В статье 2 Федерального Закона РФ «О саморегулируемых организациях» даётся определение, согласно которому саморегулирование является самостоятельной и инициативной деятельностью, осуществляемой субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, направленной на разработку и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за их соблюдением [1]. Саморегулирование выступает в роли как дополнительного, так и самостоятельного регулятивного института, наряду с государственным, выраженным в лицензировании, экспертизе и надзоре. Функционируя симультанно, они восполняют и поправляют друг друга. Процесс накопления опыта кооперации государства и фирм по удовлетворению запросов потребителей товаров и услуг привёл к формированию института саморегулирования [2, с. 9].
В России процесс становления саморегулирования начался 14 марта 1991 года с регистрации Министерством Юстиции РФ Российского Союза Строителей (РСС). Так было положено начало объединения профессиональных участников строительной отрасли [3, с. 75]. Сущность саморегулирования выражается в наложении конкретными хозяйствующими субъектами ряда ограничений на собственную деятельность на основании личной инициативы, без воздействия извне. Но всё же было бы ошибочным полагать, что данный процесс происходит исключительно на добровольной основе. По причине того, что осуществление саморегулирования происходит на территории российского государства и в рамках отечественного законодательства, определяющего вектор развития СРО, следует рассматривать саморегулирование, как результат действия механизма добровольного принуждения. Другими словами, хозяйствующие субъекты, осознавая необходимость наличия определённой системы правил, выстраивают собственную деятельность самостоятельно, не прибегая к регулированию со стороны государства [4, с. 320].
Самостоятельное регулирование осуществляется посредством саморегулируемых организаций (СРО). СРО в области строительства, будучи по определению Градостроительного Кодекса РФ некоммерческими организациями, основанными на членстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся строительной и реконструктивной деятельностью [5, с. 108], самостоятельно участвуют в регулировании рынка. При вступлении в СРО участники получают допуски на выполнение различных видов строительных работ, что является, в сущности, тем же лицензированием, на смену которому и пришёл институт саморегулирования после вступления в силу Приказа Министерства Регионального Развития РФ №274, упразднившего с 1 января 2009 года лицензирование деятельности строительных компаний.
Основными функциями СРО являются:
- выпуск допусков к производству работ, оказывающих влияние на безопасность объектов строительства;
- контроль за выполнением норм саморегулирования;
- установление системы мер ответственности и порядка применения дисциплинарных мер;
- разработка стандартов и правил саморегулирования [6, с. 98].
Важной вехой и переходом на новый этап развития отечественного саморегулирования стало создание 10 декабря 2009 года Национального Объединения Строителей (НОСТРОЙ). Это общероссийская негосударственная некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве СРО строительной отрасли [7].
Данная организация преследует такие цели, как:
- соблюдение интересов своих членов;
- представительство в органах государственной власти от лица СРО;
- обеспечение продуктивного взаимодействия участников рынка и самих СРО [8].
Несмотря на то, что институт саморегулирования естественным путём заменил собой уже устаревшую систему лицензирования, оставшуюся ещё с советских времён, но и он имеет определённый ряд проблем и недостатков, над решением которых ещё нужно работать.
Рассмотрим основные проблемы СРО и пути их решения.
1. Появление на рынке недобросовестных СРО, которые производят продажу допусков к строительным работам, в несколько раз занижая при этом полную сумму взноса в компенсационный фонд, не настаивая на проверке качества персонала, не уделяя необходимого внимания проверке достоверности сведений в документах, подаваемых для получения допуска [9, с. 10]. Решением данной проблемы является разработка системы мониторинга со стороны НОСТРОЙ, создание «чёрного списка» недобросовестных членов. Так же следует законодательным путём установить ответственность для руководителей организаций, участвующих в незаконных сделках.
2. Чтобы создать СРО, увеличить её компенсационный фонд, сохранить свои позиции, нужно привлечь как можно больше членов (как минимум 100). Очень часто для ускорения этого процесса снижаются требования к строительным компаниям, вступающим в СРО. Чтобы решить эту проблему следует установить единые стандарты для желающих вступить в организацию.
3. В продолжение темы о недобросовестных участниках процесса саморегулирования необходимо отметить, что в настоящее время на рынке функционируют юридические компании, помогающие некомпетентным строительным организациям получить соответствующие свидетельства о допуске к строительству. Устранить данную проблему можно, создав специальный орган для аттестации и проверки на соответствие требованиям и стандартам организаций, желающих вступить в СРО. Так же может помочь разработка единых норм и стандартов, по примеру предыдущей проблемы.
4. Существует так же проблема устаревания актов и законов, регулирующих строительство и проектно-изыскательскую деятельность, которые на сегодняшний день в основном отвечают интересам предпринимателей и чиновников, нежели непосредственно строителей. В связи с этим важно говорить о необходимости переработки таких актов как ФЗ №7 «О некоммерческих организациях» и ФЗ №315 «О саморегулируемых организациях».
5. СРО не имеют должного представительства и защиты своих прав в государственной структуре. К настоящему моменту большое число запросов от органов государственной власти, направленные профессиональному сообществу требуют ответа в течение 2-3 дней. В такие короткие сроки очень затруднительно подготовить удовлетворительный и полный ответ. Так получается потому, что СРО не участвуют в государственных проектах на первых этапах подготовки, а получают данные только лишь на завершающем этапе прохождения и обсуждения информации. Для разрешения данной ситуации представителям профессионального сообщества следует контролировать и изменять данные уже на первом этапе вышеописанного процесса посредством, возможно, специального единого федерального органа государственной власти [10, с. 27].
6. Проблема устаревшей системы ГОСТов и СНиПов. Необходимо прежде всего пересмотреть существующие нормы и стандарты, привести их в соответствие с международными требованиями.
7. Немаловажна проблема демпинга цен, связанная с проведением электронных аукционов на понижение. С помощью подставных фирм, снижающих цены контрактов, происходит срыв их выполнения. Это сильно отражается на качестве и безопасности строительных работ. Для борьбы с демпингом необходимо ввести определённые барьеры на участие в аукционах, которые будут учитывать квалификацию участников, их финансовую и профессиональную компетентность.
8. Одной из основных проблем саморегулирования не только строительной отрасли, но и других отраслей мирового и отечественного хозяйства является монополизация рынка и вытеснение малых и средних предпринимателей. Это происходит из-за слишком высоких барьеров для вступления в СРО. Снижение размера вступительных взносов для небольших предприятий и разработка и внедрение программ поддержки предприятий малого и среднего бизнеса могут стать разрешением данного положения на рынке, как и более эффективная реализация антимонопольных стратегий [11, с. 166].
9. В связи с большим количеством различных комитетов, участвующих в обсуждении и принятии решений о планировании и финансировании мероприятий, имеет место абсолютная неоперативность. Чтобы повысить эффективность аппарата управления следует использовать современные способы передачи и работы с информацией, например, интернет-консультации.
10. И, наконец, самая острая проблема на сегодняшний день – это коррупция. Как и во многих других структурах для борьбы с коррупционерами нужно устраивать больше мероприятий для профилактики данного явления, ужесточить меры наказания, установить единые границы и барьеры для всех участников СРО.
Таким образом, обобщение полученных в ходе исследования результатов позволило выявить актуальные проблемы саморегулирования, решение которых является ключом к увеличению эффективности деятельности строительной отрасли и улучшению качества и количества строительства в России. Это позволит вывести рынок строительных услуг на качественно новый уровень и обеспечит успешное конкурирование российских строительных организаций с зарубежными фирмами.
Библиографический список
- Федеральный закон № 315-ФЗ от 01.12.2007 «О саморегулируемых организациях».
- Батынков А.П. Саморегулирование в строительстве: проблемы и пути решения // Приволжский научный вестник. 2015. № 6 (46). С. 8-10.
- Селютина Л.Г. Организация строительного производства. Конспект лекций. Изд-во СПбГИЭУ. СПб. 2010. 160 с.
- Селютина Л.Г., Митягина Н.В. Особенности инновационно-инвестиционных процессов в современном строительстве. В сборнике: Проблемы экономики и управления строительством в условиях экологически ориентированного развития. Материалы Всероссийской научно-практической онлайн-конференции с международным участием и элементами научной школы для молодежи. Иркутск, 2014. С. 319-323.
- Петрова А.В. Современные аспекты формирования инновационно-инвестиицонной стратегии развития предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015 № 2 (41). С. 107-111.
- Селютина Л.Г. Организация строительного производства. Учебник: Изд-во СПбГИЭУ. СПб. 2012. 534 с.
- Вопросы СРО: [Online]. Доступно на http:// http://www.nostroy.ru.
- Все о саморегулировании: [Online]. Доступно на http://www.all-sro.ru.
- Селютина Л.Г. Значение информационного моделирования строительных процессов и объектов проектирования в современных условиях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 1. С. 9-10.
- Селютина Л.Г. Развитие инвестиционно-строительного комплекса России: проблемы и решения. В сборнике: Актуальные проблемы управления экономикой региона. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. СПб. 2010. С. 26-29.
- Кузнецов И.С. Особенности саморегулирования строительной деятельности в России // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2015. № 25. С. 165-169.