Проблеме формирования мыслительных операций посвящены исследования Н.Н. Поддьякова, С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, П.П. Блонского, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Обуховой, Л.А. Венгера и др.
С.Л.Рубинштейн понятие «операция» трактует как акты или звенья, на которые распадается действие, и рассматривает их как формы проявления мышления, т.е. способы осуществления процессов анализа, синтеза, обобщения [7].
Согласно взглядам Ж.Пиаже, операции – это интериоризованные обратимые и скоординированные в связные структуры действия, выступающие как психологические механизмы мышления [1].
По мнению П.Н.Поспелова, И.Н. Поспелова, «операции мышления – отдельные, законченные, устойчивые и повторяющиеся мыслительные действия. Ими могут быть сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация» [6,с.40].
И.В.Дубровина считает, что мыслительные операции являются различными сторонами основной деятельности мышления – опосредования, т.е. раскрытия всех более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами [3,с.176].
Таким образом, на основе вышеперечисленных определений, под мыслительными операциями следует понимать способы мыслительной деятельности, посредством которых ребенок решает те или иные мыслительные задачи. Все мыслительные операции тесно связаны друг с другом и не могут быть использованы в «чистом» (изолированном) виде. Так сравнение нельзя осуществлять без анализа, обобщение – без абстрагирования, классификации – без сравнения и т. д.
Основываясь на психолого-педагогических исследованиях многих ученых (С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже, Р.С. Немова, Н.Б. Истоминой и др.), необходимо дать следующие определения основным мыслительным операциям: анализ – мысленное разложение предмета или явления на составляющие его части; синтез – мысленное объединение частей предметов или явлений в единое целое; сравнение – установление сходств и различий между предметами или явлениями и их признаками (свойствами, частями); обобщение – мысленное объединение предметов или явлений по каким-либо существенным признакам, свойствам; классификация – разделение предметов или объектов на классы по наиболее существенным признакам; сериация – это упорядочивание предметов по степени интенсивности выделенного признака.
Следует отметить, что сформированные мыслительные операции у старших дошкольников являются залогом успешного обучения в начальной школе. Поэтому важно уже в период подготовки к школьному обучению особое внимание уделять развитию у детей основных мыслительных операций и элементов логического мышления.
Многие исследователи (Большунова Н.Я., Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И. и др.) определили сказку не только как эффективный метод формирования элементарных математических представлений у детей, но и как средство развития логического мышления у дошкольников.
Математическая сказка, отмечает Л.М.Кулагина, представляет собой особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление [5].
В сказке, имеющей математическое содержание, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, а также разные герои простых сказок, в сюжет которых включены разнообразные математические представления («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик», «Маша и медведи», «Колобок» и т.д.)
Слушая интересные сказки, дошкольник одновременно включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.
Большунова Н.Я. выделила ряд особенностей сказки с познавательным сюжетом:
- Математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание.
- Математическое содержание может выступать в качестве особого рода противоречивых ситуаций, требующих действенного обследования, выдвижения и проверки гипотез. Условием решения такого рода задач является организованное с помощью сказки детское экспериментирование.
- Математическое содержание может выступать как некое правило действий героев сказки.
- Математическое содержание включается в сказку в форме особого рода познавательных задач-загадок, выполнение которых становится мерой значимости героя и его помощников — детей [2].
Л.М. Кулагина выделяет следующие виды математической сказки в соответствии с изучаемыми разделами:
- понятийные сказки, которые включают основные и математические понятия и термины;
- цифровые сказки, в которых основной акцент делается на знакомство с цифрами;
- геометрические сказки, в которых происходит знакомство с основными геометрическими фигурами;
- комплексные сказки, в которых происходит закрепление изученного материала и в единое математическое целое соединяются различные математические понятия.
В пособии Т.И.Ерофеевой, Л.Н.Павловой, В.Н.Новиковой «Математика для дошкольников» [4] также представлены сказки с занимательным сюжетом, которые дают возможность формирования представлений об окружающем и способах решения проблемных ситуаций. Ребенок, включаясь в обсуждение вместе с персонажами сказок, ищет пути решения предложенных познавательных задач. При этом он также входит в образ, только здесь будут решаться две задачи одновременно: эмоционально окрашенное уподобление себя герою и активизация мыслительных операций (синтеза, анализа, классификации, сравнения, обобщения и др.).
Приведем пример математической сказки, которую можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
«Гуси лебеди».
Задачи:
- Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
- Учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам.
- Развитие умения сравнивать предметы по цвету и форме.
- Развивать умение классифицировать предметы по форме, цвету, размеру.
- Развитие познавательного интереса у детей к математической деятельности.
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету!
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси – лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили. Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
- Решишь задачку – скажу.
- Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: «Выбери все мячики», «Выбери круглые, но не мячики».
Девочка решила задачку, тогда печь сказала ей бежать к яблоньке.
- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Поможешь мне среди всех фигур найти фигуру похожую на яблоко – скажу.
Нужно подобрать похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. «Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? Девочка ответила: «Круги».
Яблоня сказала ей, что братец ее у бабы-яги.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку:
— Здравствуй, бабушка!
— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
- Я за своим братцем пришла.
- Поможешь навести порядок, тогда отпущу твоего братца. Нужно все вещи сложить по:
* названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т.д.);
* размеру (в одну корзину сложить большие мячи, в другую – маленькие, в одну коробку – длинные карандаши, в другую – короткие и т.д.);
- цвету (в эту коробку – красные пуговицы, в другую – зеленые);
- форме ( в одну коробку сложить квадраты, в другую – кружки, в третью – кубики, в четвертую – кирпичики).
Девочка помогла бабе-яге, и вскоре девочка с братцем вернулись домой.
А тут и отец с матерью пришли.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
- сформированные мыслительные операции являются условием успешного обучения детей в начальной школе;
- математическая сказка является эффективным средством развития основных операций мышления (синтеза, анализа, обобщения, сравнения, классификации и др.) у дошкольников. Включаясь в обсуждение сказок, ребенок учится мыслить, выделять причинно – следственные связи и отношения, решать те или иные проблемно-практические ситуации, вследствие чего происходит активизация логического мышления и связанных вместе с ним мыслительных операций.
Библиографический список
- Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. М.,2003.
- Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. 1993. № 5. С.39-43
- Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2003.
- Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1992.
- Костикова Д.А. Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников // Детский сад: Теория и практика. 2012. №1. С.96 – 100.
- Поспелов Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 Т. М.: Педагогика, 1989.