Специфика детерминации понятийного аппарата определяет понятие «культура самостоятельной работы» в различных плоскостях современного общепедагогического и частно-предметного знания. Теория и практика уточнения, модификации, упрощения и детализации понятийного аппарата непосредственно связаны с методом педагогического моделирования, фасилитирующим построение словесно-логических и структурно-логических моделей [1-3]. Качество определений и условий воспроизводства педагогически обусловленных процессов – уникальная плоскость профессионально-педагогического знания, в структуре которой в современной практике уточнения явлений и событий выделяется два наиболее популярных направления исследования – адаптивное и акмеверифицированное [4-9].
Понятие «культура самостоятельной работы» – многофункциональное понятие, отражающее в поле своих смыслов и продуктов детализации, верификации, визуализации и исследования различные новообразования и педагогические средства современной педагогики, определяющей в своей системе отношений и норм культуры возможность продуктивного включения обучающегося в систему непрерывного образования, являющегося гарантом стабильного развития и воспроизводства социального и профессионального знания, сохранения общества и самосохранения уникальности личности как результата длительного формирования многовариативных ресурсов самоидентификации, самореализации, самосовершенствования, самоутверждения, саморазвития, самовоспитания, самообучения, взаимодействия, продуцирования и прочих процессуальных педагогически обусловленных функций и механизмов синергии.
В условиях реализации идей гуманизма и продуктивности культура самостоятельной работы обучающегося нами будет рассмотрена в соблюдении идей и практики детерминации и детализации понятийного аппарата [10-58] в следующих формах:
- (адаптивное знание): процесс определения возможностей личности, имеющей определенные отклонения в развитии и здоровье, верифицирующей самостоятельно и при педагогической поддержке в плоскости самопознания и самореализации, самосовершенствования и саморазвития, самоутверждения и самообразования, социализации и продуцирования различных ресурсов культуры, науки, искусства, спорта качество и особенности постановки и решения противоречий «хочу – могу – надо – есть»;
- (акмеверифицированное знание): процесс самостоятельного, уникального или унифицированного определения и решения поликультурных и внутриличностных противоречий, предопределяющих устойчивое саморазвитие и самореализацию личности в выбранном поле смыслов, ценностей, условий и свойств, функций и ресурсов продуктивности и гуманизма, в системе предопределяющих успешность личности и сохранение антропосреды (ноосферы) в ее смысловых единицах и целостном образе.
Определяя различные смыслы и продукты сформированности культуры самостоятельной работы, мы можем отметить, что для адаптивного знания культура самостоятельной работы рассматривается как ресурс адаптации и социализации личности, для акмеверифицированного знания – как условие продуктивного самовыражения и самореализации, востребованности и состоятельности личной деятельности в практике ситуативного выбора и обусловленности социальных и профессиональных отношений.
Теория и практика формирования культуры самостоятельной работы личности определяется в поиске педагогических условий оптимального развития личности обучающегося в системе и единоличной практике верификации педагогических технологий, реализующих те или иные условия воспроизводства репродуктивного и продуктивного знания в системе обучения и современного образования, в доказательство сказанному можно привести пример моделирования педагогической технологии [14-15, 46].
Система поиска индивидуализированных форм самоутверждения и саморазвития, самореализации и взаимодействия личности отражает специфику социального знания определять и качественно уточнять возможности развития личности в социальном пространстве, а затем в системе профессиональных отношений осуществлять планомерное развитие профессиональных отношений и способов воспроизводства профессионального опыта и продуктов ведущей деятельности.
Качество решения задач личности – уникальный продукт сформированности культуры самостоятельной работы, начиная от словесного самовыражения и заканчивая в анализе продуктами технического, технологического, инновационного творчества. Специфика развития личности не позволяет раз и навсегда достичь максимального уровня сформированности культуры самостоятельной работы, т.к. все изменения во внутриличностном развитии заведомо влекут за собой и изменения, связанные с культурологически обусловленными явлениями. Качество решения задач развития личности является ресурсом развития общества. Возможность повышения уровня культуры и продуктивности общества – общефилософская проблема, где педагогическая деятельность и педагогический опыт фасилитирует в рамках адаптивного и акмеверифицированного знания возможность поиска оптимальных решений задач развития и саморазвития.
Характер адаптивной подготовки будущего педагога налагает ряд ограничений на оценку состоятельности и результативности той или иной составной ведущей деятельности. Характер акмеверифицированной подготовки будущего педагога детерминирует практику расширения и обогащения креативного потенциала личности, определяемого через качественное и состоятельное (жизнеспособное) решение тех или иных учебных и производственных задач. Успешность личности как ценность и формируемое качество не всегда является показателем продуктивности и креативности. Востребованность продуктов деятельности определяется наличием устойчивых формируемых образов гуманизма, продуктивности, конкуренции, в единстве и многообразии сочетаний и соподчинений которых определяется та или иная социальная или трудовая функция. Социализация как функция самосохранения личности и системы социальных отношений определятся в многообразии форм нравственности и гуманизма в продуктивном поиске адаптации и коррекции качества постановки и решения совокупности противоречий внутриличностного и поликультурного генеза, в любой ситуации сводящихся к модели «хочу – могу – надо – есть». Самореализация личности как функция личностного становления и самоутверждения определяется в возможности верификации и суперпозиции адаптивной и акмеверифицированной составной сформированности культуры самостоятельной работы личности. Это визуально определяется тем фактом, что человек, включенный в разные области знаний и деятельности, достигает определенных «акме» вне зависимости от качества поиска благоприятных условий и продуктивных средств воспроизводства достигнутого уровня, данная специфическая особенность определяется сформированными смыслами, ценностями, приоритетами и изменениями в сознании и деятельности личности.
Культура самостоятельной работы – продукт наших современников, определяющих практику повышения качества любой деятельности, в том числе и самостоятельной работы. Культура – это высшая, эталонная, полифункциональная единица, оптимально решающая и предопределяющая решение и исход всех детерминируемых и уточняемых противоречий и задач целостного социального и педагогического процессов, единство которых в конечном счете взаимообусловлено и объективно.
Проблема оценки качества сформированности культуры самостоятельной работы личности не решена до сего времени. Множество вариантов сопоставления продуктов и результатов развития и саморазвития личности в модели компетенций – один их вариантов ее решения. Специфика определения возможностей сравнения самостоятельной работы и ее культурологически обусловленного продолжения (культуры самостоятельной работы) не может быть однозначно истолкована в современной практике, т.к. необходимость сравнения и ранжирования достигнутого уровня сформированности культуры самостоятельной работы у группы или выборки субъектов образовательного пространства интересна качеством предлагаемых решений в модели поликультурных отношений и оценки качества продуктов ведущей деятельности.
Для различных ступеней обучения необходимо разработать уникальное педагогическое средство оценки качества и специфики сформированности культуры самостоятельной работы личности, в настоящее время в ресурсах мониторинга качества сформированности и формирования культуры самостоятельной работы определяются портфолио обучающегося, профессионально-педагогический кейс, дневник самонаблюдения (педагогической рефлексии).
Неоднозначность поиска и верификации качества постановки решения задачи развития личности – сложная дилемма верификации возможности развития личности, в структуре которой самыми примитивными формами являются сформированность мотивации деятельности, объективность самооценки, достаточность уровня притязаний личности.
Культура самостоятельной работы личности в модели математической статистики определяется как функция и продукт культуры и деятельности личности в сформированных ценностях и ресурсах достижений, многообразие достигнутых данных позволяет сделать вывод, что культура самостоятельной работы как способность личности распределена в генеральной совокупности нормально, следовательно, необходимо выбирать те ресурсы воспроизводства, которые могут оптимально использовать в работе педагога с обучающимися две формы – адаптивную и акмеверифицированную.
Библиографический список
- Козырева О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен : курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 627 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–226–3.
- Козырева О. А. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 279 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–353–0.
- Козырева О. А. Общие основы педагогики : программа и контрольно-измерительные материалы : учебно-методическое пособие для студентов специальности «Педагогика и психология». Новокузнецк : КузГПА, 2005. 216 с. ISBN 5–85117–125–1.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
- Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога в системе адаптивного знания // Адаптация человека в условиях многообразия современного мира : материалы Всероссийской конференции с Международным участием. СПб. : изд-во Политехн. ун-та, 2011. С.82-84.
- Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 23 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
- Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации студентов-педагогов и педагогов-психологов // Наука и образование. Научно-образовательный и прикладной журнал. – Ростов н/Дону : Известия Южного отделения Российской Академии образования и Ростовского государственного педагогического университета. 2006. №3. С. 16-21.
- Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как фактор формирования и развития профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов и педагогов-психологов // Известия Южного Федерального университета. 2008. № 3. С.61-69.
- Козырева О. А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного Федерального университета. 2007. №2. С.184-192.
- Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6. С.54-73.
- Козырева О. А. Моделирование уровневой технологии обучения как средство формирования и развития культуры самостоятельной работы студентов педагогической академии // Сибирский педагогический журнал. 2010. №7. С.192-203.
- Козырева О. А. Моделирование уровневой технологии обучения как средство формирования и развития культуры самостоятельной работы студентов педагогической академии // Сибирский педагогический журнал. 2010. №6. С.313-323.
- Козырева О. А. Некоторые особенности формирования и развития культуры самостоятельной работы у студентов педагогической академии // Вестник Башкирского педагогического университета им. М. Акмуллы. 2007. №1 (12). С.22-30.
- Козырева О. А. Некоторые особенности формирования профессионально-педагогической культуры у студентов при изучении курса «Дидактика. Педагогические технологии» // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова : Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. 2006. №4. С.21-23.
- Козырева О. А. Особенности формирования культуры самостоятельной работы при изучении курса “Общие основы педагогики” // Гуманитарные и социально-экономические науки. Научное издание. Спецвыпуск «Педагогика» : Ростов/н-Дону : Северокавказский научный центр высшей школы и Ростовский государственный педагогический университет. 2006. №7. С.188-193.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2009. №9. С.79-83.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. №2(73). С.109-117.
- Козырева О. А., Гайко М. Е., Горбунова И. А., Седова К. С. Модели формирования и управления культурой самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования // European Social Science Journal. 2012. № 8. С.83-90.
- Козырева О. А., Матвеев А. А. Культура самостоятельной работы как условие развития профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 2(4). С. 107-113.
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // European Social Science Journal. 2011. №6. С.210-217.
- Макарова Т. В., Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-132.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. № 11. С. 58-65.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1 (5). С. 27-29.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Степанов С. В., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога как механизм формирования профессиональной компетентности, самореализации и конкурентоспособности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1 (3). С. 76-80.
- Редлих С. М., Козырева О. А., Кошелев А. А. Культура самостоятельной работы как условие и результат саморазвития и самореализации в модели непрерывного профессионального образования // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА : ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. 2012. № 22 (257) листопад. Частина VІ. С. 84-91.
- Редлих С. М., Кошелев А. А., Козырева О. А. Специфика формирования культуры самостоятельной работы обучающихся и студентов в контексте идей гуманно-личностной педагогики // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА. ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. 2013. № 5 (264) березень. Частина ІІ. С.216-229.
- Козирєва О. А., Шварцкопф Е. Ю., Марініч Н. В. Професійно-педагогічні презентації в структурі формування культури самостійної роботи майбутнього педагога // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА. ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. 2013. № 13 (272) ЛИПЕНЬ. Частина ІІІ. С.246-255.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога: от определения до продуктов самореализации // Современная педагогика. 2014. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3166
- Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53106
- Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5. URL: http://human.snauka.ru/2015/05/11269
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Козырева О. А. Особенности формирования культуры самостоятельной работы при изучении курса «Теория обучения. Педагогические технологии» // Вестник педагогических инноваций. 2007. №1 (9). С.13-21.
- Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник педагогических инноваций. 2007. №4 (12). С.52-65.
- Козырева О. А. Моделирование дефиниций категории “воспитание” как средство формирования культуры самостоятельной работы // Вестник педагогических инноваций. 2009. №3 (19). С.68-83.
- Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий психолого-педагогической антропологии как средство формирования профессионально-педагогической культуры // Вестник педагогических инноваций. 2008. №4. С. 137-152.
- Козырева О. А. Моделирование дефиниций современной профориентологии как средство формирования и развития профессионально-педагогической культуры // Вестник педагогических инноваций. 2008. № 2 (14). С.7-22.
- Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
- Паршин Ю.А., Шварцкопф Е.Ю., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре и его специфика самореализации // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 8 (12). С. 141-145.
- Дорофеев М.В., Дорофеева Н.В., Козырева О.А. Возможность и качество моделирования дефиниций и педагогических средств будущими педагогами по ФК как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12-1 (40). С. 140-143.
- Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
- Козырева О.А. Творческий проект как средство и результат формирования и развития культуры самостоятельной работы // Вестник Тюменского государственного университета. 2007. № 4. С. 108-112.
- Козырева О.А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. № 1 (2). С. 101-110.
- Козырева О.А. Некоторые особенности формирования профессионально-педагогической культуры студентов при изучении курса «Основы профориентологии» // Ярославский педагогический вестник. 2007. № 3. С. 87-90.
- Козырева О.А. Способы фиксации информации как методы моделирования и средства формирования культуры самостоятельной работы // Общественные науки. 2010. № 1. С. 182-191.