Регулирование рыболовства имеет целью обеспечить неистощимость биологических ресурсов водоема, как в целом, так и по отдельным промысловым объектам (видам и популяциям рыб, промысловых беспозвоночных и т.п.). Оно должно охватывать все формы рыболовства как промышленного, так и любительского с тем, чтобы гарантировать максимально полное решение задачи охраны и рационального использования сырьевой базы. Сфера практической деятельности по регулированию рыболовства – возобновляющиеся биологические ресурсы и этим оно существенным образом отличается от охраны и рационального использования подавляющего большинства видов полезных ископаемых.
Основным юридическим документом, обеспечивающим правовые основы регулирования рыболовства, служат “Правила рыболовства”, разрабатываемые обычно научными рыбохозяйственными организациями при участии органов рыбоохраны и утверждаемые в установленном порядке. В “Правилах” применительно к району их действия содержится максимально полный набор предписаний, указаний, ограничений и разрешений предназначенных гарантировать оптимальные условия существования промысловых объектов на всех этапах жизненных циклов и воспроизводство их запасов в объемах, соответствующих экологической емкости водоемов.
“Правила” основываются на детальном знании экологии промысловых объектов и прежде всего их размножения, развития икры и личинок, нагула, зимовки, миграций и т.д. Режимы рациональной эксплуатации промысловых запасов, обеспечивающие неистощимость биологических ресурсов, вытекают из общей теории динамики численности популяций водных организмов (в частности, рыб). Ведущее значение имеет такой вопрос, как динамика биомассы (ихтиомассы) возрастных групп, являющаяся следствием весовых приростов и смертности на каждом году жизни. В задачу “Правил” входит также регламентация работы промысла с учетом селективности орудий лова, многовидового состава уловов и экологической безопасности.
Проблема регулирования рыболовства многообразна и включает как ряд общих, так и многочисленных частных и конкретных вопросов. В настоящей работе рассматриваются преимущественно общие вопросы, от которых зависит эффективность работы по упорядочению промыслового использования рыбных ресурсов.
Как показывает практика, весь круг вопросов, находящих отражение в “Правилах”, распадается на такие крупные части, как отраслевые проблемы связанные непосредственно с рыболовством и воспроизводством численности облавливаемых популяций, и проблемы охраны водоемов от негативного влияния других отраслей народного хозяйства. Хотя, последние тесно смыкаются с общей природоохранной деятельностью, тем не менее “Правила” не могут обходить их стороной. В “Правилах” должны находить отражение те аспекты влияния других отраслей, которые оказывают отрицательное воздействие на рыбное население и прежде всего на эффективность воспроизводства рыбных запасов. Это необходимо потому, что водохозяйственные и санитарные органы обычно контролируют состояние водоемов с точки зрения соответствия требованиям, предъявляемым к питьевой воде или зонам рекреации. В связи с этим важные рыбохозяйственные участки водоемов нередко оказываются без постоянного надзора со стороны этих организаций. Что касается природоохранной системы, то она преимущественно озабочена рассмотрением различных масштабных вопросов и в силу этого, а также ограниченности ресурсов, не в состоянии систематически и детально контролировать те районы и те временные периоды, которые имеют большое значение для оптимального существования рыбного населения. Поэтому, в структуре “Правил” безусловно, необходим раздел, включающий группу статей по контролю за экологическим состоянием водоема. Участие органов рыбоохраны в такой работе позволит не только контролировать различные катастрофические ситуации, возникающие при нарушении экологических требований отдельными водопользователями (массовая гибель рыбы при сбросе токсических веществ, уничтожение нерестилищ и др.), но и принимать профилактические меры с целью недопущения тех явлений, которые могут отрицательно повлиять на состояние рыбного населения.
В общем виде раздел “Правил”, относящийся к деятельности других отраслей хозяйства на озере и впадающих в него реках, сводится к обеспечению благоприятного для рыбного населения качества водной среды, гидрологического режима и состояния некоторых биотопов (заросли высших водных растений, нерестовые субстраты, донные отложения и др.) имеющих важное значение в жизни рыб и прежде всего в обеспечении нормального процесса воспроизводства запасов.
Несмотря на обширный круг вопросов, центральной задачей “Правил” остается регулирование промыслового использования рыбных ресурсов. Главный упор на этих проблемах обусловлен как отраслевым назначением “Правил”, так и признанием решающего (во многих случаях) влияния промысла на численность популяций рыб. Как показывает практика, при нарушениях требований по оптимальному изъятию рыб орудиями лова, промысел способен в короткие сроки подорвать запасы озерно-речных и длинноцикловых озерных рыб, несмотря на самые благоприятные условия в водоеме.
В общем комплексе рыбохозяйственных мероприятий ведущее значение имеет лимитирование охраняемых видов рыб. Лимитирование основано на использовании промысловой меры как начальной точки отсчета при расчетах допустимого вылова. Оно ограничивает интенсивность изъятия рыбы, устанавливая верхнюю границу допустимого вылова охраняемого вида рыб. Для установления лимита вылова определяются численность и ихтиомасса тех возрастных групп, длина особей которых равна или больше установленной в «Правилах рыболовства» промысловой меры. Из численности и ихтиомассы этой части популяции вычисляется допустимый объем вылова (промысловой смертности), который не может превышать величину естественной смертности (взятой по каждой из облавливаемых возрастных групп или для средних возрастных классов). Фактические уловы охраняемого вида не могут быть выше установленного лимита во избежание негативных последствий для состояния эксплуатируемой популяции. Одной из задач органов рыбоохраны является контроль за строгим соблюдением установленных лимитов вылова по каждому из охраняемых видов рыб.
При проведении промысла в уловах, как правило, оказываются немерные особи в большем или меньшем числе. При соблюдении установленных правилами показателей их прилова промысел рыбы вполне допустим. Добытые в виде прилова немерные особи учитываются в общем составе улова, как и мерные и затем поступают в обработку и реализацию. В связи с этим прилов попадает в зачет установленного лимита вылова охраняемых видов. Однако расчет лимита основывается на учете только той части популяции, которая состоит из рыб, имеющих длину от промысловой меры и выше. Допустимый прилов немерных особей к лимиту вылова не добавляется, хотя выловленные и учтенные в составе улова немерные особи в общем итоге снижают добычу мерных рыб. Это некоторое уменьшение вылова мерных рыб в случае прилова немерных, в какой-то мере сокращает «давление» промысла на численность половозрелой части популяции и в конечном итоге идет, так сказать, как бы в пользу облавливаемой популяции.
Лимитирование уловов охраняемых рыб один их эффективных приемов регулирования рыболовства. Оно позволяет осуществлять удовлетворительный контроль за полнотой использования рыбных запасов при минимальных усилиях со стороны органов рыбоохраны. Лимит служит также хорошим ориентиром для самих рыбаков, позволяя, во-первых, подготавливать производственную базу в соответствии с разрешенными объемами добычи, во-вторых, своевременно снимать орудия лова, не допуская перелова и тем самым сохранять для себя возможность производительного лова рыбы в будущем. Регулярное определение лимита вылова и контроль за его соблюдением позволяют наглядно представлять состояние рыбных ресурсов озера и их динамику и при необходимости принимать оперативные меры по снижению или увеличению интенсивности промысла или другие меры регулирования рыболовства.
Лимитирование уловов практикуется по двум направлениям: установление лимитов вылова по весу и лимитирование количества орудий лова, применяемых на промысле рыбы. Во многих случаях введение такой ограничительной меры интенсивности вылова, как лимит допустимого к использованию количества орудий лова (имеющих индивидуальные номера) оказывается предпочтительнее весовых лимитов.
В целом в структуре “Правил” должен содержаться ряд статей (или разделов) определяющих охранные мероприятия по ведущим направлениям влияния промысла и иной хозяйственной деятельности на численность и структуру популяций рыб.
Учитывая специфику биологии ведущих промысловых рыб и экологическое состояние озер и впадающих в них рек, в “Правилах” необходимо детально отразить вопросы охраны нерестилищ и обеспечения нормального размножения всех экологических групп рыб (нерестилища в реках, приустьевых участках, озере). Первое, что требует постоянного внимания – состояние нерестилищ. Контроль нерестилищами включает следующие независимые мероприятия: контроль за их состоянием, их охрана и контроль за состоянием водной среды на нерестилищах. Целесообразно предусмотреть составление периодических обзоров состояния основных нерестилищ с включением в них перечня необходимых и выполненных работ по мелиорации нерестилищ и сохранению оптимальных условий размножения рыб. В специальных статьях необходимо отразить различные ограничения промысла на нерестилищах (районы и календарные сроки запретов), а также сохранение структуры нерестовых стад (возрастной состав, соотношение самцов и самок и т.д.). Особое внимание следует уделить охране нерестилищ озерно-речных рыб, а из озерных – сига, судака и ряпушки. В отдельных случаях (лов мелкого частика и др.) в “Правилах” должна предусматриваться возможность добычи некоторых рыб в нерестовый период.
Наряду с чисто охранными, в “Правилах” необходимо отразить мелиоративные мероприятия, выполняемые в обязательном порядке на нерестилищах пользователями, рыбозаготовителями. Отдельно отражается порядок размещения орудий лова на подходах к нерестилищам, а также ограничения по перекрытию ловушками и заграждениями нерестовых рек.
В нагульный период промысел отрицательно влияет на общую численность облавливаемых популяций в случае превышения установленных лимитов вылова, а также из-за сверхнормативного вылова немерной рыбы. Для предотвращения нежелательного воздействия промысла по этим направлениям следует предусмотреть в “Правилах” запреты на проведение лова на участках (с указанием сроков) повышенной концентрации неполовозрелых особей. Например, в озере известны районы преимущественного нагула озерного лосося, промысел на которых целесообразно запретить. При таком подходе запрет на лов необходимо будет вводить не только в прибрежье на расстоянии 1км вглубь озера, но и в некоторых открытых участках.
Эффективным для охраны рыбных запасов является установление запретных сроков лова, которые обычно вводятся для всего водоема. Запретные сроки лова, как правило, согласуются со сроками нереста рыб. Весной они могут совпадать, например, с временем нереста судака и леща и развития их икры и личинок. Осенью запретные сроки целесообразны на период нереста озерных форм сига, палии и ряпушки. В северных водоемах где присутствуют озерно-речные формы сига и кумжа запретные сроки могут устанавливаться и для рек на время нерестовых миграций этих рыб.
Установление запретных сроков – удобное мероприятие не только с точки зрения охраны рыбных запасов, но и в организационном отношении. В эти периоды на водоемах не должно быть промысловых плавсредств и орудий лова, что значительно облегчает выявление различных нарушителей правил рыболовства.
Как показывает практика, введение запретных сроков лова целесообразно сочетать с лимитированием объемов вылова рыбы.
К дополнительным показателям, применяемым для рационализации эксплуатации рыбных запасов, относится промысловая мера. С ее помощью облавливаемая популяция подразделяется на две части: особи не достигшие половозрелости и половозрелые. В качестве границы между ними принимается тот возраст, при котором самки достигают массовой половой зрелости. Промысловая мера устанавливается для охраняемых видов рыб и приводится в правилах рыболовства практически для всех водоемов, для которых разрабатывается и утверждается такой документ.
Однако, промысловая мера сама по себе «не работает». Ее необходимо применять совместно с тесно связанным с нею показателем «процент прилова немерных особей». Последний показатель характеризует прилов молоди и служит критерием для ограничения вылова неполовозрелых рыб. Тем самым обеспечивается формирование половозрелой части популяции, что в свою очередь может служить гарантией сохранения достаточно эффективного естественного воспроизводства запасов.
Необходимо отметить, что фактически такие показатели, как промысловая мера и процент прилова немерных особей оказывают положительное влияние на состояние облавливаемых популяций и их естественное воспроизводство в сочетании с ограничениями общих объемов вылова в виде весовых лимитов или лимитов на применяемые промысловые орудия лова. При осуществлении охранных мероприятий и регулировании рыболовства последнее обстоятельство, как правило, не учитывается, в связи с чем, применение охарактеризованных показателей осуществляется формально без понимания существа продукционных процессов, протекающих в популяциях рыб.
К мероприятиям, обычно отражаемым в правилах рыболовства, относятся вопросы технической и биологической мелиорации. Предназначение этих мер разное, но их общая направленность заключается в обеспечении нормальных условий размножения (в общем плане – обитания) в первом случае и питания во втором.
Из этих форм мелиорации вторая наиболее сложная для выполнения в современных условиях. Суть этой формы мелиорации заключается в интенсивном отлове массовых тугорослых мелкочастиковых видов (плотва, ерш, мелкий окунь) нерационально потребляющих кормовую базу и активно конкурирующих в питании с разновозрастными группами ценных промысловых рыб. Несмотря на организационные трудности (прежде всего экономические) по выполнению биологической мелиорации, осуществление этих работ, безусловно, необходимо для рассматриваемых озер-водохранилищ, принимая во внимание обилие в них мелких малоценных рыб.
В отдельных статьях устанавливается научно обоснованная промысловая мера для облавливаемых видов ценных рыб или отдельных популяций, единая для всего водоема. При этом необходимо иметь в виду, что при лимитировании объема вылова и зачете всей вылавливаемой рыбы в счет выделенного лимита, промысловая мера теряет значение одного из ведущих принципов регулирования рыболовства. В условиях рынка, когда на первый план выходит не столько количество, сколько качество реализуемой рыбной продукции, роль промысловой меры оказывается вспомогательной, она позволяет и инспектору рыбоохраны и самому рыбаку оперативно принимать организационные меры (снятие орудий лова, переход в водоеме на другой участок и т.д.).
Наряду с ограничениями в пространстве и во времени, “Правила” должны предусматривать необходимую регламентацию орудий лова, разрешаемых для добычи рыбы в нагульный период, в том числе количество сетей и различных ловушек для некоторых категорий рыбаков (лицензионный, любительский, потребительский лов и т.д.). В “Правилах” оговариваются размеры ячеи в сетях, закидных и ставных неводах, мережах, тралах и других орудиях лова. При этом размеры ячеи в пассивных и активных орудиях необходимо рассчитывать в полном соответствии с устанавливаемой “Правилами” промысловой мерой для конкретных видов рыб.
В отдельных статьях отражается допустимый прилов немерных особей для различных промысловых видов. Расчет разрешенных процентов прилова немерных (неполовозрелых) особей осуществляется по специально разработанной методике, а не субъективно как это практикуется до последнего времени. Причем, допустимый процент прилова немерных рыб, как и промысловая мера, на знании которой он основывается, оказывается вспомогательным показателем, ценным с точки зрения принятия оперативных решений непосредственно в процессе лова.
Для решения многих текущих вопросов, возникающих при эксплуатации рыбных ресурсов, в “Правилах” необходимо отразить права инспекции рыбоохраны по принятию оперативных мер на месте. К таким мерам могут относиться: уточнение сроков запрета на лов рыбы в нерестовый период в зависимости от конкретных погодных условий, уровенного режима и др., проведение мелиоративного отлова некоторых видов рыб, осуществление интенсивного лова при массовых заболеваниях рыб и т.д. Чрезмерная централизация в решении подобных вопросов не способствует ни практической работе по регулированию рыболовства, ни укреплению авторитета органов рыбоохраны.
В “Правилах” должна быть отражена обязанность всех рыбозаготовителей независимо от их юридического статуса (юридические лица, физические лица, любители и т.п.) и формы собственности своевременно представлять в органы рыбоохраны достоверные сведения об уловах по устанавливаемым формам (по видам рыб, местам лова, орудиям лова и др.). Сроки подачи таких данных должны оговариваться при оформлении документов на право ведения лова рыбы (выдаче разрешений, рыболовных билетов, лицензий и т.п.). При несоблюдении этого требования к нарушителям должны применяться определенные санкции, перечень которых содержится в “Правилах”.
Изложенные выше в тезисном виде принципы при их реализации на практике позволяют решать такие главные вопросы регулирования рыболовства, как:
- контроль за интенсивностью использования промысловых запасов посредством учета выполнения установленных лимитов вылова рыбы или количества выставляемых орудий лова;
- оценка полноты использования промыслом отдельных групп рыб (ценные, крупный частик, мелкий частик и т.д.);
- контроль за соответствием используемых орудий лова действующим “Правилам”, за размещением орудий лова;
- контроль за приловом немерной рыбы с целью сохранения оптимальной структуры популяций промысловых рыб;
- охрана младших возрастных групп рыб от необоснованного вылова;
- обеспечение нормального размножения промысловых рыб, развития их икры и личинок;
- оценка объемов и качества выполняемых мелиоративных работ на нерестилищах, путях нерестовых миграций, местах скопления молоди и в других участках озера и т.д.
В конечном итоге “Правила” позволят не только стабилизировать состояние запасов рыб, но и (совместно с необходимыми мероприятиями по искусственному воспроизводству запасов наиболее ценных видов рыб) восстановить качественный состав уловов и увеличить их общий объем до размеров, обуславливаемых продукционным потенциалом водоема.
В связи с вышесказанным мероприятия по охране запасов и регулированию рыболовства на северных водоемах должны быть более жесткими, по сравнению с водоемами более южных ландшафтно-климатических зон, так как только в этом случае возможно удовлетворительное решение задачи по рациональному использованию биопродукционного потенциала водоемов.