов должна осуществляться по трем направлениям: юридическому, акмеологическому, технологическому.

Исходя из первого направления, профилактика проводится на законодательном уровне. Люди, занимающиеся пропагандой экстремизма и киберэкстремизма, в частности, а также поддерживающие подобные настроения, должны осознавать величину ответственности за свои действия и неизбежность наказания.[19,20]

Второе направление предполагает построение строгой системы ценностей у студентов, которая ориентирована и способна противостоять влиянию экстремистского характера. Для этого нужно упростить доступ к объектам культуры, а в интернет – среде пропагандировать общечеловеческие ценности.

Технологическое направление подразумевает следующее: фильтрация интернет-контента и персонификация доступа к потенциально опасным ресурсам.

В сфере образования уделяется немало внимания профилактикикиберэкстремизма, для этого выполняетсядиагностическая работа с целью исследования личностных свойств толерантности у студентов, проходят мероприятия антитеррористического и антиэкстремистского характера,разрабатываются различные проекты для вовлечения молодежи в спорт, волонтерскую деятельность, участие в городских мероприятиях по профилактике экстремизма. Организовываются занятияна темы: «Конституция РФ о межэтнических отношениях»; «Сущность терроризма»; «Дисциплинированность и бдительность – в чем выражается их взаимосвязь?»; «Как террористы и экстремисты могут использовать подростков и молодежь в своих преступных целях»; «Мы голосуем за мир»;Профилактика и разрешение конфликтов»; «Богатое многообразие мировых культур»и т.п.Проводится разъяснительная работа среди студентов по предупреждению экстремизма с приглашением представителей правоохранительных органов, духовенства, а также беседы, направленные на формирование чувства патриотизма, толерантности, веротерпимости, миролюбия между гражданами различных этнических групп населения.[21,22]

Таким образом, профилактика киберэкстремизма во всех сферах деятельности общества, является актуальной и серьезной проблемой. Особое внимание следует уделять студенческой сфере, которая наиболее подвержена негативному влиянию. Улучшение функционирования сервисов безопасности интернета, позволит наладить общую систему предупреждения терроризма и экстремизма, которые сегодня несут наибольшую угрозу.


Библиографический список
  1. Агдавлетова А.М. Меры профилактики киберэкстремизма среди молодежи. В сборнике: Информационные системы и технологии в образовании, науке и бизнесе (ИСиТ-2014) Материалы Всероссийской молодежной научно-практической школы. 2014. С. 13-14.
  2. Ганиева Л.Ф. Методика проведения цикла воспитательных мероприятий по антипропаганде киберэкстремизма среди молодежи в вузе Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей) / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: МГТУ, 2014. – 189 с. 57-63.
  3. Ганиева Л.Ф. Применение проектного менеджмента при проведении мероприятий по профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи в вузе Новые информационные технологии в образовании: материалы 8 междунар. науч. практич. конф. Екатеринбург, 10-13 марта 2015г. ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф. -пед. ун-т» Екатеринбург, 2015.619 с. 298-302
  4. Ганиева Л.Ф., Ефимова И.Ю., Чернова Е.В. Метод проектов в подготовке молодёжи к противодействию вовлечения в киберэкстремистскую деятельность Всеросс. студ. Форум: Актуальные проблемы теории и методики информатики, математики и экономики (21-22 марта) Шадринск: ШГПИ, 2014.128-135.
  5. Доколин А.С., Чернова Е.В. Превенция вовлечения молодежи в киберэкстремистскую деятельность посредством компьютерных игр // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – часть 5. – с. 1074-1077. (Реестр ВАКа МО и Н РФ).
  6. Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н., Веремеенко О.О., Ступар О.С. Воспитания противодействия идеям киберэкстремизма среди молодежи. Сборник: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск : Дом печати, 2014. – 203 с.
  7. Ефимова, И.Ю. Методика и технологии преподавания информатики в учебных заведениях профессионального образования [Текст]: учебно-метод. пособие 2-е издание, стереотипное / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – Москва: ООО «Флинта», 2014. – 41 с. ISBN 978-5-9765-2040-0
  8. Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей) / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова; Магнитогорский Дом Печати, 2014. – 204 с.
  9. Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей) / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Магнитогорский Дом Печати, 2015. – 480 с.
  10. Макашова В.Н. Механизмы противодействия киберэкстремизму и кибертерроризму в системе образования//Фундаментальные исследования. -2013. -№ 10-9. – С. 2054-2059
  11. Макашова В.Н.Ошурков В.А, Цуприк Л.С. Механизмы защиты обучающихся от киберэкстремизма в условиях развития облачных образовательных сервисов//Фундаментальные исследования. – 2014.
  12. Макашова В.Н., Трутнев А.Ю., Новикова И.Н., Ганиева Л.Ф. Педагогические, психологические и лингвистические аспекты проблемы киберэкстремизма среди молодежи в вузе. ВАК Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12–6. – С. 1289-1293;
  13. Макашова В.Н., Чернова Е.В. Информационные технологии как фактор распространения идей киберэкстремизма в молодежной среде/ В.Н. МакашоваЕ.В. Чернова//Современные информационные технологии и ИТ-образование. -2013. -№ 9. -С. 328-335.
  14. Макашова В.Н., Чернова Е.В. Информационные технологии как фактор распространения идей киберэкстремизма в молодежной среде / Современные   информационные   технологии   и   ИТ-образование  / Сборник   избранных   трудов   VIII  Международной   научно-практической конференции.  Под ред.  проф.  В.А.  Сухомлина.   -  М. :  ИНТУИТ.РУ,  2013.  –  829  с. – с.328-336
  15. Мовчан И.Н., Чернова Е.В., Чусавитина Г.Н. Учебный проект как одна из форм противодействия киберэкстремизму среди школьников // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 9-3. – С. 486-490
  16. Сафронов А.А., Макашова В.Н. Анализ методических рекомендаций для обеспечения информационной безопасности детей образовательных учреждений // Современная техника и технологии. 2014. № 8 (36). С. 3-6.
  17. Старков А.Н., Старкова Н.А., Чернова Е.В. Киберэкстремизм в молодежной среде как социальная проблема // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – часть 7. – с. 1550-1554.
  18. Чернова Е.В. Киберэкстремизм в сетевом социальном пространстве / Информационные системы и технологии в образовании, науке и бизнесе (ИСиТ-2014). Материалы Всероссийской молодежной научно-практической школы, г. Кемерово, 19-21 июня 2014 г. – 288c. – с. 99-101.
  19. Чернова Е.В. Социальные сети и киберэкстремизм / Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи.  (сборник статей). Под ред. Л.З. Давлеткиреевой, Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, Магнитогорск, 2013. – 162 с. – с. 132-136.
  20. Чернова Е.В., Гиляжева Г.З. Формирование толерантного мировоззрения у учащихся для профилактики киберэкстремизма в условиях поликонфессионального и многонационального общества / Современные информационные технологии и ИТ-образование / Сборник избранных трудов IX Международной научно-практической конференции. Под ред. проф. В.А. Сухомлина. – М.: ИНТУИТ.РУ,  2014.  – 957 с. – с. 671-681.
  21. Чернова Е.В., Макашова В.Н., Боброва И.И. Современные аспекты распространения киберэкстремистской идеологии в молодежной ИТ-среде // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – часть 5. – с. 1294-1297. (Реестр ВАКа МО и Н РФ).
  22. Чернова Е.В.Макашова В.Н.Боброва И.И., Современные аспекты распространения киберэкстремистской идеологии в молодежной ИТ-среде // Фундаментальные исследования, ИД «Академия естествознания», Пенза, 2014-Русский.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Жусупов Аскар Ракимжанович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация