На современном этапе реформирования российского образования открытость образовательной системы призвана важнейшим условием ее развития. Такая открытость предполагает возможность получения всесторонней информации об образовательном процессе и ее использования для введения инновационных изменений. Необходимость рационального соучастия государства и общественности в управлении образовательным учреждением подчеркивается практически во всех государственных документах: Федеральном Законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.26 п.2, ст.26 п.3, ст.26 п.4, ст.26 п.5), национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
Практика последних лет показывает, что в качестве высшего органа управления в образовательном учреждении выступает управляющий совет, поскольку в его состав входят все участники образовательных отношений. Управляющий совет позволяет реализовать право учащихся (п.17 ч.1 ФЗ №273), их родителей (ст.44 ч.3 п.7 ФЗ №273) на участие в управлении образовательной организацией. Сегодня, когда проблема управления образовательной организацией становятся более сложными, задача участия управляющего совета в стратегическом развитии образовательной организации актуализировались и являются важным фактором ее стабильного развития.
Сформировавшаяся в 2011 году модель государственно-общественного управления (управляющий совет) включает в свой состав представителей общественности, обучающихся, педагогических работников, что позволяет принимать решения, касающиеся разных сторон деятельности МБОУ СОШ №1 г.Арзамаса Нижегородской области, налаживать полноценный диалог всех участников образовательного процесса, что рассматривается нами как ресурс устойчивого развития образовательной организации.
Управляющий совет МБОУ СОШ № 1 выступает коллегиальным органом управления образовательным учреждением, реализующим принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием.
Задачи управляющего совета:
- Определение основных направлений (программы) развития общеобразовательного учреждения.
- Защита и содействие в реализации прав и законных интересов участников образовательного процесса.
- Участие в определении компонента образовательного учреждения в составе реализуемого государственного образовательного стандарта общего образования, профилей обучения, системы оценки знаний обучающихся при промежуточной аттестации и других составляющих образовательного процесса.
- Содействие в создании оптимальных условий для осуществления образовательного процесса и форм его организации в общеобразовательном учреждении, в повышении качества образования, в наиболее полном удовлетворении образовательных потребностей населения.
- Взаимодействие с учредителем в формировании органов управления образовательным учреждением, в подборе кандидатур и в замещении должности директора образовательного учреждения, осуществление общественного контроля за его деятельностью.
- Контроль за здоровыми и безопасными условиями обучения, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении.
- Содействие реализации миссии образовательного учреждения, направленной на развитие социального партнерства между участниками образовательного процесса и представителями местного сообщества.
Функции управляющего совета:
- Управляющий совет устанавливает:
- Направления и приоритеты развития школы (ежегодно);
- Показатели результатов общего образования, укрепления здоровья и обеспечения прав обучающихся в учреждении (ежегодно);
- Порядок привлечения дополнительных финансовых и материальных средств;
- Порядок участия в упраачении школой и компетенцию органов самоуправления родителей (законных представителей), обучающихся, педагогических и иных работников учреждения в соответствии с уставом школы;
- Порядок введения (отмены) единой формы одежды для обучающихся и работников школы в период учебных занятий.
- Управляющий совет утверждает:
- Образовательную программу школы;
- Календарный учебный график (ежегодно);
- Правила поведения обучающихся в школе;
- Режим работы школы;
- Положение о договорных отношениях между школой и родителями (законными представителями) обучающихся;
- Перечень выбранных школой учебников из утвержденных федеральных и краевых перечней учебников (ежегодно);
- Годовой план работы школы по материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, оборудованию помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;
- Смету расходования дополнительных финансовых и материальных средств и отчет об ее исполнении (ежегодно);
- Ежегодный публичный отчетный доклад школы;
- Положение о порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся (ежегодно);
- Годовой план мероприятий школы.
- Управляющий совет согласовывает:
- Сдачу в аренду школой закрепленных за ней объектов собственности;
- Положение о порядке оказания ОУ дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг.
- Решение об отчислении обучающегося в порядке, предусмотренном законодательством.
- Управляющий совет имеет право вносить предложения учредителю по содержанию зданий и сооружений школы и прилегающей к ним территории.
- Состав управляющего совета
- Совет создается в составе 21 члена с использованием выборов, назначения и кооптации.
- Избираемыми членами совета могут быть: представители от родителей (законных представителей) обучающихся; представители от работников и от обучающихся 2-3-й ступени образования.
- В состав совета входят руководитель (директор) учреждения, а также делегируемый представитель учредителя; могут быть кооптированы представители местной общественности по представлению учредителя или избранных членов совета.
Управляющий совет одобрил и рекомендовал к утверждению директором школы основной образовательной программы начального общего образования, определил приоритетные направления Программы развития школы, инновационной и экспериментальной деятельности в рамках федеральной экспериментальной площадки по созданию и апробации региональной модели профессионального самоопределения и успешной социализации обучающихся, принял активное участие в разработке нового Положения об оплате труда работников МБОУ СОШ №1. Ежегодно на заседаниях управляющего совета утверждается публичный доклад директора школы. Все это обеспечивает открытость и прозрачность деятельности образовательной организации, способствует привлечению общественности к выработке образовательной стратегии, созданию единого воспитательного пространства, четкую ориентированность в нормативно-правовом пространстве образовательной организации.
Библиографический список
- Гусев Д.А. Инновационные образовательные ресурсы сельской школы в контексте реализации ФГОС // Начальная школа. 2013. №5. С.39-42.
- Жесткова Е.А. Усвоение младшими школьниками традиционных морально-этических ценностей на уроках русского языка // Начальная школа. 2013. №5. С.24-28.
- Жесткова Е. А. Изучение профессионального самоопределения школьников // Акмеология. Научно-практический журнал. 2014. №1-2. С.80-81.
- Жесткова Е.А. Инновационная деятельность современной школы / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52.