Возможность моделирования адаптивных учебных пособий в структуре подготовки педагогов – одно из важных направлений совершенствования профессионально-педагогического знания, фасилитирующего получение качественного образования в системе непрерывного профессионального образования. Примером такой практики могут быть работы [1-3], являющиеся унифицированной, адаптивной копией работ [4-6].
Попытаемся акцентировать внимание на возможности формирования интереса к качеству изучения курса «Социальная педагогика», определив теоретико-эмпирическую – основой развития личности и общества, успешности и востребованности личности и продуктов общественного развития и самосохранения.
Специфика поиска условий продуктивного развития личности обучающегося в модели современного образования располагает множеством традиционных и инновационных ресурсов и средств фасилитации поиска и верификации качества определяемых решений всех звеньев целостного педагогического процесса.
В практике современной культуры и образования формирование компетенций и компетентности личности определяется множеством факторов, стимулирующих и корректирующих качество подготовки обучающегося, включенного в процесс получения непрерывного профессионального образования. В нашем случае структура проверки качества сформированности компетенций курса «Социальная педагогика» будет определяться иерархией качества формирования выделенных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования общекультурных компетенций, общих профессиональных компетенций, профессиональных компетенции в области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, где структура тематических вопросов курса «Социальная педагогика» позволит студенту ориентироваться в направленности и целостности формирования компетенций в модели «знать», «уметь», «владеть», а система дидактических заданий корректировать качество образования.
Дидактическое тестирование курса «Социальная педагогика» будет построено с использованием тестовых заданий различной структуры, 10 дидактических заданий типа «А» (вопрос, 4 варианта ответа, один верный ответ) будут определять содержание следующих изучаемых тематических и предметно-тематических вопросов:
1. Социальная педагогика как отрасль знания, исследующая социализацию в контексте воспитания и социальное воспитание в контексте социализации.
2. Социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы.
3. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Социально–педагогическая виктимология.
4. Воспитание как институт социализации: виды воспитания; системы воспитания; воспитательные организации.
5. Социализированность, воспитанность.
6. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях.
7. Принципы социального воспитания.
8. Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях.
9. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании.
10. Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях.
Задания типа «В» определены одним из следующих записей:
- Установите соответствие между элементами двух множеств (двух колонок).
- Установите соответствие числам натурального ряда (1, 2, 3, … n), т.е. установите в порядке величины (значимости) ниже приведенные термины.
- Установите правильную последовательность действий, отношений, событий и пр.
- Выберите два и более правильных ответов.
- Впишите пропущенное слово.
Задания типа «С» – это кейс-задания, определяющие в проблемной ситуации или ситуации выбора возможность измерения формируемых компетенций студента через такую составную единицу современной дидактики высшего и дополнительного профессионального образования, как «владеть».
Задания типа «А» оцениваются в 1 балл, задания типа «В» оцениваются в 6 баллов, задания типа «С» оцениваются в 60 баллов.
Оценка результатов тестирования может быть определена по одной из ниже приведенных шкал:
Традиционная система оценивания результатов:
- неудовлетворительно – менее 70 %;
- удовлетворительно – от 71 % до 80 %;
- хорошо – от 81% до 90 %;
- отлично – от 91% до 100%
Система оценивания результатов по Н. В. Басовой:
- неудовлетворительно – менее 70 %;
- удовлетворительно – от 71 % до 80 %;
- хорошо – от 81% до 94 %;
- отлично – от 95% до 100%
Система оценивания результатов по Т. А. Чекалиной:
- низкий (неудовлетворительно) – менее 40 %;
- пороговый (удовлетворительно) – от 41 % до 60 %;
- средний (хорошо) – от 61 % до 80 % и освоение всех дидактических единиц;
- высокий (отлично) – от 81 % до 100 % и освоение всех дидактических единиц.
Дидактический материал содержит все разъяснения в тексте предлагаемых заданий. В структуре проверки сформированности компетенций используются специально разработанные карточки.
Правильные ответы с «I» по «X» выделены курсивом, все остальные ответы приведены после текста заданий.
Ответы студентов осуществляются письменно, т.е. рукописно в карточку-бланк ответа студент вписывает буквы (с I по X, XIV тестовые задания), цифры (с XI по XIII тестовые задания) и в XV тестовом задании – слово. Задание XVI выполняется рукописным текстом в карточке-бланке для ответа.
Карточка-бланк для ответа студента
курс ____ группа ____________ Дата ________________________
Тест по курсу «Социальная педагогика»
Вариант №
Фамилия Имя Отчество
№ | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X |
XI |
XII |
XIII |
XIV | XV | |||
ответ | А – | E – | А – | E – | А – | E – | ||||||||||||
В – | F – | В – | F – | В – | F – | |||||||||||||
С – | G – | С – | G – | С – | G – | |||||||||||||
D – | H – | D – | H – | D – | H – |
XVI.
Вариант I
Социальная педагогика
Часть А. (выберите из списка один вариант ответа)
I. Социальная ……………………… – это отрасль знаний, исследующая социализацию в контексте воспитания, ее моделей, видов, форм, условий, возможностей и ограничений и социальное воспитание в контексте социализации, ее агентов, механизмов, институтов, факторов, средств и пр.
А. технология
В. культура
С. психология
D. педагогика
II. ……………………… – полидефинитная категория педагогики, связанная с восприятием, отражением, реконструкцией, трансформацией социального опыта, являющегося единицей социальных отношений и связей, причем в различного рода рассмотрениях выделяют две составляющие социального опыта: знаниевую (общеучебные и предметные) и ценностную; причем первая (знаниевая) является в какой-то мере следствием второй (ценностной).
А. Самоидентификация
В. Социализация
С. Адаптация
D. Фасилитация
III. Понятие «социально-педагогическая виктимология» было введено в социальную педагогику ………………………
А. А. В. Мудриком
В. В. А. Сухомлинским
С. А. С. Макаренко
D. А. Н. Джуринским
IV. ……………………… рассматривается в современной социальной педагогике как совокупность организации оптимального формирования социального опыта личности, получения качественного образования и индивидуальной помощи субъектам социальной среды, нуждающихся в определенной поддержке и коррекции.
А. Социальное развитие
В. Социальное воспитание
С. Социальная культура
D. Социальная адаптация
V. ……………………… рассматривается в социальной педагогике как уровень освоения культуры социальных отношений.
А. Креативность
В. Адаптивность дидактического материала
С. Воспитанность
D. Гуманизм
VI. Содержание в обобщенной модели ……………………… воспитания зависит от типа общества, социального статуса родителей или лиц, заменяющих родителей, от уровня развития производственных сил и производительных отношений, научно-технического прогресса (НТП), использования в структуре социально-педагогического взаимодействия оптимальных методов, средств и технологий социально-педагогической работы с воспитанниками и обучающимися школ.
А. патриотического
В. трудового
С. специального
D. социального
VII. ……………………… – это основные, исходные положения теории социализации и социального воспитания, позволяющие осуществлять процесс формирования социального опыта и научного мировоззрения в модели современного воспитания и культуры, образования и досуга, в результате которых формируется гармонично развитая личность, созидающая и создающая, модифицирующая и оптимизирующая условия развития личности и общества (совокупность субъект-субъектных и субъект-объектных отношений).
А. Принципы социального воспитания
В. Принципы патриотического воспитания
С. Принципы эстетического воспитания
D. Принципы адаптации, фасилитации и воспитания
VIII. Педагогическая ……………………… – деятельность профессиональных педагогов и психологов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением.
А. реабилитация
В. поддержка
С. адаптация
D. фасилитация
IX. К ……………………… социализации относят все языковые, знаковые, культурно-исторические модели, способствующие восприятию, переработке, сохранению, трансформации социального знания.
А. идеальным средствам
В. формам
С. педагогическим условиям
D. педагогическим технологиям
X. ……………………… – это то мероприятие, на котором решаются поставленные цель и задачи профессионально-педагогической деятельности и практики, направленные на повышение уровня культуры и воспитанности обучающихся.
А. Система методов воспитания
В. Методы психокоррекции
С. Форма организации воспитания
D. Педагогические технологии профессионального самоопределения
Часть В.
XI. Установите соответствие между элементами двух множеств (двух колонок).
Соотнесите механизмы социализации и автора, описавшего предложивший вариант.
А. | Подражание | 1. | Валерия Сергеевна Мухина |
В. | Идентификация (отождествление) и обособление | 2. | Габриэль Тард |
С. | Закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности | 3. | Ури Бронфенбренер |
D. | Прогрессивная взаимная аккомодация (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет | 4. | Артур Владимирович Петровский |
В карточке необходимо написать следующую последовательность правильных ответов, т.е. записать те цифры, которые находятся напротив букв, т.к. в шаблоне прописаны латинские буквы от «А» до «H», все неиспользованные буквенные изображения в карточке можно оставить пустыми или при желании перечеркнуть:
А – 2
В – 1
С – 4
D – 3
XII. Установите соответствие числам натурального ряда (1, 2, 3, … n), т.е. установите в порядке величины (значимости) ниже приведенные термины.
Упорядочьте задачи социальной педагогики.
А. изучение, обобщение педагогического опыта и практической деятельности педагогов историко-социального, воспитательно-образовательного пространства
В. разработка новых методов, средств, форм, систем социализации и социального воспитания
С. выявление проблем современной социальной педагогики
D. выявление закономерностей в социализации и социальном воспитании подрастающего поколения
Е. внедрение эффективных результатов социально-педагогического знания в практику работы широкого круга педагогов
В карточке необходимо написать следующую последовательность ответов:
А – 2
В – 4
С – 1
D – 3
Е – 5
XIII. Установите правильную последовательность действий, отношений, событий и пр.
Упорядочьте по величине действия понятия.
А. ВОСПИТАНИЕ В ЛОКАЛЬНОМ СМЫСЛЕ – это решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, внимательность, коллективизм, усидчивость, аккуратность и др.).
В. ВОСПИТАНИЕ В УЗКОМ СМЫСЛЕ – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов, убеждений.
С. ВОСПИТАНИЕ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ – это воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествление понятия воспитания с понятием социализации).
В карточке необходимо написать следующую последовательность ответов:
А – 3
В – 2
С – 1
XIV. Выберите два и более правильных ответов.
К современным моделям социализации не относят
А. рефлексия
В. наука
С. спорт
D. фасилитация
В карточке необходимо написать:
A, D
XV. Впишите пропущенное слово.
Движущими силами социализации являются ………………………
В карточке необходимо написать:
противоречия
Часть С.
XVI. Опишите возможность включения ребенка в семейной практике воспитания в процесс разделения обязанностей и контроля качества выполнения социальных ролей и функций.
Качество изучения адаптивного дидактического материала обусловлено практикой его воссоздания в определении и решении задач развития личности. Специфика детерминации возможностей продуктивного изучения курсов современной педагогики [7-10] представляет собой грамотно созданную педагогическую технологию, обеспечивающую гибкое выявление и решение задач профессионально-педагогической деятельности.
Библиографический список
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. Уфа: Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А.А., Коновалов С.В., Козырева О.А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01-Педагогическое образование: в 3-х ч. Ч.2. Педагогические технологии. Уфа: Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу //Вестник КемГУ. 2015.№2(62). Вып.3. С.63-67.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.