ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНДРАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ РАБОТНИКОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

Черненко Наталья Ивановна
Коммунальное высшее учебное заведение «Херсонская академия непрерывного образования»
аспирант кафедры педагогики, менеджмента образования и инновационных технологий

Аннотация
В данной статье анализируются андрагогические составляющие подготовки работников морского транспорта; раскрываются психологические закономерности и современные, практические подходы к организации учебного процесса в профессиональной подготовке; выделяются методы и приёмы, применения которых в образовательном пространстве положительно влияет на повышение интереса специалистов к собственной траектории образования и самообразования, настраивает их на постоянный профессиональный рост, самосовершенствование, саморазвитие и самореализацию, побуждает стремление учиться на протяжении всей жизни.

Ключевые слова: андрагогика, андрагогическая модель обучения, андрагогические принципы, дискуссия, профессиональная компетентность, современные подходы в обучении, тренинг


USE OF ANDRAGOGICAL PRINCIPALS DURING OF SEAFARER’S TRAINING FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

Chernenko Natalia Ivanovna
Municipal Higher Educational Institution “Kherson Academy of Continuing Education”
post-graduate student of the Pedagogics, Management of Education and Innovative Technologies Department

Abstract
In this article the andragogical components of seafarers` training are analyzed; the psychological and up-to-date practical approaches aimed at the organization of educational process in professional training are revealed; the methods and modes being used in educational sphere and positively influence on raising of seafarers` interests as for their own trajectory of education and self-education are identified, adjust them to constant professional development and self-realization hereby activate aspiration to study lifelong.

Keywords: andragogical model of teaching, andragogical principals, andragogics, discussion, professional competence, training, up-to-date approaches aimed at the organization of educational process


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Черненко Н.И. Использование андрагогических принципов в профессиональной подготовке работников морского транспорта // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/60001 (дата обращения: 18.04.2024).

Постановка проблемы. Современные тенденции в развитии общества требуют радикальных изменений в подготовке и переподготовке специалистов морской индустрии. Остро стоят вопросы усиления связи с потребностями рынка работы, налаживание социального диалога и партнерства, изменения векторов развития от профессиональной квалификации работника к его профессиональной компетентности. Традиционные подходы в организации профессионального образования, при которых обучающийся ощущает себя объектом педагогических влияний, которые не требует его инициативы, мотивации, активизации рефлексии, творчества, не содействуют решению этих задач и не обеспечивают надлежащего уровня его образованности, культуры и профессионализма.Однако совместная деятельность,  подбор соответствующей технологии проведения занятий, использование андрагогических принципов обучения, которые являются довольно эффективными в этом случае и в конечном результате приводят к достижению общей цели – развитию профессионализма.

Анализ последних исследований: Активизация исследований относительно проблемы обучения взрослых наблюдалась  еще в 70-х годах прошлого столетия в связи с выходом работ американских ученых М.Ноулза и П.Смита, которые четко обозначили новые аспекты обучения взрослых. Вопрос использования андрагогических принципов обучения исследовались такими учеными как: Л.Даниленко, Б.Годзевский, Л.Набока, В.Олейник, О.Пехота, В.Пуцов, А.Старева, Н.Клокар, С.Змеёв, С. Гавров, Б. Бим-Бад.

Цель  статьи –  раскрыть преимущество  применения андрагогических принципов в профессиональной подготовке работников морского транспорта.

Изложение основного материала. На сегодня накоплен и проанализирован значительный объем теоретических материалов и практического опыта относительно обучения взрослых, но особенности использования андрагогических принципов обучения, условия для разработки  и возможность реализации индивидуальных программ повышения квалификации, целью которых и должно  быть удовлетворение нужд в личностном и профессиональном развитии каждого обучающегося, нуждаются в дальнейшем рассмотрении. Заказчиком повышения своей профессиональной квалификации  должен становиться сам специалист, которому государство готово предоставят необходимые для этого возможности и стимулы.

В своих теоретико-практических исследованиях проблемы организационно-педагогических условий профессионального образования, ученые обратили внимание на андрагогику как направление педагогики, которое рассматривает организационно-педагогические вопросы обучения взрослых. Это порождает потребность в формировании андрагогической компетентности самых преподавателей, в частности готовности к формированию у слушателей профессиональной компетентности и созданием условий для их развития и саморазвития, готовности на такие ценностные приоритеты в процессе организации учебной деятельности как совместные со своими слушателями: творчество, действия, поиск [9]. Во время подготовки работников морского транспорта к профессиональной деятельности нужно учитывать не только возраст своих слушателей, а и их опыт,  профессиональную компетентность.

Организация процесса обучения на андрагогических принципах способствует главному – вовлечению самого обучающегося в организацию процесса своего обучения [4, с.8-14].

Современная наука выделяет следующие основные принципы андрагогики:

1. Принцип приоритетности самостоятельного обучения. Для того чтобы практически использовать этот принцип, необходима значительная предварительная подготовка — составление программ обучения, подбор и тиражирование учебного материала, приобретение и создание обучающих компьютерных программ. Здесь недостаточно составления списка литературы. Этот принцип обеспечивает для взрослого человека возможность неторопливого ознакомления с учебным материалом, запоминания терминов, понятий, классификаций, осмысления процессов и технологий их выполнения. Значительную помощь в этом оказывает современное дистанционное обучение.

2. Принцип совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и преподавателем в процессе обучения. Отправной точкой процесса обучения является выявление потребностей обучающихся и производственных потребностей. Интервью обучающего (аналитика), групповые обсуждения (дискуссия) позволяют выявить эти потребности. Причем необходимо выяснение нескольких точек зрения на предмет обучения: самого обучающегося (или нескольких обучающихся при групповой учебе), его руководителя, партнера (того, с кем связан обучающийся производственными связями).

3. Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта (прежде всего социального и профессионального), практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения и источника формирования новых знаний. Этот принцип основан на активных методах обучения, стимулирующих творческую работу слушателя. Особое внимание должно уделяться и индивидуальной работе — написанию работ типа рефератов и докладов, подготовки презентаций (по некоторому заданному шаблона), созданию методических схем и описаний, которые затем могут быть проработаны к стандарту и требованиям предприятия. Индивидуальная работа также заключается  в диалоге обучающегося и преподавателя (аналитика), направленном на взаимную передачу информации и знаний. При этом осуществляется формирование эмпирических знаний.

4. Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний. Может быть использован как профессиональный, так и социальный опыт, который вступает в противоречие с требованиями времени, с корпоративными целями. Например, высококвалифицированный специалист может быть настроен на индивидуальную работу, на скрытие личностных знаний, неприятие новых перспективных работников, видя в них угрозу для своего личного благополучия. В таких случаях необходимы беседы, убеждение в несостоятельности привычного, формирование новых точек зрения, раскрытие новых перспектив, то есть воспитательные мероприятия.

5. Принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей, с учетом социально-психологических характеристик личности и тех ограничений, которые налагаются его деятельностью, наличием свободного времени, финансовых ресурсов. В основе индивидуального подхода находится оценка личности обучающегося, анализ его профессиональной деятельности, социального статуса и характера взаимоотношений в коллективе.  В данном случае предварительные мероприятия: интервью, анкетирование, тестирование, позволят построить социально-психологический портрет обучающегося.

6. Принцип элективности обучения. Этот принцип предоставляет обучающемуся: свободу выбора целей и содержания; форм и методов; источников и средств; сроков и времен; места обучения и оценивания результатов.

7. Принцип рефлективности.  Данный принцип основан на сознательном отношении слушателя к  процессу обучения, что, в свою очередь, является главной частью самомотивации обучающегося.

8. Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося. Прежде всего, это востребованность приобретенных знаний, умений, навыков хозяйственной, производственной деятельности. Исходя из этого принципа, перед планированием и организацией обучения необходимы исследование и анализ деятельности, что позволит сформулировать цели и задачи обучения.

9. Принцип системности обучения. Он заключается в соответствии целей и содержания обучения его формам и методам, средствам обучения и оценке результатов. Системность можно понимать и как систематичность, то есть непрерывность или регулярность обучения, причем с учетом предыдущих результатов и новых потребностей в обучении.

10. Принцип актуализации результатов обучения (их скорейшее использование на практике). Исполнение этого принципа обеспечивается принципами — системности, практической востребованности результатов обучения, индивидуального подхода, использования наработанного опыта.

11. Принцип развития обучающегося. Обучение должно быть направлено на совершенствование личности, создание способностей к самообучению, постижению нового в процессе практической деятельности человека [2, с. 110-114].

Применение андрагогических принципов в профессиональном обучении морских специалистов – предоставляет возможность слушателям активно и реально участвовать в планировании, реализации, оценивании и коррекции процесса обучения, а также  реально влиять на содержание, формы и методы обучения, контролировать организацию обучения. Дает возможность адаптировать процесс под свои индивидуальные потребности и особенности, то есть сделать обучение строго индивидуализированным, адресным, четким и функциональным. Однако такое участие обучающегося в организации процесса обучения невозможно без выработки определенной позиции, качеств и навыков: развития самостоятельного, творческого и ответственного подхода к своему обучению; приобретение навыков и умений организации главнейшего вида человеческой деятельности – деятельности учения; вовлечении в процесс постоянного самосовершенствования и выработки его навыков [4, с. 8-14]. Участие в организации процесса своего обучения значительно повышает заинтересованность обучающегося в достижении запланированных результатов обучения, следовательно, как результат –  достижение высокого уровня мотивации обучения.

Андрагогический подход в профессиональной подготовке работников морского транспорта позволяет значительно повысить эффективность, реальную значимость процесса обучения для каждого обучающегося. Преподаватели, вовлекая в процесс организации обучения слушателей, активизируют их деятельность, используют их опыт, значительно повышают уровень их мотивации и потому имеют все шансы более эффективно организовать процесс обучения. В процессе совместной деятельности по организации процесса обучения, используя разные формы и методы на различных этапах процесса обучения, жизненный опыт и  компетентность, слушатели могут достичь более ощутимых результатов в изучении и развитии личности, профессиональных и человеческих качеств.

При андрагогическом подходе возможные разные методы обучения:

- экспозиционные:  содержание обучения организовано и представлено посторонним источником (преподавателем, лектором, учебником, фильмом);

- управленческие:  лидеры (руководители дискуссий, руководители игр, авторы учебных программ) организуют и направляют учебный процесс таким образом, чтобы тот, кто учится, достиг намеченных целей;

- поисковые:  содержание обучения не определено целиком и полностью заранее, поскольку учебный процесс содержит у себя и постановку проблемы, и поиск ее решения [3].

В современных условиях значительно расширились возможности заинтересованного, профессионально-ориентированного взаимодействия преподавателя и слушателя благодаря новым формам организации учебной деятельности, индивидуальной и самостоятельной работе,  использованию активных методов обучения, таких как: деловые игры, тренинги, истории из жизни, дискуссии и т.п. В любом варианте каждый участник акта взаимодействия имеет множество возможностей реализовать свою субъектную активность, продемонстрировать позицию, высказать отношение к окружающему среде [6, с.108-121].  Возможности применения диалогического взаимодействия довольно широкие. Прежде всего, обратим внимание на такую традиционную форму организации учебного процесса как лекция. На смену информационной и разъяснительной функциям приходит развивающая, в основе которой  должна лежать проблемность подачи материала. На лекции очень результативно использовать диалогические приемы взаимодействия,  такие как вопросы к слушателям, предложения к сравнению, предоставление возможностей выбора вида задач, способа  их выполнения, обращение к прошлому опыту слушателей, организацию моментов оценивания и самооценивания, прогнозирование возможностей применения тех или иных знаний на практике. Систематическими должны стать обсуждения со слушателями мотивации к изучению той или другой темы,  актуализации опыта и проблем, акцентирование внимания на том, что известно по этой теме и что бы хотели узнать нового, предоставление возможностей обратной связи.  Такая форма организации обучения требует от преподавателей умения слушать и слышать, выделять в рассказе  обучающегося рациональное зерно и предать ему надлежащий эмоциональный, когнитивный вес, быть внимательным к проявлению встречной активности [10, c. 242 - 246]. В таком виде лекция не только обеспечивает слушателя определенной суммой знаний, но и расширяет горизонт самопознания, предоставляет дополнительные возможности в самовыражении. Диалогичность взаимодействия предусматривает, что преподаватель искренне заинтересован общей деятельностью и готов к партнерству.  И. Зимняя определила, что с более старшими учениками быстрее будет пройден путь становления общей деятельности и достигнуто партнерское взаимодействие в учебном процессе [1, с.305-311].  Специфично андрагогическим подходом в организации профессионального обучения можно считать конференцию – форму обучения, на которой слушатели делятся собственным опытом, обсуждают актуальные вопросы организации учебного процесса. В отличие от лекции, она по  своей сути несет диалогическую форму взаимодействия.  Содействует таким организационно-педагогическим подходам, как: заблаговременное создание (желательно со слушателями) программы конференции, подготовка материалов к выставке, индивидуальная работа со слушателями относительно выступления, подготовка наглядных пособий, теле- и видео- сопровождения. Но главное в организации таких конференций – это атмосфера. Каждый обучающийся должен чувствовать искренний интерес к себе, как к личности, профессионалу и быть убежденным, что окружающая среда  не несет для него никакой угрозы. Соблюдение таких условий гарантирует  открытость в восприятии новых идей, готовность делиться своими ощущениями и мыслями, готовность на дальнейшее профессиональное усовершенствование. 

Современные подходы к реализации идей в диалогическом взаимодействии конкретно воплощаются в интерактивных методах обучения. Остановимся детальнее на дискуссии.

Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями по поводу некоторого спорного вопроса или проблемы. В период демократических изменений дискуссию стали довольно широко применять в обучении. В качестве метода дискуссия используется в разных видах обучения: семинарах, тренингах, во время лекций. Будучи своеобразной технологией, дискуссия сама охватывает другие методы и приемы, такие как «мозговой штурм», анализ ситуаций. Чтобы дискуссия была эффективной, важно в ее организации соблюдать такие основные правила: обеспечивать поочередность в выступлениях; содействовать реализации права каждого на собственную, отличную от преподавателя, мысль; ориентировать участников на четкость и обоснованность аргументаций; настраивать всех участников  на открытие истины, а не на самопрезентацию [5, с. 23-28.]. Андрагогическая модель обучения предусматривает готовность преподавателя выслушивать каждого члена группы; уважать  мнения других; к откровенности и доверию; к критичности восприятия и способности разделять  чужие мысли. [2, с.98-107].

Однако для успешной работы нужно учитывать особенности взрослых в обучении (андрагогическая модель обучения). Взрослой аудитории в определенной мере присущие такие черты:

  • консервативность как следствие наличия жизненного опыта, который составляет важный компонент личности и поэтому сохраняется как удобная, стереотипная форма взаимодействия с окружающим миром;
  • критическое восприятие нового содержания, технологий, других нововведений в образовании;
  • мотивация на получение готовых способов для осуществления профессиональной деятельности, на практическую направленность занятий;
  • прагматизм, игнорирование того, что кажется ненужным, что не затрагивает их личностную сферу;
  • неоднозначное отношение к самообразованию: уверенность в его ненужности [3].

Учитывая специфику взрослых в обучении, определенные требования выдвигаются и к преподавателям. Преподаватель должен уметь:

  • создавать благоприятную атмосферу;
  • находить такой стиль общения со слушателями, который помог бы им достичь результата;
  • постоянно стимулировать слушателей к высшим результатам;
  • устанавливать связь между учебной деятельностью и практикой;
  • поощрять и мотивировать  к самостоятельной работе;
  • повышать интерес к учебной деятельности [8, с.298-307].

Итак, преподаватель, кроме информативной функции, выполняет специфическую роль помощника в обучении, который помогает участникам учебного процесса развить собственную активность, что значительно повышает уровень эффективности обучения. Успешность выполнения этой роли определяется тем, насколько участники процесса обучения будут способными самостоятельно определять способы и средства, нужные  для достижения цели [7].

Как отрицательное явление следует отметить, что процессы восприятия, запоминания, мышления у взрослого человека протекают, не столь продуктивно, как у ребенка или подростка. В связи с этим, первостепенную важность приобретают методология, методы, способы обучения, например использование мнемонических приемов запоминания.

Кроме того, взрослый человек имеет устоявшиеся ментальные модели, положительный для него как индивидуума опыт социального поведения, профессиональной деятельности. Однако этот опыт устаревает, индивидуальные ментальные модели входят в противоречие с общими (корпоративными) целями, навыками и требованиями, что обусловливает трудности в обучении взрослого человека, когда необходимо не только привитие нового опыта, но и удаление старого, не соответствующего современным требованиям и тенденциям развития.

Выводы. Таким образом, андрагогические принципы и модель обучения отличаются от педагогических.Отличие в том, что в андрагогической модели ведущую роль в процессе обучения играет не преподаватель, а слушатель. Функция обучающего в этом случае -  оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего, корректировке и пополнении его знаний. В этом случае происходит смена приоритетности методов обучения. Андрагогика вместо лекционных, преимущественно, предусматривает практические занятия экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, решение конкретных производственных задач и проблем. Кроме того, меняется подход к получению теоретических знаний. На первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям.  И в то же время, в реальной практике обучения, невозможно встретить ситуацию, в которой бы андрагогическая модель обучения и ее принципы, были бы применимы в полном объеме. Ее необходимо применять в соответствующих условиях и при обучении определенных групп. Задача состоит не в том, чтобы отменить или заменить педагогическую модель обучения, а в том, чтобы по мере взросления человека, развития его личности, накопление им жизненного опыта, все шире применять в обучении андрагогические принципы.


Библиографический список
  1. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М. : Логос, 1999. -  С. 384.
  2. Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С. И. Змеёв. – М. :  ООО «ПЕР СЄ», 2007. – 272 с.
  3. Змеёв С.И. Основы андрагогики: учебное пособие для вузов / Змеев С.И.- М.: Флинта: Наука,1999. – 152 с.
  4. Змеёв С.И. Применение андрагогических принципов обучения в подготовке  и повышении квалификации специалистов/ С.Змеёв// Человек и образование. М.: Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО – 2014. – № 1. – С. 8-14.
  5. Клокар Н. Андрагогічна модель повышения квалификации педагогов на принципах дифференцированного подхода /Н. Клокар// Последипломная педагогическая образования. – 2008. – № 2. – С. 23-28.
  6. Под редакцией Колесниковой И.А. /Основы андрагогики, М.: Academia, 2003. -240 с.
  7. Пєхота О.М., Кіктенко А.З.  Любарська, О.М.  Освітні технології: Навч.-метод. посіб. / За заг. ред. О.М. Пєхоти. – К.:А.С.К., 2001. – 256 с.
  8. Титенко С.В., Гагарин О.О. Семантическая модель знаний для целей организации контроля знаний в учебной системе: Сборник трудов международной конференции / Интеллектуальный анализ информации-2006/ Титенко С.В., Гагарин О.О. – Киев: Просвещение, 2006. – С.298-307.
  9. Черненко Н.И. Андрагогический поход в подготовке   преподавателей как средство совершенствования педагогической деятельности/ Збірник матеріалів Міжнародної науково-практичної Інтернет – конференції «Напрями й механізми удосконалення викладання у сучасному Вузі»// Н.І. Черненко. – Республіка  Білорусь – 2014. – Режим доступу  :  http://elib.bsu.by/nandle/12345678/107297.
  10. Черненко Н.І. Андрагогічний підхід у професійній підготовці фахівців морської галузі// КВНЗ «Херсонська академія неперервної освіти»/ Збірник матеріалів ІІ Міжнародної науково-практичної конференції «Психолого-педагогічні засади діяльності фахівця: історія, теорія, практика»// Н.І. Черненко. -  Херсон,  2014.  –  С. –  242 – 246.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Черненко Наталья Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация