Модернизация образования, вызванная глобализацией экономики и нарастанием экономической и трудовой мобильности, появлением новых функций в деятельности педагогов, развитием педагогических технологий, повышением скорости обновления содержания образования, выступает основным вектором структурных и содержательных изменений системы профессиональной подготовки. Это отражается в изменении требований к педагогическому труду и личностным качествам преподавателя [2].
В полной мере это касается и профессиональной деятельности преподавателя-тренера.
Профессиональная деятельность преподавателя-тренера деятельность представляет собой особый вид профессионально-педагогической деятельности, характеризующийся высокой мерой воздействия на личность воспитанника и ответственности за физическое и психологическое благополучие подопечных, а также повышенной стрессогенностью. Преподаватель-тренер при осуществлении свой профессиональной деятельности последовательно принимает на себя различные роли: сначала роль опекуна (замещение родителей в процессе воспитания); далее – роль наставника (выступание эталоном поведения и деятельности); позднее – роль руководителя (направление дальнейшего развития спортсмена) [3].
В условиях системы дополнительного образования к профессиональной деятельности преподавателя-тренера добавляются требования, связанные с необходимостью учета возраста и уровня социально-психологической готовности обучающихся. Особенностью дополнительного образования является тот факт, что дети определяют необходимость его получения, руководствуясь своими предпочтениями и склонностями, и на закрепление ребенка в спорте и успешность его деятельности влияет множество факторов: наличие природных данных к реализации данного вида деятельности, комфортность нахождения в образовательной среде, видение собственных перспектив в развитии и наличие возможностей проявления индивидуальности. В этих обстоятельствах роль преподавателя-тренера становится во многом определяющей для закрепления и адаптации ребенка в коллективе и достижения им успехов в развитии и личностном росте.
Рассматривая современные требования к личности преподавателя-тренера системы дополнительного образования и содержание его деятельности, можно выделить следующие ключевые группы функций, выполнение которых позволит обеспечить его максимальную эффективность в современных условиях [1]:
Экспертно-консультативные функции: преподаватель-тренер выступает перед спортсменами как специалист, преподаватель, является основным источником информации. В связи с этим он должен обладать широким диапазоном знаний по ряду специальных вопросов (методика учебно-тренировочного процесса, тактика ведения соревновательной борьбы, состояние спортивного оборудования и инвентаря и пр.) и развитой эрудицией.
Проектировочные: преподаватель-тренер должен уметь осуществлять текущее и перспективное планирование, обладать умениями формировать у обучающихся видение ближайшей и отдаленной перспективы, повышать самоотдачу их деятельности.
Административные: преподаватель-тренер в современных условиях часто является администратором, решающим вопросы аренды помещений для проведения соревнований, организатором сборов, руководителем, курирующим вопросы организации врачебного и психофизиологического контроля за состоянием обучающихся.
Представительские: в современных условиях преподаватель-тренер является не только представителем руководства для своей команды, но и лицом, осуществляющим представительство, сопровождение и продвижение как команды, так и отдельных спортсменов перед различными инстанциями (спортивные комитеты, спортклубы и пр.)
Воспитательные: эта группа функций предусматривает целенаправленное влияние на обучающихся, закрепление у них правильных моделей поведения, формирование культуры и этики. В силу особенностей деятельности проявление этих функций часто носит стихийный характер и проявляется в подражании обучающихся своему лидеру. Дети, особенно в подростковом и юношеском возрасте стремятся идентифицироваться с тренером и с готовностью воспринимают его установки, ценности, отношения и особенности поведения. В связи с этим наличие социально-положительных черт личности педагога-тренера становится не только желательным, а необходимым условием эффективного осуществления им профессиональной деятельности [4].
Исходя из этого можно сделать вывод, что в условиях модернизации образования функции преподавателя-тренера расширяются, требования к личности и профессиональной деятельности преподавателя-тренера становятся более жесткими, все большую роль играет наличие у него психолого-педагогической подготовки, позволяющей максимально эффективно осуществлять взаимодействие с обучающимися, осуществлять учебно-тренировочный процесс и на высоком уровне осуществлять спортивную подготовку.
Библиографический список
- Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: учеб. пособие. – М. Просвещение, 1983. 223с.
- Прохорова М.П. Направления инновационного развития педагогического образования // Наука, техника и образование. 2015. № 9 (15). С. 78-80
- Седых Е.П. Проектирование рефлексивной деятельности обучающихся в условиях сетевого обучения. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 241.
- Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. – М. Просвещение, 1980. 179 с.