МАКЕТ СИСТЕМЫ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ (РЕЙТИНГА) КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Сироткин Григорий Вячеславович
Астраханский государственный технический университет
аспирант

Аннотация
В статье представлен макет веб. приложения системы оценки качества деятельности вуза. Система может быть использована и как внутривузовская система оценки и как система рейтинга вузов. По сравнению с аналогами, система способна охватить оценкой всю систему высшего образования. Статья может представлять интерес для специалистов в области рейтингов вузов.

Ключевые слова: вуз, интегральная оценка, качество образования, макет системы, Рейтинг


THE LAYOUT OF THE SYSTEM OF INTEGRAL EVALUATION (RATING) OF QUALITY OF EDUCATION AND EFFICIENCY OF UNIVERSITY ACTIVITY

Sirotkin Grigoriy Vyacheslavovich
Astrakhan State Technical University
postgraduate

Abstract
The article presents the layout web application systems of quality assessment activities of the University. The system can be used as internal University evaluation system and how the system of ranking of universities. In comparison with the analogues, the system is able to cover the assessment of the entire system of higher education. The article may be of interest to specialists in the field of rankings of universities.

Keywords: higher institution, integral estimation, layout of the system, quality of education, rating


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сироткин Г.В. Макет системы интегральной оценки (рейтинга) качества образования и эффективности деятельности вуза // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/60008 (дата обращения: 18.04.2024).

Введение. Вопросы оценки деятельности вузов являются актуальными для современного российского высшего образования. Выравнивание качества образования вузов на огромной территории России, требует формирования новой системы оценки. Необходимо чтобы оценка охватила всю систему высшего образования. Однако такой системы на сегодня нет. Поэтому формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов на сегодня является одной из задач развития образования.

Данная статья является продолжением работ [1,2], в которых подробно описаны и представлены в рисунках и таблицах структура и модель системы, описаны её преимущества. Цель работы – предложить макет системы интегральной оценки качества образования и эффективности деятельности вуза (далее система) и показать перспективы её развития, как один из возможных способов решения данной проблемы.

ОПИСАНИЕ МАКЕТА СИСТЕМЫ

Сегодня каждый вуз имеет свой собственный официальный сайт. Под официальным веб-сайтом вуза понимается принадлежащий вузу веб-сайт, предназначенный для всестороннего и достоверного информирования (от имени руководства) внешних и внутренних посетителей о деятельности вуза, а также представляющий посетителям сайта всю необходимую для обеспечения взаимодействия с вузом, его руководством или его подразделениями справочную информацию [3]. Информация, размещенная вузами на их сайтах, находится в открытом доступе. С помощью Интернета, любой пользователь, не зависимо от места его нахождения, может свободно ознакомиться с содержимым сайта в объеме, определенном вузами.

В новых экономических условиях веб-сайт стал эффективным инструментом рекламы и продажи образовательных услуг. При этом, современные технологии позволяют внедрение в веб-сайты различные готовые веб-приложения, в виде отдельного портала для предоставления определенной информации, и её обработки [4]. Преимущества веб-сайта, как инструмента обеспечения вузовской деятельности, очевидны – относительная дешевизна, информационная мобильность, общедоступность, а также – мультимедийность [3]. Отмеченные обстоятельства и технологии позволили использовать возможности веб-сайтов для реализации результатов диссертационных исследований, для продвижения вузов в виртуальном пространстве. Поэтому нами предлагается макет будущего веб-приложения, которое встраивается в сайт вуза в виде отдельного портала под названием «Система оценки качества образования». Например, как это показано на рис. 1 веб-сайта АГТУ.

    

Рисунок 1. Пример ссылки на портал «Система оценки качества образования» в меню веб-сайт АГТУ.

Система представляет информацию о величине качества образования одним числом в процентном выражении, уровне эффективности/ неэффективности деятельности вуза, и позже, после разработки веб-приложения «Рейтинг ВУЗов России» и внедрения системы в вузы, рейтинг учебного заведения среди других вузов России, выраженный цифрой в общем списке.

Представленное веб-приложение станет одним из самых прямых способов привлечения абитуриентов и удержания студентов вузом при данных системы оценки о его эффективности, хорошем показателе величины качества образования и его рейтинга среди других вузов России, или наоборот, при плохих оценочных результатах – неэффективности и плохом его рейтинге среди других вузов России, заставит такие вузы провести преобразования в вузе, чтобы достичь требуемого уровня и рейтинга, либо само ликвидироваться.

Основной элемент системы – это таблица данных (см. Рисунок Приложение 1, Приложение 5). Данные таблицы данных с 1 по 7 столбец, заполняются вручную в самой таблице. Данные столбца 7 – фактические показатели, могут также заполняться в сводной таблице (см. Приложение 4). При изменении данных в таблице Приложения 5 или в таблице Приложения 4, аналогичные данные, в автоматическом режиме заполняются в той или другой таблице. При вводе времени рейтинга в Приложение 3, автоматически оно отображается в Приложении 4. Время рейтинга определяет срок, до которого подразделения должны внести в Приложение 4 данные фактических величин показателей качества, за обеспечение которых они несут ответственность.

Приложение 5. Таблица блока данных веб-приложения «Система оценки качества образования»


п/п

Показатели

Код

структуры

Сила

влияния

фактора

ед.

измер

Базовая величина

показателя

(стандарт)

Фактич.

величина

показателя

2 3 4 5 6 7
Блок 1 . ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Факторы, влияющие на качество образовательной программы

1 Стандарты А 0,7
1.1 Международный стандарты + - + +
1.2 Европейский стандарты + - + -
2 Правовые требования А 1
2.1
3. Образовательная программа Д 1
3.1
4 Качества образовательной программы Д 1
4.1
5 Профессорско-преподавательский состав И 1
5.1 Доля молодых специалистов в общем составе % 20 15
6 Специалисты И 0,3
6.1 Доля молодых специалистов в общем составе % 10 5
6.2
7 Международная деятельность М 0,7
71

8 Научная деятельность Н 0,7
8.1 Доля работ по качеству обр.программ в общем количестве работ % 10 7
9 Партнерская деятельность С 0,7
9.1
9.2
Блок 2 . ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Факторы, влияющие на качество образовательного процесса

10 Профессорско-преподавательский состав
10.1
10.2
11 Специалисты
11.1
12 Студенты
12.1
13 Качества образовательного процесса
13.1
14 Соответствия правовым нормам
14.1
15 Соответствия нормам безопасности
15.1
16 Материально –техническая база
16.1
17 Научно-методическое обеспечение
17.1
18 Международная деятельность
18.1
19 Партнерская деятельность
19.1
20 Строительная деятельность
20.1
21 Информационный ресурс
21.1
22 Анализ недостатков и их устранение
22.1
22.2
Блок 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Факторы, влияющие на качество внеучебной деятельности

23 Профессорско-преподавательский состав
23.1
24 Специалисты
24.1
25 Слушатели
25.1
26 Дополнительное образование
26.1
27 Внеучебная деятельность
27.1
28 Правовые требования
28.1
29 Безопасности жизнедеятельности
29.1
30 Материально-техническая база
30.1
31 Научно-методическое обеспечение
31.1
32 Международная деятельность
32.1
33 Научная деятельность
33.1
34 Партнерская деятельность
34.1
35 Строительная деятельность
35.1
36 Информационный ресурс
36.1
37 Анализ недостатков и их устранение
37.1
Блок 4. ОБСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

Факторы, влияющие на качество финансовой стабильности

38 Финансово-экономической деятельности
38.1
39 Абитуриенты
39.1
40 Обучающиеся
40.1
41 Дополнительное образование
41.1
42 Международная деятельность
42.1
43 Научная деятельность
43.1
44 Инновационная деятельность
44.1
45 Информационная деятельность
45.1
46 Издательская деятельность
46.1
47 Партнерская деятельность
47.1
48 Маркетинговая деятельность
48.1
49 Маркетинг образовательных услуг
49.1
50 Энергосбережение и энергоэффективность
50.1
Блок 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОВЕРКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

Факторы, влияющие на качество проверки и реализации знаний

51 Оценка преподавателем качества знаний обучающихся
51.1
52 Самоконтроль качества образования обучающихся
52.1
53 Производственная и преддипломная практика
53.1
54 Инновационная деятельность
54.1
55 Содействие в трудоустройстве выпускников
55.1
56 Мониторинг рынка образовательных услуг и труда
56.1
56.2

При вводе в таблицу Приложения 4 либо Приложения 5 новых показателей, им присваивается идентификационный код (любая новая буква) структуры, которая несет ответственность за их обеспечение. При вводе в таблицу Приложения 4 новых показателей структурным подразделением, они автоматически отображаются в таблице Приложения 5.

Приложение 4. Макет страницы «Сводные таблицы данных» веб-приложения «Система оценки качества образования»

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА


пп

Ед.измер.

Фактич.

величина

показателя

Показатели

качества

Год

2014

Год

2015

Год

2016.1

Год

2016.2

1.2.1 Руб. 2000000 Доходы от научной деятельности 100% 80% 90% -
2.4.3 % 80 Рентабельность по основной деятельности 60% 100% 95% -
4.5.1 ____ ____ ________________________ - - - -


ИзменитьСохранить
Логин:__________Пароль:____________


ПечатьНазад
Выход

2015© Система оценки качества образования | Сироткин Г.В

При вводе в таблицу Приложения 5 идентификационного кода нового структурного подразделения, по каждому новому коду автоматически создается таблица Приложения 4 и в неё автоматически вносятся данные: № пп, единицы измерения, показатели и код. Наименование структуры также указывается в таблице Приложения 4. При нажатии на код подразделения в таблице Приложения 4 открывается таблица Приложения 5. Если Код удаляется, таблица Приложения 4 автоматически помещается в архив.

При введении в таблицу Приложения 4 фактической величины показателей, она автоматически переносится в таблицу Приложения 5 и наоборот.

После заполнения столбца 3 Приложения 5 «Сила влияния факторов», сумма весов складывается и вносится в формулу 6. При вводе нового веса, общая их сумма пересчитывается, и новое число вводится в формулу 6. При изменении или удалении размера весов, сумма также пересчитывается с внесением данных в формулу 6.

После введения последней фактической величины показателя в столбце 7 Приложения 5, блок расчета автоматически начинает расчет сначала по столбцам сверху в низ по формулам 1-6, затем по формулам 7-9. Формулы будут представлены в следующей работе. Конечный результат наносится на диаграмму и вводится в эл. почту веб-приложения. Если результат равен предыдущему – линия черная, если больше – зеленая, если меньше в пределах линии разделения уровней – фиолетовая, если ниже линии – красная. Цвет линий может быть и однотонный по усмотрению вуза (государства).

После ввода в эл. почту времени мониторинга и величины качества образования, в автоматическом режиме, данные отправляются на эл. почту веб-приложения «Рейтинг вузов России» Приложение 7, где в автоматически режиме данные вводятся в таблицы рейтингов вузов Приложение 8. Все операции в системе осуществляются без вмешательства работников вуза и Минобрнауки РФ, что свидетельствует об объективности и независимости расчетов и данных.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ СИСТЕМЫ

Алгоритм работы веб-приложения прост и понятен.
Щелкнув мышкой на название веб-приложения на сайте вуза (см. Рисунок 1), откроется страница Приложения 1 – Главная страница. С этой страницы можно либо выйти из системы, либо в неё войти, щелкнув мышкой на тот или иной знак.

При входе в систему откроется страница Приложения 2 – страница Меню. С этой страницы мы можем закрыть эту страницу или выйти из системы через страницу Приложения 1, либо войти в указанные в странице Приложения 2 страницы, вход в которые либо свободный, либо через систему паролей для сайтов служебного пользования.

Страницы Приложения 3 и Приложения 6 информационные, предназначенные для свободного пользования.

При открытии страницы Приложения 3 мы увидим диаграмму качества образования вуза в динамике за множество лет, а также величину качества образования, уровень эффективности либо неэффективности вуза и рейтинг вуза среди вузов России на текущий момент. Данные могут быть распечатаны. Поэтому Приложение 3 – это визитная карточка вуза, которая позволит потребителю сделать правильный выбор вуза среди их множества на рынке образовательных услуг. Время проведения оценки, на графике в Приложении 3, вносится заранее. Оно также автоматически отображается в Приложении 4.

Приложение 6 содержит перечень наименований подразделений вуза, контроль за деятельностью которых осуществляется вузом. Щелкнув мышкой на наименование подразделения, откроется сводная таблица показателей качества Приложение 4, где мы увидим, наименование показателей качества деятельности подразделения и динамику их качества в процентном выражении за длительный срок, которые позволят потребителю сделать выводы об эффективности деятельности интересующего его конкретного подразделения вуза на текущий момент и в сравнении с предыдущими данными за многие годы. Эти данные могут быть также распечатаны. Изменение данных левой части Приложения 4 производится ответственными лицами подразделения вуза через логин и пароль. Со страницы можно выйти из системы либо вернутся на назад в Приложение 6 щелкнув мышкой на тот или иной знак.

Страница Приложения 5 предназначена для служебного пользования. В неё структурные подразделения входят через страницу Приложения 2. Порядок пользования служебными сайтами описан в тексте статьи выше.

Как отмечено выше, основная часть системы – это таблица данных (см. Приложение 5). На первом этапе в таблице данных уточняются факторы и по таблице 1 определяется сила веса каждого фактора в весах.

Таблица № 1. Шкала для формализации силы влияния факторов в системе

Элемент шкалы Интерпретация в терминах силы влияния
0 Влияние отсутствует
0,1 Минимально возможное (практически отсутствует)
0,3 Слабое
0,5 Среднее
0,7 Существенное
0,9 Сильное
1 Максимально возможное
0,2, 0,4, 0,6, 0,8 Промежуточные уровни

Приложение 1. Макет страницы «Главная» веб-приложения «Система оценки качества образования»

СИСТЕМА

ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

 Вход в систему                                               Выход

                                                              2015 © Система оценки качества образования | Сироткин Г.В.

Приложение 2. Макет страницы «Меню системы» веб-приложения «Система оценки качества образования»

МЕНЮ СИСТЕМЫ

Диаграмма качества образования вуза в целом

Перечень подразделений

Инструкция пользователя

База данных                                       Логин :________  Пароль: ________

Архив                                                     Логин:________  Пароль _________

Личный кабинет                                Логин:_________ Пароль:________

Назад                                                        Выход

2015© Система оценки качества образования | Сироткин Г.В.

Затем в таблицу данных вводятся показатели качества факторов, их базовые величины и идентификационный код подразделения, которое ответственно за его обеспечение. В график Приложения 3 вводят время проведения мониторингов.

После ввода вышеуказанных данных, система считается готовой к работе, даже если не все показатели введены в систему. По отсутствующим показателям считается, что они находятся в требуемом состоянии и система проводит расчет по введенным показателям.

Система может проводить расчет величины качества образования и при одном показателе, но точность и объективность величины качества образования будет выше, если по каждому фактору будет по одном показателю и выше. При этом общее количество показателей не ограничено, что дает возможность охватить контролем все структурные подразделения вуза.

Приложение 3. Макет страницы «Диаграмма качества образования» веб-приложения «Система оценки качества образования»


ДИАГРАММА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА


Наименование вуза:

Западный государственный технический университет (ЗГТУ)

Величина качества образования: 99,9%

Вуз:                                               эффективный                            неэффективный

Рейтинг вуза среди вузов России: 1

ПечатьНазадВыход

2015 © Система оценки качества образования | Сироткин Г.В.

Приложение 6. Макет страницы «Перечень подразделений» веб-приложения «Система оценки качества образования»

НАИМЕНОВАНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ                                Код

1. _Планово -экономический отдел___ ___                          С

2 ___________________________________                 В

НазадВыходСохранить

2015 © Система оценки качества образования | Сироткин Г.В.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

Согласно толковому словарю Уэбстера (1986), рейтинг академического качества «составляется согласно некоторому показателю или набору показателей, которые составители рейтинга считают отражающими или измеряющими академическое качество. Рейтинг представляет собой перечень лучших колледжей, университетов, факультетов или кафедр в некоторой области знания, расположенных в порядке убывания или возрастания качества. При этом каждый вуз или кафедра имеет свой собственный рейтинговый балл, а не объединяется с другими вузами в группы, однотипные по уровню качества».

Европейским Центром по Высшему образованию (ЮНЕСКО-СЕПЕС, Бухарест) и Институтом Политики в Высшем Образовании (IHEP, Вашингтон) собраны, проанализированы и систематизированы различные типы и виды методов, применяемых в рейтинговании образования. Рейтинги вузов классифицируются по типам:

- Рейтинги с начислением единого итогового балла – их применяют для ранжирования вузов в целом. Процедура такова: составляется набор показателей, каждому из них присваиваются свой вес, с учетом которых вычисляется единая итоговая оценка качества для данного вуза. Это очень распространенный подход, наиболее удачными примерами его применения могут послужить рейтинги U.S.News and World Report (США) и журнала «Перспективы» (Польша).

- Рейтинги вузов по конкретным дисциплинам, программам обучения или по отдельным предметам. В этом случае ранжированию подвергаются не вузы, а предлагаемые ими отдельные программы или обучение определенным предметам. Таким образом, можно оценивать качество учебных программ любого уровня – от программ получения диплома до аспирантских, профессиональных и др. Такие рейтинги готовит журнал «Перспективы» (Польша), «Штерн» (Германия), «Бизнес уик», «Файнэншл Таймс» (Великобритания) и многие другие.

- Рейтинги с комбинированным подходом в ранжировании. В данном случае присутствуют свои, особенные методы рейтингов/таблиц, которые невозможно объединить в единый тип. Рейтинги вузов классифицируются по своей структуре:- Порядковый. В этом случае вузам присваиваются порядковые номера, и они располагаются в рейтинге в соответствии с этими номерами. Такой подход применяют в «Приложении по высшему образованию к газете «Таймс», рейтинги DAAD в Германии и др.

- Кластерный (группировка вузов по рейтингу). Например, рейтинг «Штерн» (Германия) объединяет ранжируемые вузы в три группы – лучшую, среднюю и худшую. - Комбинированный. Каждому вузу присваивается количественная оценка, но данные публикуются только по определенному числу лучших вузов. Этот вариант представляет своего рода гибрид двух первых. Такой подход применяет «Рекрут» (Япония), где в рейтинг по каждому показателю включаются только 50 лучших вузов. Возможны и другие комбинации. Рейтинги вузов классифицируются по источникам данных:

- По имеющимся данным (например, содержащимся в опубликованных отчетах вузов).

- По собранным данным (анкетирование студентов, профессорско-преподавательского состава, работодателей, выпускников).

Таким образом, рейтинг – это расположение в определенном порядке группы объектов, оцененных по различным критериям. Использование различных критериев позволяет всесторонне оценить объекты и расположить их по порядку – от лучшего к худшему.

Применяемые в России методики оценки рейтинга трудоёмки и противоречивы. При всем многообразии уже существующих ныне позиций данную проблему нельзя считать решенной. Более того, некоторые важные аспекты, позволяющие сделать модель полной, целостной, пока остаются разработанными весьма слабо [5].

Рейтинги Рейтингового агентства “ЭКСПЕРТ РА” построены на основе статистических показателей, масштабных опросов среди респондентов: работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников. Методика рейтинга составлена с учетом мнений, высказанных представителями ведущих вузов РФ.

Рейтинги Высшей школой экономики и РИА Новости построены на основе баллов ЕГЭ студентов, зачисленных в 2011 и 2010 годах на первый курс бакалавриата/специалитета.

Рейтинг ООО “Деловая Россия” дает оценку российским ВУЗам с точки зрения востребованности их выпускников на рынке труда.

Рейтинг Федерального агентства по образованию составляется на основании официальных данных, полученных от администраций ВУЗов (форма 2нк). При составлении рейтинга ФАО учитывались такие параметры, как: состав и качество профессорско–преподавательского состава, количество студентов разных форм обучения, наличие студентов из других стран, объем научных исследований, издательская деятельность, обеспечение студентов общежитиями, профилакториями и т.д. Подсчет итоговых результатов производится с учетом филиалов ВУЗов.

Рейтинг ВУЗов издательского дома “Коммерсантъ” формировался на основе опроса крупнейших российских компаний, которые предоставили информацию о нескольких тысячах молодых специалистах, принятых ими на работу.

Независимое рейтинговое агентство в сфере образования “Рейтор” проводило рейтинговые исследования ВУЗов по критериям общественной оценки, опираясь на собственные социологические исследования и официальную информацию государственных органов [6.

Президент Владимир Путин по итогам съезда Российского союза ректоров в октябре 2014 года поручил правительству и российскому совету ректоров (РСР) представить предложения по формированию ежегодного национального рейтинга вузов. Для оценки рейтинга предлагаются определенные показатели качества деятельности вуза [1]. Однако механизмов решения проблемы, которую ранее поставил президент РФ В.В. Путин, – определить критерий, по которому можно бы выстроить вузы с точки зрения эффективности [7], ни в практике, ни в концепции нет.

Предлагаемая система интегральной оценки (рейтинга) качества образования и эффективности деятельности вуза, как один из способов решения задачи, поставленной президентом В.В. Путиным. При принятии за образец предложенной системы, на первом этапе Минобрнауки РФ необходимо провести её доработку с целью формирования единого образца для всех вузов:

- провести корректировку факторов;

- определить и сгруппировать систему показателей;

- определить силу влияния факторов на качество образования по каждому блоку;

- провести корректировку матрицы весов влияния факторов друг на друга и сценарную модель системы. Сила влияния факторов на качество образования и друг на друга, как отмечено ранее, необходимы для выбора приоритетов направления действий и денежных средств, для приведения системы в требуемое состояние при наличии отклонений.

После доработки системы, разработке веб – приложения и принятии решения о её использовании в вузах России, необходимо на начальном этапе провести апробацию веб -приложения в двух трех вузах, имеющих самые высокие результаты деятельности. При наличии положительных результатов, Минобрнауки РФ, своим решением должно рекомендовать веб -приложение для его использования вузами России при оценке качества образования для подтягивания качества образования всех вузов до определенных системой стандартов.

После внедрения веб-приложения в вузы на всей территории России, на его основе может быть разработано веб-приложение «Рейтинг вузов России» с открытием на сайте Министерства образования и науки РФ его портала. Исходными данными будут ВКО и уровни эффективности либо неэффективности деятельности вузов. На сегодня, аналогичной системы нет. Для наглядности, потоки обмена информации в объединенной системе, нами показаны на рисунке Приложения 7.

Раз в год или в другое время, определив фактические величины показателей, все вузы в одно время, вводят их в определенном порядке в систему, а результаты – ВКО и уровень эффективности по эл. почте направляются на эл. почту веб-приложения «Рейтинг вузов России» (см. Приложение 7). Система, в автоматическом режиме, обрабатывает полученные данные от всех вузов России и выстраивает их в Приложении 8 по спискам по порядку – от лучшего к худшему. Эффективные вузы в список 1, не эффективные вузы в список 2. Нумерация расположения вузов в списках 1 и 2 общая от начала до конца. Это дает нам возможность выстроить вузы по очередности по качеству образования и одновременно по уровням эффективности либо неэффективности деятельности вузов. Перечень вузов в списке и данные указаны произвольно для наглядности. Данные списков, на сайте Минобрнауки РФ, будут иметь открытый доступ и каждый желающий, не зависимо от его места нахождения по интернету может с ним ознакомиться и распечатать. Вход в систему и выход из неё через сайт Минобрнауки РФ.

Приложение 7. Макет страницы «Главная» веб-приложения «Подсистема рейтинга вузов России»

ПОДСИСТЕМА

РЕЙТИНГА ВУЗОВ РОССИИ



Личный кабинетЛогин:________ Пароль:__________

Вход в системуВыход

2015 © Система оценки качества образования | Сироткин Г.В.

 После формирования списков, рейтинговые номера по эл. почте рассылаются по вузам. Полученный по эл. почте рейтинговый номер, системой вносится в Приложение 3. После чего обработка данных системой считается законченной. Данный процесс повторяется после каждого мониторинга, а прежние данные отправляются в архив или хранятся в Приложении 3 и Приложении 4.

Приложение 8. Макет страницы «Рейтинг вузов России» веб-приложения «Система рейтинга вузов России»

РЕЙТИНГ ВУЗОВ РОССИИ

                                              Список 1 Рейтинг эффективных вузов                                       ВКО

 1. Западный государственный технический университет (ЗГТУ)                                                                                                  99,9 %

2. Тихорецкий открытый университет (ТОУ)                                                                                                                                           99,8 %

Список 2 Рейтинг неэффективных вузов

3. Звездный свободный университет (ЗСУ)                                                                                                                                               79,8 %

4. Восточный педагогический институт (ВПИ)                                                                                                                                        79,7 %

АрхивВыходПечать

2015 © Система оценки качества образования | Сироткин Г.В.

Заключение.

Тема оценки деятельности вузов очень актуальная и сложная, иногда очень спорная. Система не идеальна, но имеется возможность доведения её до требуемого состояния путем уточнения, исключения, добавления и изменения факторов.

Новизна исследований
заключается в том, что макет системы новый, представлен впервые и аналогов подобной системы нет ни в России, ни за рубежом.

Практическая значимость заключается в том, что предлагаемая система может быть использована, как внутривузовская система оценки качества образования и эффективности деятельности вузов, так и как система рейтинга вузов России. Как отдельно, так и вместе.

Система проста, понятна, востребована в образовании и практически реализуема. При использовании системы, отпадет необходимость в проведении ежегодных мониторингов деятельности вузов и услугах рейтинговых организаций, что снизит затраты на эти цели и повысит эффективность управления, оценки и контроля качеством высшего образования в России. При этом, предлагаемая система позволит создать единый мировой ежегодный национальный рейтинга вузов России, как предусмотрено концепцией Российского Союза Ректоров 2015 года, чтобы получить признание качества образования вузов России за рубежом.

Работа может представлять интерес для специалистов в области оценки качества образования, эффективности деятельности вузов и рейтингов вузов.

Методика расчета величины качества образования вуза будет представлена позже.

Дальнейшие исследования связаны с разработкой программ веб-приложений системы, экспериментальными исследованиями и их практической реализацией.


Библиографический список
  1. Сироткин Г.В. Модель системы интегральной оценки качества образования и эффективности деятельности вуза. // Инновации в науке. 2015. № 46. С.38 – 59.
  2. Сироткин Г.В. Новая структура системы оценки качества образования и эффективности деятельности для любого типа вуза в целом. // Инновации в науке.  2015. № 45. С.68 – 82.
  3. Полтавец, А.В. Веб-сайт вуза как эффективный инструмент обеспечения вузовской деятельности // Вопросы управления. http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2010/03/3/
  4. Фещенко, А.В Веб-сайт университета в современном информационно-коммуникационном пространстве http://ido.tsu.ru/files/pub2010/Feshenko.pdf
  5. Шершакова, Т.Л. Рейтинговая оценка вузов: российский подход http://expert-nica.ru/library/sbornik2012/III%20part/Shershakova.pdf
  6. Рейтинги вузов России http://www.edu.ru/abitur/index.php?act=9
  7. Сироткин, Г.В. Элементы новой системы управления качеством образования, оценки качества образования и эффективности любого типа вуза // Технические науки – от теории к практике. 2013. № 26. С. 43-50.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сироткин Григорий Вячеславович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация