В процессе формирования национальной политики Российской Федерации происходило целенаправленное становление организаций украинцев в стране проживания. В многонациональном государстве выходцы из Украины занимали свою культурную нишу, которая характеризовалась разнообразием.
Естественно, что изучение украинского сообщества в Российской Федерации было бы неполноценным без детального рассмотрения украинского образования. Так, наравне с первыми украинскими культурными центрами актуальным стал вопрос появления заведений, которые смогли бы удовлетворить образовательные потребности российских украинцев. Еще с начала учебного 1989 года были начаты факультативные занятия по изучению украинского языка в 9 московских школах. Там также частично изучались традиции и культура украинского народа [1, с.1]. Отдельно действовал Украинский культурно-образовательный центр при 124-й школе и украинский класс при одном из столичных лицеев [2]. С 1996 г. начала свою работу воскресная школа при библиотеке украинской литературы в Москве в рамках Украинской национально-образовательного центра [3].
Хотя, в контексте учреждения украинских образовательных организаций бывал и неудачный опыт. Собственно, в 1995 г. провалились попытки открытия украинских воскресных школ в Москве. В частности, несмотря на то, что власти города выделили помещение на окраинах столицы, украинцы не смогли собрать 15 – 20 родителей, что было необходимо для функционирования учреждений такого типа [4, с.9].
Зато, в рамках сотрудничества местных властей и посольства Украины в РФ на базе СОШ № 108 была организована группа продленного дня, где с 1-го сентября 1995 открылись специализированные курсы украинского направления [5, с.8].
Открытие украинских классов наблюдалось и в средних образовательных учреждениях регионов РФ. В частности, изучение украинского языка в 1993 году было начато в Башкортостане, где в некоторых школах был введен предмет “Украинский язык и литература”. Такие учебные заведения были сосредоточены в с. Золотоношка Стерлитамакского района и с. Санжаровка Чишминского района. В свою очередь, три воскресные школы действовали в Уфе. Однако, деятельность этих учебных заведений охватила лишь 7% украинских детей, проживающих в регионе [6, с.45].
Наряду с открытием факультативного изучения предметов украиноведческого цикла в средней школе, постепенно открывались отдельные курсы такого типа и на базе высших учебных заведений. Одним из первых таких специализированных учреждений стал Украинский университет в Москве, где участие в организации деятельности высшего учебного заведения принимал доктор исторических наук, профессор, галичанин по происхождению – Виктор Идзьо. Целью вновь созданной организации была подготовка специалистов с высшим образованием гуманитарного, социологического, природоведческого и технического направлений. Отдельной функцией Украинского университета было проведение научных исследований, а также реализация на практике просветительских и социально-культурных программ, ориентированных на развитие украинской диаспоры в России. Следует отметить, что обучение в университете проводилось на трех языках: украинском, русском и английском [7].
Под руководством того же Виктора Идзьо в 1995 в Москве появился Украинский Исторический Клуб (УИК) – украиноведческий центр, который располагался в помещении упомянутой ранее библиотеки № 147. УИК входил в состав Объединения Украинской России (ОУР) и сосредоточивал вокруг себя интеллигенцию, заинтересованную в исследованиях украинской истории и культуры. В заседаниях Украинского Исторического Клуба неоднократно принимали участие представители различных организаций Москвы и ОУР. Деятельность УИК отображалась в их печатных органах, среди которых “Украинский исторический альманах в России” и “Научный вестник УИК” [8].
Таким образом, на основании созданных украинских образовательных организаций различного уровня происходила консолидация творческой украинской молодежи, а также интеллигенции, которая была заинтересована в поддержании украинских традиций на территории страны проживания. В целом, развитие украинского национального меньшинства в 90-х годах ХХ ст. на территории Российской Федерации несло культурно-просветительский характер и заложило благоприятную основу для дальнейшего становления украинских громад, которые постепенно и образовали украинскую диаспору.
Библиографический список
- Украинский курьер. 1995. № 2 – 3.
- Пешкова В. М. Инсценирование “украинскости”: некоторые культурные практики репрезентации этнических различий в современной Москве. URL: http://www.old.jourssa.ru/2005/1/6bPeshkova.pdf
- Библиотека украинской литературы. URL: http://www.mosbul.ru/history.shtml.
- Украинский выбор (Москва). 1995. № 2 – 3.
- Украинский курьер. 1995. № 1.
- Бабенко В., Бабенко С. Украинцы Башкортостана: Основные тенденции этнокультурного развития (конец ХІХ – нач. ХХІ ст.) //Народное творчество и этнография. № 4. 2010. С. 39 – 47.
- Інтерв’ю з Віктором Ідзьо. URL: http://www.religion.in.ua/zmi/ukrainian_zmi/7726-viktor-idzo-tisk-vladi-i-specsluzhb-lishe-dodaye-snagi.html
- Украинский Исторический Клуб Москвы: некоторые итоги десятилетней работы//Независимый сайт диаспоры “Кобза”. URL: http://kobza.com.ua/ukrajinskyj-istorychnyj-klub/1011-ukrajinskyj-istorychnyj-klub-mista-moskvy-dejaki-pidsumky-desjatylitnoji-roboty.html.