В начале XXI века значительно возросла образовательная значимость формирования коммуникативной компетенции у студентов, обусловленная скоростью устаревания знаний и умений специалистов в условиях модернизации производства, а также возрастанием уровня профессиональных компетенций специалистов, в том числе и коммуникативной, как их составляющей. Смена парадигмы образования, многоуровневая структура высшего образования, новые образовательные стандарты, эффективные методики и технологии обучения – все это отражает необходимость формирования коммуникативной компетенции студентов профессионально-педагогического вуза, что ни у кого сегодня не вызывает сомнения. Снижение уровня коммуникативной компетенции выпускников средних школ, концепция модернизации российского образования и новые образовательные стандарты, рекомендующие организовать учебный процесс на основе набора ключевых компетенций, обусловливают актуальность создания системы полноценной коммуникативной «подготовки студентов вуза – будущих специалистов в разных сферах производственной и общественной деятельности» [1, с. 3].
Основной целью образования является развитие (интеллектуальное, профессиональное) личности учащегося, включающее умение самостоятельно работать с информацией, критически мыслить, умело аргументировать выдвинутые положения, уметь работать в любых социальных группах, предотвращать конфликтные ситуации или умело выходит из них, т.е. владеть коммуникативной компетенцией на высоком креативном уровне.
Проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся и студентов нашла свое отражение в работах современных ученых (Е.Н. Зарецкая, А.К. Михальская, И.А. Стернин, Т.П. Усольцева, А.П. Чудинов, Е.М Сартакова, Е.М. Кузьмина, И.Д. Агафонова, Е.А.Смирнова и др.).
Обратимся к понятию «коммуникативная компетенция», которое семантически восходит к понятиям «компетенция» и «компетентность», имеющим в своей этимологической основе латинское «competе», что в переводе на русский означает: подхожу, соответствую, достигаю, добиваюсь. Анализ понятийного содержания категорий «компетенция» и «компетентность» на основе работ по данной проблеме (О.В. Акулова, М.Т.Баранов, В.П. Беспалько, Е.А.Быстрова, И.А. Зимняя, В.И.Капинос, М.Р.Львов, М.М.Разумовская, В.В. Сериков, А.В.Хуторской, Н.М.Шанский и др.) позволяет нам представить компетенцию как целостную систему, состоящую из определенных структурных компонентов, как совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности, то есть формирование способности и готовности выпускника актуализировать компетенцию и ее компоненты в определенных ситуациях» [2, с. 72].
Коммуникативная компетенция рассматривается нами как способность адекватно использовать языковые и речевые средства применительно к задачам общения и как развитие умений понимать, правильно истолковывать и строить речевое произведение, обусловленное владением нормами речи и умением учитывать конкретную речевую ситуацию.
Коммуникативная компетенция является ключевой компетенцией вследствие того, что обладает многофункциональностью, метапредметностью и многомерностью, т.к. используется во всех сферах человеческой деятельности, она «становится метакомпетенцией, поскольку обеспечивает владение ключевыми, профессиональными и специальными компетенциями» [3, с. 37]. Владение коммуникативной компетенцией становятся одним из условий для гибкой адаптации выпускников школы или вуза к меняющимся жизненным ситуациям.
Коммуникативная компетенция студентов формируется прежде всего на речеведческих дисциплинах, в школе: русский язык, иностранный язык, речь и культура общения (практическая риторика), литература; в вузе: русский язык и культура речи, стилистика научного текста, а также дисциплины по специальности: документная лингвистика, деловое общение, риторика, судебное красноречие, методика преподавания русского как иностранного и др., которые определяют цели, задачи, принципы, методы, приемы, формы и средства обучения, а также специфику выбранной специальности, что в конечном итоге формирует коммуникативно развитую личность.
Однако формирование коммуникативной компетенции учащихся не ограничивается только учебной деятельностью. Не меньший интерес представляет внеучебная деятельность студентов, во время которой становятся востребованными активные формы работы, включающие в себя приемы и методы, позволяющие развивать творческий потенциал учащихся: дискуссионные (спор, дебаты, групповая дискуссия), игровые (дидактические, творческие игры: деловая игра, игровое проектирование), ролевые игры (разыгрывание ролей), речевой видеотренинг и др.
Остановимся на дискуссионных методах, предполагающих совместное обсуждение спорных вопросов. Для нас также важно, чтобы используемая форма работы была интересной не только для участников, но и для зрителей, т.к. мероприятие проводится во внеучебное время, и его могут посетить все желающие. Из дискуссионных методов работы выберем форму «дебаты». Эта форма работы стала традиционной в Российском государственном профессионально-педагогическом университете: дебаты проводятся ежегодно между двумя командами – между будущими социологами и юристами. Форма такой работы со студентами близка к спору, т.к. предполагает обмен мнениями при обсуждении какой-либо темы или проблемы, но проводится для зрителей и с учетом зрителей. Для дебатов выбирается интересная, актуальная, общественно значимая тема или проблема, предполагающая наличие двух противоположных точек зрения, например: «В России нужна смертная казнь», «Школьная форма: за и против», «Является ли правонарушением употребление нецензурной лексики в общественных местах?», «Я за тестирование студентов на употребление наркотических веществ», «Мораторий на смертную казнь: за и против», «Однополые браки: норма или антинорма?», «Курение – это дань моде или физиологическая потребность?» и др.
В дебатах принимают участие две команды; до проведения мероприятия они посредством жеребьевки определяются с позицией, которую будут защищать во время публичного проведения дебатов: за или против, да или нет. В командах по 3 человека: Спикер 1, Спикер 2, Спикер 3. Спикер 1 заявляет позицию своей команды (за или против, да или нет), приводит аргументы (от 3 до 5) в защиту заявленного тезиса. Спикер 2 повторяет тезис и приводит примеры из научной или художественной литературы, СМИ, витагенного опыта, подкрепляющие аргументы Спикера 1, при этом новых аргументов не приводит. Спикер 3 задает вопросы команде оппонентов, подводит итоги, анализирует выступления команд: останавливается на достоинствах выступления членов своей команды и недостатках выступления команды противника. Таким образом строится коммуникация между командами в процессе дебатов. Методы группового обсуждения очень эффективны в формировании коммуникативной компетенции студентов: участники дебатов учатся формулировать тезис, подбирать аргументы, приводить примеры, строить и произносить аргументирующую речь, задавать вопросы. Очень важно заранее определить стратегию дебатов, которая сводится к защите собственного тезиса, приведению аргументов, подтверждающих его достоверность и к опровержению тезиса и аргументов оппонента.
Во время проведения дебатов зрители являются не пассивными слушателями, а активными участниками, что очень важно, поэтому коммуникативная компетенция формируется и у них. Во время проведения дебатов, но до подведения итогов зрители имеют возможность задать вопросы по теме любому спикеру команды. В конце дебатов проводится анкетирование среди зрителей, которые отвечают на два вопроса: 1. Точка зрения какой команды вам оказалась ближе? 2. Кто является лучшим спикером команды? Среди участников дебатов тоже проводится анкетирование, спикеры отвечают на один вопрос: Какой вопрос зрителей был самым интересным? Затем проводится подсчет голосов и объявляется команда-победитель, лучший спикер дебатов и лучший вопрос.
Для того чтобы отследить уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся во время работы в группе, выделим следующие критерии для оценки: 1 уровень (элементарный) – учащийся высказывается, следуя теме и процедуре обсуждения, установленной преподавателем; 2 уровень (адаптивный) – учащиеся самостоятельно договорились о правилах и вопросах для обсуждения, основные вопросы согласовали с преподавателем; 3 уровень (базовый) – учащиеся следили за соблюдением процедуры обсуждения, фиксировали полученные ответы и мнения и обобщили результаты обсуждения в конце работы; 4 уровень (креативный) – учащиеся использовали приемы выхода из ситуации, когда дебаты зашли в тупик, или резюмировали причины, по которым группа не смогла добиться результатов обсуждения.
Подготовка к дебатам включает несколько этапов: на первом этапе определяется тема, цель дебатов. На втором этапе идет сбор информации по теме, т.е. учащиеся формулируют аргументы в защиту того тезиса, который им придется защищать, например: «Употребление нецензурной лексики в общественных местах является (не является) правонарушением», «Однополые браки – это норма (антинорма)», «Мы за (против) мораторий (-ия) на смертную казнь», «Курение – это дань моде (физиологическая потребность)»; подбирают примеры, при этом пользуются разными источниками: специальной литературой, интернетом, социологическими исследованиями, собственными наблюдениями, затем выстраивают их в логической последовательности. На третьем этапе происходит обсуждение выдвинутых тезисов, во время которого каждый из участников дебатов может соглашаться или не соглашаться с мнением членов команды, при этом приводит свои контраргументы.
Во время проведения дебатов особое место отводится речевой подготовленности членов команды, которая включает в себя соответствие нормативности (правильности, точности, чистоты, уместности речи); а также соответствие выразительности (ясности, богатству языка, логичности, эмоциональности, индивидуальности речи). В процессе выступления участников дебатов обращаем внимание на то, что во время произнесения речевого произведения необходимо «строго следовать речевой норме, т.е. установленному выбору единиц и композиционных моделей определенного жанра и стиля… Ораторским нормам необходимо строго следовать. Когда в ораторской речи мы встречаемся с отсутствием необходимого элемента, или с подменой требуемого, или с наличием того, что недопустимо, то это – пример нарушения нормы» [4, c. 108]. В процессе выступления участников дебатов следим за также за их жестами, которые «регулируют вербальное поведение говорящего и слушающего и управляют им» [5, c. 102]. Дебаты заканчиваются подведением итогов. Ведущий анализирует выводы, к которым пришли участники дебатов, при этом сначала формулирует позиции, по которым были высказаны одинаковые точки зрения, затем – противоположные. Особое внимание обращается на содержательную сторону выступлений, глубину и весомость аргументов, использование терминологии, при этом отдельно оценивается умение задавать вопросы и отвечать на них.
После дебатов необходимо, чтобы каждый участник провел рефлексию своего участия, этому могут помочь следующие вопросы анкеты: Насколько аргументированно ты доказал свою позицию? Логично ли были выстроены аргументы? Насколько разнообразны аргументы? Удачно ли подобраны примеры? Насколько разнообразны примеры? и др. Также можно провести рефлексию речевой подготовленности участника дебатов. В этом случае учащимся предстоит ответить на вопросы: Насколько ваше устное выступление соответствует нормативности речи (правильности, точности, чистоты, уместности)? Насколько ваше выступление соответствует выразительности речи (ясности, богатству языка, эмоциональности, индивидуальности)?
Уровень сформированности коммуникативной компетенции участников дебатов преподаватель оценивает в соответствии со следующими критериями и показателями:
1. Соответствие речи нормам современного русского литературного языка.
- не допускают речевых ошибок в тексте объемом 150-200 слов (3 балла)
- допускают одну речевую ошибку в тексте объемом 150-200 слов (2 балла)
- допускают две речевых ошибки в тексте объемом 150-200 слов (1 балл)
- допускают три и более речевых ошибок в тексте объемом 150-200 слов (0 баллов).
2. Владение словарным запасом.
- владеют богатым словарным запасом (3 балла)
- владеют разнообразным словарным запасом, соответствующим возрасту (2 балла)
- владеют ограниченным словарным запасом (1 балл)
- владеют элементарным словарным запасом (0 баллов)
3. Смысловая цельность, речевая связность изложения
- речь характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью изложения, ошибок нет (3 балла)
- речь характеризуется смысловой цельностью, есть одно нарушение речевой связности изложения (2 балла)
- речь характеризуется смысловой цельностью, есть не более двух нарушений речевой связности изложения (1 балла)
- речь характеризуется отсутствием смысловой цельности и речевой связности изложения (0 баллов)
4. Точность и выразительность речи
- мысль точно выражена, использовано разнообразие грамматического строя, речь выразительна (3 балла)
- мысль точно выражена, допущено однообразие грамматического строя, речь достаточно выразительна (2 балла)
- мысль не точно выражена, допущено однообразие грамматического строя, речь достаточно выразительна (1 балл)
- мысль не точно выражена, допущено однообразие грамматического строя, речь не выразительна (0 баллов)
5. Средства выразительности.
- уместно используют разнообразные средства выразительности (3 балла)
- используют некоторые средства выразительности (2 балла)
- используют средства выразительности, но не всегда уместно (1 балл)
- не используют средства выразительности (0 баллов)
6. Паузы во время выступления
- не делают длительных пауз (3 балла)
- если возникает пауза, знают, чем ее заполнить (2 балла)
- допускают длительные паузы (1 балла)
- допускают частые длительные паузы (0 баллов)
7. Время выступления
- с легкостью могут выступать в течение любого отведенного времени (3 балла)
- с трудом могут выступать в течение отведенного времени (2 балла)
- заканчивают выступление раньше, чем через 2 минуты (1 балл)
- отказываются от выступления (0баллов)
8. Организация пространства во время выступления
- умело организуют пространство, при этом чувствуют себя уверенно, выступление приносит удовольствие (3 балла)
- умело организуют пространство, при этом чувствуют себя достаточно уверенно (2 балла)
- могут организовать пространство, но при этом чувствуют себя неуверенно или чрезмерно активно (1 балл)
- не могут организовать пространство, стремятся уйти подальше от аудитории, спрятаться за стол, опереться на него, могут отвлекаться на посторонние раздражители или слишком зажаты, чувствуют себя крайне напряженно и неуютно (0 баллов)
9. Использование невербальных средств общения.
- уместно используют разнообразные невербальные средства общения (3 балла)
- уместно используют невербальные средства общения (2 балла)
- неуместно используют невербальные средства общения (1 балл)
- не используют невербальные средства общения (0 баллов)
10. Речевая этика.
- замечают все нарушения речевой этики в чужом тексте и сами их не допускают (3 балла)
- замечают нарушения речевой этики в чужом тексте, но сами иногда их допускают(2 балла)
- замечают явные нарушения речевой этики и сами допускают (1 балл)
- не замечают нарушений речевой этики (0 баллов)
11. Достижение коммуникативной цели
- могут сами ставить коммуникативную цель и добиваться ее (3 балла)
- могут добиться поставленной преподавателем цели (2 балла)
- могут сами ставить коммуникативную цель, но не всегда ее добиваются(1 балл)
- не могут добиться коммуникативной цели (0 баллов)
12. Толерантность в отношении участников коммуникации
- максимально толерантное отношение к мнениям, суждениям, замечаниям участников коммуникации (3 балла)
- толерантное отношение (2 балла)
- достаточно толерантное отношение (1 балл)
- не толерантное отношение (0 баллов)
Количество набранных баллов соответствует следующим уровням: элементарный (0 – 6 баллов), адаптивный (7 – 18 баллов), базовый (19 – 29 баллов), креативный (30 – 36 баллов).
Проведенное анкетирование является хорошим материалом для дальнейшей деятельности преподавателя в выборе форм и методов работы, дидактического материала и др. на учебных и внеучебных занятиях.
Таким образом, проводя внеучебные мероприятия, мы участвуем в «формировании новой образовательной среды, в которой приоритетом будут являться инновационные образовательные технологии, с одной стороны, и личность, подготовленная для инновационной деятельности, – с другой» [6, с. 45], что имеет большое влияние на повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся, а значит, и качества образования в целом, а реальное формирование коммуникативной компетенции школьников и студентов происходит во внеучебной деятельности, так как взаимодействие с социумом происходит вне стен образовательного учреждения [7, с. 7]. В целом статистическая обработка данных показывает, что в тех группах и классах, где регулярно проводятся дебаты на различные актуальные и общественно значимые темы, обнаружена положительная динамика развития коммуникативной компетенции учащихся.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции студентов профессионально-педагогического вуза происходит не только на учебных занятиях, но и во внеучебной деятельности, при этом используются инновационные формы работы, например, дебаты, проведение которых требует тщательной подготовки, начиная от формулировки темы дебатов и заканчивая разработкой вопросов для рефлексии студентов. Однако хорошо продуманные и правильно организованные дебаты способствует более быстрому и качественному формированию у студентов коммуникативной компетенции.
Библиографический список
- Сковородников А.П., Копнина Г.А. О культурно – речевой компетенции студента высшего учебного заведения // Филологические науки. 2009. №3. С. 3 – 13.
- Токарева Г.В., Фалина В.А. Технологии формирования компетенции «Способен к публичному выступлению» в техническом вузе // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе. II Всероссийская научно-методическая конференция. 28 – 30 октября 2009г. Санкт-Петербург. 2010. – С. 71 – 73.
- Евтюгина А. А. Дискуссионно-жанровый подход в коммуникативном образовании // Социокультурное пространство России: общество, образование, язык. Екатеринбург: Ажур. 2012. С. 36 – 43.
- Романова Н.Н. Обучение монологической (ораторской) речи в вузе / Н. Н. Романова // Русский язык в школе. – 2006. – № 3. – С. 106–110.
- Стурикова М.В. Формирование этикетно-речевой компетенции у студентов профессионально-педагогического вуза // Социокультурное пространство России: общество, образование, язык. Екатеринбург: Ажур. 2012. С. 100 – 108.
- Евтюгина А. А. Речь педагога как показатель опережающего инновационного образования // Акмеология профессионального образования: материалы 6-й Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 19–20 мая 2009 г. Екатеринбург, 2009. С. 45–50.
- Тихонов С. Е. Риторика, риторизация и общение в школе: осмысление и воплощение в период модернизации образования. М: Прометей, 2005.- 272с.