Современное развитие рыночных экономических систем требует от представителей бизнеса не только быстрого принятия решений на основе сложившейся конкурентной ситуации, но и максимально точного прогнозирования изменений на отдельных рынках. Именно маркетинг, представляющий собой “систему управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленную на достижение конечных результатов ее деятельности посредством учета и активного влияния на рыночные условия” [1], позволяет собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия обоснованных экономических решений в рамках деятельности конкретных компаний. В этой связи заинтересованность в квалифицированных специалистах с высшим образованием в сфере маркетинга со стороны многих российских и зарубежных компаний растет. Так, например, результаты опроса, проведенного Гильдией Маркетологов в конце 2013 г, показали, что в трети компаний, в которых работают респонденты, в позапрошлом году увеличилось количество штатных сотрудников отделов маркетинга [2]. Кроме того, по некоторым данным, за последние годы отмечен рост спроса на маркетологов-аналитиков (с апреля 2013 г. по апрель 2014 г.) на 20% [3].
В данной ситуации для российских ВУЗов, занимающихся подготовкой специалистов в области маркетинга весьма актуальной задачей, по мнению авторов, является как сочетание теоретических и практических занятий, так и внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс в целом и специализированных бизнес-программ для обучения маркетологов в частности. Для этого ВУЗам необходимо не только полностью соответствовать установленным государственным стандартам в вопросах внедрения компьютерных программ в обучающий процесс, но и создавать условия для взаимодействия учебных заведений с работодателями, ведь “современной экономической системе…требуются компетентные, инициативные, готовые к инновационной деятельности специалисты различного уровня образования. Их подготовка может осуществляться лишь при условии тесного взаимодействия образовательных учреждений и производства” [4, с. 11]. Решение данной задачи, безусловно, способно повысить как конкурентоспособность выпускников на рынке труда, так и привлекательность соответствующих высших учебных заведений среди абитуриентов.
В рамках данной статьи невозможно рассмотреть все компьютерные программы, знание которых требуется от соискателей на должности в сфере маркетинга, поэтому авторы хотели бы остановиться на тех программах, которые получили широкое применение в российском бизнесе и вошли в программы обучения специалистов по маркетингу в высших учебных заведениях.
1. В первую очередь хотелось бы отметить программу из стандартного пакета Microsoft Office: программу Excel, используемую маркетологами как крупных компаний, так и организаций в сфере малого бизнеса. Данная программа является “наиболее распространенным инструментом подавляющего большинства российских маркетологов для обработки статистики” [5, с. 259]. Excel позволяет планировать сбор данных, обрабатывать полученную в ходе маркетинговых исследований информацию как в числовом, так и в графическом формате, что дает возможность формировать удобные для анализа наглядные отчеты. Еще одним преимуществом данной программы, как для бизнеса, так и для высших учебных заведений, является ее ценовая доступность. Кроме того, программа обладает универсальностью в плане обрабатываемой информации: в ней можно хранить и обрабатывать информацию о поставщиках, конкурентах, партнерах, клиентах компании. Однако стоит отметить, что Excel не создавалась под запросы именно маркетологов, ее используют и специалисты в сфере бухгалтерского учета, и специалисты кадровых служб, и менеджеры по продажам. Поэтому Excel не может быть использована для решения всех информационных задач маркетологов. Например, при необходимости обработать результаты масштабных опросов потребителей, компания не сможет использовать данную программу; при необходимости анализа информации с помощью кластерного, дискриминационного, частотного анализов, по мнению авторов, целесообразнее обратиться к программному пакету SPSS.
2. Программный пакет SPSS ориентирован в большей мере на анализ социологических данных, поэтому он в первую очередь получил признание именно среди компаний, нуждающихся в проведении масштабных маркетинговых и социологических исследований. Исследования занимают значимое место в функционале современных специалистов в области маркетинга, так как “в условиях ужесточения конкуренции, наблюдаемого на многих рынках в XXIв., маркетинговые исследования получают широкие перспективы для развития…именно они являются основным источником информации о маркетинговой микро- и макросреде” [6, с. 944]. Программный пакет SPSS получил широкое распространение благодаря его использованию при изучении покупателей различных групп товаров и услуг с применением маркетинговых исследований. “Маркетинговые исследования позволяют изучить потребности, касающиеся различных сфер жизни потенциальных или уже существующих клиентов организации” [7, с.813], в первую очередь “маркетинг в исследовании потребителей, безусловно, придерживается цели определить набор факторов, побуждающих человека к совершению покупки того или иного товара или услуги” [8, с. 974], в решении данной задачи может помочь рассматриваемый пакет, поскольку SPSS обладает таким неоспоримым плюсом как возможность обработки огромных (по маркетинговым меркам) объёмов информации и более широким, по сравнению с Excel набором необходимых маркетологам функций для анализа данных. Серьезными недостатками данного программного пакета является его высокая стоимость и длительный срок, затрачиваемый на обучение работе в программе и интерпретацию полученных данных, который может доходить до полутора лет [5, с. 259].
3. Если программы Excel и SPSS применяются маркетологами для выполнения аналитических функций, например, анализа данных маркетинговых исследований или данных по продажам продукции, то третья программа, о который следует упомянуть в рамках данной статьи, применяется для эффективной реализации управленческой функции маркетинга. Речь идет о программе Microsoft Project, которая позволяет менеджерам в области маркетинга грамотно проводить планирование проектов и их реализацию. Как отмечают производители программы, “Project будет полезен компаниям любого размера и любой отрасли” [9]. Данная программа не подлежит прямому сравнению с двумя предыдущими, поскольку ориентирована на решение несколько других задач маркетинга. Project применяется в большей степени не рядовыми специалистами, а управленцами, однако это не умаляет ее значения для обучающихся по программам высшего образования, ведь большая часть современных выпускников высших учебных заведений готова в будущем занять руководящие позиции, значит, знание подобной программы может быть для них весьма полезным.
4. Умение работать в программе 1C, так же является важным навыком для современного специалиста по маркетингу. Если несколько лет назад программа 1С, нацеленная на автоматизацию учета, ассоциировалась только с бухгалтерским учетом, то сегодня сфера ее применения значительно расширилась. Многие компании применяют системы автоматизации продаж, которые функционируют именно на базе 1С, встречаются и программы лояльности клиентов, работающие в рамках данной программы, а это значит, что маркетологам необходимо иметь базовые знания 1С.
5. Программа «КонсультантПлюс» сегодня применяется не только в работе юридических служб, но и в работе отделов маркетинга, поскольку знание современного законодательства в сфере торговли, маркетинга, рекламы является распространенным требованием к кандидатам на должность маркетолога. По данным исследования ВЦИОМ в 2013 г, данная система стала самой популярной справочно-правовой системой [10]. В этой связи авторы хотели бы отметить значение и этой программы, позволяющей находит актуальную правовую информацию, в рамках подготовки специалистов в области маркетинга.
Современный бизнес предъявляет высокие требования к специалистам в области маркетинга: они должны уметь планировать и реализовывать маркетинговые исследований, проводить анализ внешней и внутренней маркетинговой информации; уметь планировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты и управлять ими; иметь навыки работы с программами по учету продаж, обладать знаниями в области права. Соответствовать всем этим требованиям молодым специалистам позволяют перечисленные выше программы, изучение которых должно, по нашему убеждению, проходить еще во время их профессиональной подготовки в высших учебных заведениях. Залогом успеха в обучении данным программам является, по нашему мнению, сочетание теоретических и практических заданий, что позволяет видеть реальную отдачу от программ и мотивирует обучающихся на их освоение.
Особо хотелось бы отметить, что современным маркетологам необходимы, кроме знаний в области указанных выше программ, знания в области Интернет-маркетинга. На сегодняшний день Интернет-среда предоставляет широкое поле для деятельности: ее “возможности…позволили не только успешно развиться онлайн-торговле, но и явились толчком к развитию новых направлений в маркетинге: контекстной рекламы; продвижения товаров с помощью социальных сетей; создание специализированных Интернет-услуг” [11, с. 11-12], поэтому изучение принципов работы Интернет-маркетинга, по нашему убеждению, является необходимыми звеном в процессе подготовки специалистов по маркетингу.
В заключение хотелось бы отметить, что только взаимовыгодное сотрудничество между высшими учебными заведениями и бизнесом позволит выпускать специалистов по маркетингу, соответствующих запросам рынка труда, поскольку в современной экономической системе требования к работникам меняются очень быстро и именно работодатели могут помочь в выпуске специалистов, обладающих конкурентными преимуществами.
Библиографический список
- Маркетинг. Словарь терминов / Е. П. Голубков. М.: Дело и Сервис, 2012. С. 83.
- Итоги 13-го ежегодного опроса Гильдии Маркетологов [Электронный ресурс]: URL: http://www.marketologi.ru/opros/results/ (дата обращения: 10.05.2014).
- Спрос на маркетологов-аналитиков вырос примерно на 20% за последний год [Электронный ресурс]: URL: http://www.astera.ru/news/?id=106033 (дата обращения: 10.05.2014).
- Новопашина В.Л., Сорокина Н.В., Удалова И.Б. Взаимодействие учреждений профессионального образования с рынком труда (анализ зарубежного и отечественного опыта) // Труд и социальные отношения. 2011. № 7. С. 11-19.
- Маркетинг. Большой толковый словарь. Коллектив авторов – членов Гильдии маркетологов. / Ред. А. П. Панкрухин. М.: Омега-Л, 2009. 261 с.
- Удалова И. Б., Кириллова К. В. Современные маркетинговые исследования: понятие, основные классификации, традиционные маркетинговые исследования и онлайн-исследования // Экономика и предпринимательство. 2015. №8. Ч. 1. С. 942-944.
- Удалова И.Б., Кириллова К.В. Маркетинговые онлайн-исследования потребителей и их применение в рамках реализации программ лояльности клиентов // Экономика и предпринимательство. 2014. №4. Ч.2. С. 813-815.
- Удалова И. Б., Кириллова К. В. Ерушкина Л.В. О значении психологии потребителей для маркетинга в целом и для изучения поведения потребителей в частности // Экономика и предпринимательство». 2014. №11 . Ч.3. С. 974-976.
- Продукты Visio и Project [Электронный ресурс]: URL: http://www.microsoft.com/ru-ru/office/vip/project.aspx (дата обращения: 11.05.2014).
- Справочная правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/about/software/cons/ (дата обращения: 11.05.2014).
- Удалова И.Б., Кириллова К.В. Маркетинговые онлайн-исследования: перспективы, основные плюсы и минусы // Проблемы и перспективы развития экономики и управления: материалы международной научно-практической конференции НИЦ “Социосфера”. – Прага, 2013. Ч. 1. С. 11-13.