Глубокий кризис в экономике, культуре, образовании, который разрушает великую российскую державу, во многом связан с деформацией духовно-нравственных идеалов и ценностей, утратой «общинности», «соборности», исторически присущие русскому народу. Россия оказалась в плену социальных язв и опасностей, которые разрушают и тело, и душу человека и ведут к вырождению нации. Наркомания, алкоголизм, преступность, индивидуализм, эгоцентризм, снижение роли коллектива, отчуждение детей и родителей, нарастание психологического дискомфорта, снижение ценности образования, снижение общего культурного уровня, отсутствие интересного досуга, пропаганда с экранов телевидения сцен агрессии, насилия и ненависти, распространение культа силы, мгновенного успеха и денег, прагматические отношения в сфере любви, дружбы, общения, бездуховность, уход в интернет – вот лишь некоторые из этих социальных «заболеваний».
Образовательные организации (детский сад, школа, вуз и др.) сталкиваются с такой проблемой, что становится сложным передавать культурно-историческое наследие, опыт от старшего поколения к младшему. Причина этого в том, что главной ценностью человека в современном обществе становится материальное благо, мгновенное обогащение без длительной учебы, работы и труда. Утрачено понимание образования как формирование человека по образу и подобию Христа, то есть человека нравственного, духовного. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей, формирование у растущего человека потребности в духовно-нравственном совершенствовании может стать той силой, которая изменит духовную жизнь общества.
В 90-е годы 20 века в отечественной педагогике несколько снизился интерес к проблемам воспитания в школе. Это было обусловлено неразрешенностью противоречия: с одной стороны, в воспитании преобладали традиционные подходы, связанные с подавлением личности учащегося, манипулированием детей, субъект-объектными отношениями между воспитателем и воспитанниками; с другой, – невозможностью решать с помощью этих способов новые задачи воспитания: раскрытие личностного потенциала каждого ребенка, создание оптимальных условий для осуществления его интересов, склонностей, потребностей. В настоящее время в педагогической науке высшей целью образования рассматривается личность, принимающая общечеловеческие ценности, самоопределившаяся в культуре и способная к сохранению и развитию культуры, признающая достоинство и самоценность других, готовая к сотрудничеству, диалогу [1, с.3]. Таким образом, вопрос о цели современного воспитания решается с гуманистических позиций.
С целью решения современных проблем гуманизации образования и воспитания можно творчески использовать наследие многих отечественных педагогов, чьи идеи несут огромный гуманистический потенциал. Одним из таких педагогов является Василий Порфирьевич Вахтеров (1853 – 1924) – известный русский педагог-психолог, общественный деятель конца XIX – начала XX вв., реформатор народного образования, методист начальной школы, создатель гуманистической педагогической системы, которой он сам дал название, – «новая педагогика». Ученый рассматривал широкий круг вопросов обучения и воспитания, определил методологические основы своей «новой педагогики», разработал целостную дидактическую систему [2,3,4,5,6,7,8].
В.П. Вахтеров был в числе тех ученых, которые стремились четко определить место проблем воспитания и разрабатывали воспитательную проблематику как часть своих педагогических систем. Рассматривая нравственное воспитание как одно из центральных звеньев становления и формирования личности, он не соглашался с тем, что «в…планах, программах и записках вы почти ничего не найдете о том, как развить в детях заложенные в них самой природой общественные инстинкты, как научить их солидарности, внимательности к нуждам других» [9, с.125]. В.В. Зеньковский, его современник, подтверждая эту мысль, отмечал, что задачи воспитания важнее задач обучения, при этом они еще и более сложные в практической реализации. В современной педагогической науке задачи духовно-нравственного воспитания становятся приоритетными. Предпринимаются определенные шаги в деле духовного и нравственного становления растущего человека: разработка «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.), выделение раздела «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, введение с 4 класса курса ««Основы религиозных культур и светской этики», одним из модулей которого является «Основы православной культура».
Проблемы нравственности в «новой педагогике» В.П. Вахтерова занимали центральное место. Именно в свете нравственности он анализировал и общие вопросы воспитания, и отдельные его стороны.
Главная ценность воспитательной системы В.П. Вахтерова – личность ребенка. Для него ребенок – это «драгоценная человеческая жизнь с определенными стремлениями к развитию», это самоцель, а не средство достижения цели. Отрицая ориентацию на некую среднестатистическую модель ученика, В.П. Вахтеров отмечал, что каждый учащийся – индивидуальность. А индивидуальность ребенка, по его словам, – это «святыня», которую надо развивать и оберегать; ребенок – «unicum в своем роде», оригинал, а не копия, и одарен разными способностями [10].
Авторитарную систему образования педагог-гуманист находил бездетной, так как она отвергала и игнорировала личность воспитанника, использовала грубые средства давления и принуждения, требовала беспрекословной покорности и послушания, возведенные, по словам В.П. Вахтерова, в культ, словно школа ориентирована на подготовку бездумных исполнителей и рабов, а не свободных людей.
Ученый осуждал образование, характеризующееся отношением к ребенку как к объекту, который должен выполнять определенные задачи. Этим его «новая педагогика» отличалась от «старой», которая рассматривала ребенка как «материал для обработки», «существо, предназначенное для дрессировки», а учителя - «мастером», «чем-то вроде Анатолия Дурова, воспитывающего для сцены своих свиней, собак и мышей» [11, с.142]. Исходя из этого В.П. Вахтеров понимал цель «новой педагогики» не как формирование человека по определенным нормам, что, например, типично для бихевиоризма, а как создание «благоприятной обстановки» для развития здоровых стремлений ребенка в соответствии с его наследственными и приобретенными качествами, которые сначала нужно тщательно изучить, по мнению ученого. Он сам был прекрасным знатоком возрастных особенностей детей и исследователем их индивидуальных особенностей, создал типологию характеров.
Подобные взгляды определили понимание В.П. Вахтеровым необходимости развития у ребенка-школьника субъектной позиции. Ученый подчеркивал, что человек должен быть господином своих поступков, чтобы он подчинялся внушениям своего разума и своей совести. Цели воспитания, с его точки зрения, должны трансформироваться в цели самовоспитания.
Подобное понимание цели воспитания и отношение к ребенку как человеку, обладающему свойством субъектности, находим во многих современных личностно-ориентированных концепциях образования (концепции Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, И.С. Якиманской и др.). Цель воспитания в них рассматривается не с объектных позиций, связанных лишь со стремлением сформировать и воспитать, а с субъектных позиций, то есть со стремлением заложить и развить в ребенке механизмы самовоспитания, саморазвития, самореализации, адаптации, что будет способствовать становлению самобытной личности, а также обеспечит возможность диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
В «новой педагогике» В.П. Вахтерова содержатся очень похожие идеи в отношении цели воспитания, которая связана с формированием личности нравственной, с высокой общей культурой, обладающей внутренней свободой и социальной активностью.
Нравственное воспитание, по мнению ученого, должно развивать такие качества, как дружба, товарищество, взаимопомощь, гуманность, любовь к людям, забота об обездоленных, умение личное подчинять общественному, патриотизм, уважение представителей других национальностей, скромность, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность и т.д.
Нравственной ценностью ученый считал гуманность, которую он рассматривал как интегральную характеристику личности, включающую нравственно-психологические свойства личности – «симпатические чувства», альтруизм, доброжелательность, сочувствие. Важной задачей воспитания, по мнению В.П. Вахтерова, является развитие в детях чувства симпатии, привязанности, любви и жалости к людям и подавление эгоистических инстинктов. Педагог говорил, что альтруистические чувства должны быть настолько выражены, чтобы несчастье ближнего дети чувствовали как собственное несчастье, радость его – как собственную радость.
Подобное видение В.П. Вахтеровым задач нравственного воспитания в значительной степени содержит в себе идеи педагогики ненасилия – одного из направлений в области современного образования. Ненасилие рассматривается как ценность, как особая сила, связанная с преодолением эгоцентризма и выражением любви, со способностью к позитивному взаимодействию [12]. В исследованиях, посвященных проблемам духовно-нравственного развития детей, также остроактуальной является задача формирование нравственных чувств, нравственного облика и позиции [13].
В.П. Вахтеров оказался в числе тех педагогов, кто проявил интерес к проблемам социального воспитания, многие из которых актуальны сегодня и представляют научный интерес для современной науки. В рамках своей педагогической системы он разработал вопросы детской среды, формирования социальной направленности личности и развитие ее творческой индивидуальности, лидерства, единства педагогического руководства и самоуправления и др. Являющиеся актуальными в настоящее время, они разрабатывались и разрабатываются в трудах Л.В. Байбородовой, О.С. Богдановой, Л.Ю. Гордина В.М. Коротова, Э.С. Кузнецовой, Т.А. Куракина, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, М.И. Рожкова, Н.Е. Щурковой и др.
В.П. Вахтеров считал важным воспитание социально активной личности. Необходимо, писал ученый, «выпустить в жизнь бодрых, работоспособных людей со светлым взглядом на жизнь, с верою в свои силы, с желанием работать, с надеждою на лучшее будущее» [14, с.32]. Подобные задачи стоят и перед человеком нашего времени, характеризующимся быстро меняющимися экономическими и социокультурными условиями, расширяющимся информационным пространством, усложнением общественной жизни. От человека требуются способности ориентироваться в системе социальных связей и противоречий, включаться в ситуацию социального взаимодействия, активно и самостоятельно действовать, творчески преобразовывать окружающий мир, адаптироваться в новых жизненных условиях [15].
Цель воспитания В.П. Вахтеров определял как социально и личностно-ориентированную, поскольку в сфере воспитания пересекаются интересы и индивида, и общества. Он считал необходимым согласовывать личные и общественные стремления, удовлетворять, с одной стороны, личное стремление к развитию, а с другой, – к социализации, то есть к подготовке к современной социальной среде. Общество, по мнению ученого, должно не поглощать личность, а помочь ее развитию. Педагог верил в гармонию между личностью и обществом и считал возможным снятие противоречия между ними: чем развитее, самобытнее, талантливее и сильнее личности, тем выше и составленное из них общество. И наоборот, чем выше общественный строй, чем больше общественных связей между отдельными личностями, чем разнообразнее и гуманнее эти связи, тем успешнее развитие каждой личности.
Нравственным В.П. Вахтеров считал создание условий для социального общежития человека, при этом учитывать и направлять развитие его природных начал, развивать эгоистические стремления, свойственные человеку, в гармонии с общественными стремлениями, согласовывать желания людей к личному довольству и счастью с общественными целями. В современных концепциях воспитания в детском коллективе, детском сообществе также отражаются идеи единства социализации и индивидуализации личности.
Через многие труды В.П. Вахтерова проходят идеи гуманизации межличностных отношений в детской среде путем формирования «общественных чувств», что педагог считал наиболее существенной задачей в нравственном воспитании детей. «Да и что такое сама нравственность, как не цемент, связующий людей друг с другом в целые общества. Если бы человек жил вне общества, - подчеркивал он, – не существовало бы самого понятия нравственности» [16, с.109).
Педагога беспокоили бескомпромиссность, неотзывчивость, жестокость деревенских детей. Это объяснял он существующими порядками и социальными условиями жизни крестьян, поскольку деревня «много терпит от того, что там мало людей, думающих и заботящихся о нуждах народа». По его мнению, деревня нуждается в образованных людях, которые внесли бы туда «побольше справедливости, человеколюбия и правды».
Характеристиками гуманных отношений в детской среде В.П. Вахтеров считал деликатное и вежливое отношение к окружающим, внимание друг к другу, умение сотрудничать, жить с окружающими общей жизнью, думать об общих интересах. Педагог предлагал поручать школьникам обязанности не с личной, а с общественной направленностью, приучать их заботиться о других. Он рекомендовал как можно больше находиться в среде сверстников, осваивать систему общественных отношений и влияний, которая научит ребенка учитывать не только собственные желания и решения, но и сотоварищей.
Для этого нужно поощрять услуги, которые дети оказывают друг другу, использовать практику взаимопомощи между детьми: одолжить интересную книгу для чтения, игрушку, помочь в какой-либо работе, устроить совместно литературно-музыкальные вечера, хор, оркестр, организовать кружки общего чтения и самообразования, экскурсии и общие собрания.
Идеи В.П. Вахтерова о детском сообществе созвучны и современным представлениям о детском коллективе с высоким уровнем развития, который обладает такими признаками, как высокая сплоченность, взаимная ответственность, коллективистская идентификация и самоопределение, высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу. Рассуждения педагога о развитии навыков сотрудничества между детьми в некоторой степени отражают и современные исследования детской среды и взаимодействия ее членов. Многие ученые подчеркивают значимость совместной деятельности школьников для развития их сотрудничества. Современные экспериментальные данные доказывают, что в коллективной деятельности, особенно там, где уровень взаимодействия ее участников высок, существуют значительные возможность для индивидуального развития. Установлено, что в среде объединенных общей деятельностью единомышленников человек испытывает чувство уверенности, собственной значимости и состояние духовного подъема.
Таким образом, взгляды В.П. Вахтерова на вопросы нравственного воспитания школьников, имеющие сходство с некоторыми современными исследованиями проблем духовно-нравственного воспитания, содержащихся, в частности, в педагогике сотрудничества, педагогике ненасилия, концепциях духовно-нравственного развития личности, могут и должны иметь теоретическое и практическое значение для современного образования, вступившего на путь реформирования.
Библиографический список
- Симакова Ю.И. Гуманистическая система начального образования В.П. Вахтерова, 1853 – 1924 гг.: диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. Нижний Новгород, 2002.
- Россова Ю.И. Вопросы здоровьесбережения в «новой педагогике» В.П. Вахтерова // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2013. № 2. С. 101-108.
- Симакова Ю.И. Гуманистические идеи в педагогике В.П. Вахтерова (1853 – 1924) // Начальная школа. 2002. № 9. С. 14-20.
- Россова Ю.И. Научно-педагогическая и просветительская деятельность В.П. Вахтерова // Федеральные государственные образовательные стандарты: проблемы и перспективы внедрения: Материалы III Всероссийских Вахтеровских чтений с международным участием, посвященных 160-летию со дня рождения В.П. Вахтерова. Арзамас, 25-26 января 2013 г. Арзамас, 2013. С. 3-8.
- Россова Ю.И. «Новая педагогика» В.П. Вахтерова: личность ребенка как высшая ценность // Приволжский научный вестник. 2014. № 8-2 (36). С. 105-107.
- Симакова Ю.И. Содержание образования в дидактической системе В.П. Вахтерова // В.П. Вахтеров – педагог и просветитель «серебряного века»: Материалы всероссийской научно – практической конференции «В.П. Вахтеров – педагог и просветитель «серебряного века». Арзамас, 28-29 января 2003 года. Арзамас: АГПИ, 2003. С. 223-232.
- Россова Ю.И. Формирование педагогических взглядов В.П. Вахтерова в Нижегородский период его жизнедеятельности // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2013. № 1. С. 63-72.
- Россова Ю.И. Функция учителя в образовательном процессе: современная педагогика и «новая педагогика» В.П. Вахтерова // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4-5 (48). С. 9-13.
- Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / Сост. Л.Н. Литвин, Н.Т. Бритаева. М.: Педагогика, 1987. 400с.
- Россова Ю.И. «Новая педагогика» В.П. Вахтерова: личность ребенка как высшая ценность // Приволжский научный вестник. 2014. № 8-2 (36). С. 105-107.
- Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. М.: Изд-во т-ва И.Д. Сытина, 1913. 583с.
- Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2000. 216с.
- Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России // proshkolu.ru›Клубы›Азбука веры›file/1797782.
- Вахтеров В.П. Объяснительное чтение с воспитательной точки зрения // Образование. 1901. № 2. С. 31-43.
- Россова Ю.И. Технология развития социального познания в подростковом возрасте // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 12 (16). С.17.
- Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / Сост. Л.Н. Литвин, Н.Т. Бритаева. М.: Педагогика, 1987. 400с.