Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ
(проект № 14-03-00493)
В последнее время в научной среде активно изучается процесс формирования государственной идентичности населения современной России. При этом больший интерес направлен на молодое поколение. Это, конечно, объясняется ролью, которую молодежь играет в жизни общества, выступая в качестве его потенциала и определяя сущность и характер общественно-политического развития страны. В таком контексте вопрос, касающийся анализа гражданской идентичности современной молодежи, особенно в тех регионах, где ежедневно взаимодействуют представители разных этнических групп, приобретает особое значение. Одним из таких регионов является Южная Сибирь, этническое своеобразие которой обусловило яркость иллюстраций и особенностей ценностно-идентификационных противоречий населения (интерес вызывает три республики – Хакасия, Тыва и Алтай).
Идентичность – сложный феномен, в котором интегрируются эмоциональное и рациональное, психологическое и идеологическое, многие свойства, качества, особенности личности и общности [1]. Под государственной идентичностью понимается «осознание причастности к сообществу граждан государства, которое достигается посредством оформления отношений прав и обязательств между властью и гражданином, отождествление с гражданами страны, подкрепленное развитой системой форм общественной самоорганизации и зрелой политической культурой» [2]. В ее структуру входят: «1) государственная идентичность – соотнесение себя с определенным государством, восприятие своих конституционных прав и обязанностей; 2) патриотизм – наполнение государственной идентичности ценностным содержанием; 3) гражданственность – качества гражданина, характеризующее его как активного члена государства, не только следующего своим правам и обязанностям, но и реально участвующим в его жизни» [3, 113-114].
Системное единство элементов исследуемой идентичности предопределило цели проведенного в 2015 г. социологического исследования молодежи в возрасте от 18 до 35 лет (выборочная совокупность – 1000 респондентов, метод – формализованное интервью). В ходе анализа результатов исследования было выявлено доминирование государственной идентичности в структуре идентичностей молодежи республик. На втором месте, значительно уступая государственной, находилась республиканская идентичность (23%), а на третьей позиции расположилась этническая (12%) идентичность. Преобладание государственной идентичности в структуре идентичностей молодежи дает основание полагать, что в самосознании молодых жителей республики значительное место занимают государственное и региональное, а не этническое сообщества.
У большинства представителей молодого поколения мысли о нашей стране связываются в первую очередь с местом, в котором родились и выросли (60,1 %), с прошлым и историей (28,3 %), с наличием территории (27,7 %). На последний план уходят такие представления и мысли как душевные качества, трудолюбие, песни, праздники нашего народа.
Около трети опрошенных полагают, что россиянин – это тот человек, который «воспитан на русской культуре и считает ее своей». Значительно меньше тех, кто главным фактором, определяющим «российскость», называют «любовь к России» (11,4 %). Также обращает на себя внимание факт, что значительная доля (23,1 %) респондентов определяют российскую идентичность через формальный признак наличия российского гражданства. 18,2 % опрошенных полагают, что россиянином является тот, кто сам считает себя россиянином.
При этом россиянин, по мнению окружающих, добрый, великодушный, гордый, честный, трудолюбивый, в то же время ленивый, обладающий вредными привычками, жестокий и эгоистичный. Такая противоречивость автостереотипов достаточно типична для России.
Как было представлено выше, в структуру государственной идентичности входит патриотизм. Респондентам был задан вопрос о будущем нашей страны, которое они охарактеризовали вполне положительно. Так, 60,5 % опрошенных считает, что Россию ждет великое будущее. Но высок процент относящихся к этому с большим скепсисом – чуть меньше 20 % не видят Россию экономически развитой страной, полагают, что жизнь в России всегда будет хуже, чем в развитых странах. Высока и доля затруднившихся с ответом.
Элементом самосознания и гражданской идентичности выступает и политическая культура [4, с. 3433]. Права и обязанности граждан лежат в основе политической культуры, в связи с этим необходимо выявить какие права граждан ущемляются на сегодняшний день. В ходе исследования было выявлено, что молодые граждане в целом не очень обеспокоены защищенностью и обеспечением возможности реализации ими своих конституционных прав и свобод. Только четверть респондентов отметили наличие ограничений на реализацию личных прав и свобод: право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, право на жизнь, право на неприкосновенность жилища, право личности на собственное достоинство. По мнению молодежи, ущемлению подвергаются такие их права, как право на свободу слова и мысли, возможность участвовать в управлении делами государств. Самыми сильными оказались ограничения, которые касаются социально-экономических и культурных прав (образование и медицинская помощь).
Естественно, в исследовании недостаточно проработана политическая культура молодежи (необходимо рассмотреть их активность, заинтересованность), но уже на этом этапе прослеживается некоторая противоречивость российской идентичности. Молодежь не является активной частью социума по отношению к политике, лишь с возрастом обнаруживается возрастание активности. Процесс гражданской самоидентификации молодежи носит неполный характер, тем самым открывается возможность для активизации альтернативных идентичностей. Тем не менее у гражданско-государственной идентичности есть потенциал для развития и большей очерченности.
В целом концепция гражданства должна быть сконструирована таким образом, чтобы содействовать, а не угрожать стабильному существованию других групповых идентичностей и тем более не конкурировать с ними. В этом случае гражданская идентичность действительно станет способствовать солидарности, интеграции и толерантности общества. От того, как сформирована гражданская идентичность, зависит успех и стабильность государства. Неопределенность может привести к ослаблению роли и места России в мировой политике.
Библиографический список
- Захарова А.А. Российская идентичность жителей республик Южной Сибири: сравнительный анализ // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40667.
- Российская идентичность в социологическом измерении: аналитический доклад [Электронный ресурс] / Институт социологии РАН. Раздел публикации. Издания института социологии. – 2007. – URL: http://www.isras.ru/analytical_report_Ident.html.
- Шикова Р.Ю. Идентичность молодежи России в условиях социокультурной трансформации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. – Вып. 1. – С. 111-115.
- Захарова А.А. Гражданская идентичность молодежи Республики Хакасия // В мире научных откр