Качество подготовки педагогов определяется качеством постановки и решения задач научно-педагогического исследования и формирования профессионального мастерства учителя-предметника в выбранном поле профессионально-педагогических отношения [1].
В таком понимании изучение курсов «Введение в педагогическую деятельность» [2], «Теоретическая педагогика» [3-7], «Практическая педагогика» [8-15], «История педагогики и образования» [16], «Методика воспитательной работы» [17] определяют и уровень решения профессионально-педагогических задач в процесс прохождения педагогической практики, и оптимизацию условий формирования профессионально-педагогической культуры личности [18], и своевременное формирование должного уровня сформированности культуры самостоятельной работы личности [19-26].
Гуманизация современного образования в модели профессиональной подготовки педагога по физической культуре определят ряд общепедагогических, частно-предметных и здоровьесберегающих задач, решаемых будущими педагогами и педагогами-профессионалами в структуре подготовки и решения задач профессионального становления педагога по оптимизации качества задачи развития личности обучающегося [27-37]. Следствием решения задач гуманизации образования является задача продуктивного поиска оптимальных условий развития личности в модели поликультурного образования, где здоровьесбережение как ценность и функция целостного педагогического процесса предопределяет систему ограничений и возможностей педагогической деятельности как процесса реализации профессионально-трудовых отношений в модели обеспечения современного образования качественными образовательными услугами и продуктами профессионально-педагогического сопровождения целостного педагогического процесса. Здоровьесбережение в таком понимании является уникальным элементом поиска оптимальных условий развития педагогической системы, определяющей перспективы роста профессионально-педагогического мастерства педагогов и должного уровня сформированности культуры самостоятельной работы [38-51].
Определим в нашей работе возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре, выделив возможности профессиональной подготовки учителя по физической культуре и тренера-преподавателя по выбранному виду спорта в модели профессионального образования (бакалавриат).
Роль педагогического моделирования является универсальной в системной верификации качества существующих педагогических средств определения и решения задач профессионального и личностного развития и саморазвития. В ресурсах профессионально-педагогической подготовки педагога педагогическое моделирование [52, 53] и педагогическое проектирование [52] определяют продуктивную составную профессионально-педагогической деятельности. Возможность включения будущего педагога по физической культуре в практику использования педагогического моделирования как ресурса продуцирования педагогических средств начинается с первого курса (учебная дисциплина «Введение в педагогическую деятельность»). Специфика использования педагогического моделирования сводится к конструктивным формам решения задач профессионального становления педагога в определении и решении противоречий изучения курсов современной педагогики и организации педагогического взаимодействия в работе педагога и обучающихся образовательного учреждения. Кроме того, использование педагогического моделирования в модели уточнения понятийного аппарата современной педагогики появляется в ситуации достаточного формирования потребности и возможности личности будущего педагога целостно определять и решать научно-педагогические проблемы самоидентификации, саморазвития и самореализации личности.
Курсы «Теоретическая педагогика» [3-7] и «Практическая педагогика» [8-15] системно верифицируют возможности педагогического моделирования в целостном, уникальном развитии и совместной деятельности обучающегося и педагога.
В таком понимании работы [27-51] являются уникальным доказательством использования метода педагогического моделирования в решении задач профессионального становления и профессиональной подготовки педагогов по физической культуре (учителей по физической культуре и тренеров по выбранному виду спорта).
Попытаемся продолжить реализацию условий продуктивного становления будущего педагога в модели профессиональной подготовки и уточним понятия «здоровьесбережение», «здоровьесберегающая педагогическая деятельность», «гуманизация здоровьесберегающей педагогической деятельности».
Здоровьесбережение – продукт современной культуры и ноосферного образования, определяющий возможность решения профессионально-педагогических задач в модели выполнения трудовых функций педагога в комплексном понимании продуктивного, персонифицированного поиска условий развития и саморазвития личности в реализации практики верификации самочувствия обучающегося и способности повышать качество решаемых задач и противоречий ведущей деятельности и общения, хобби и досуга, самовосстановления и релаксации организма обучающегося (субъекта-потребителя образовательных услуг) в смене видов деятельности и психоэмоциональной поддержке со стороны педагогов и родителей, формирующих потребность в здоровом образе жизни базовой потребностью развития и взаимодействия личности.
Здоровьесберегающая педагогическая деятельность – процесс выбора и оптимизации качества решения задач профессионально-трудовых отношений и личностного роста обучающегося, включенного в систему образования в рамках реализуемой практики реализации идей гуманизма, построенной в соответствии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и нормального распределения способностей и здоровья, регламентирующих выбор способов, методов, средств, форм организации педагогического взаимодействия и продуктивного включения личности обучающегося в социально-образовательные отношения и реализуемую практику саморазвития.
Гуманизация здоровьесберегающей педагогической деятельности – процесс верификации идеи гуманизма в решении задачи профессионального становления педагога в системе организации и коррекции профессионально-трудовых отношений, определяющих перспективы всех изменений, связанных с уникальностью личности педагога и обучающегося, программно-педагогическим обеспечением целостного педагогического процесса в образовательном учреждении, системной профессиональной подготовки в модели непрерывного профессионального образования, выбором методологии научно-педагогической практики (компетентностный, функциональный, полифункциональный и пр. подходы), определением и верификацией социально и профессионально детерминированных возможностей акмеверифицированного поиска и развития личности, детализирующих общие и специальные способы решения противоречий развития личности и образования.
Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре определяют и возможности педагогической рефлексии [54], исследующей и верифицирующей качество самоанализа и коррекции результатов профессионально-педагогических отношений.
Способность педагога быть включенным в систему детерминации и решения противоречий и задач профессионально-педагогической деятельности реализуется в повышении качества подготовки личности к самостоятельному решению различного рода задач, использующих в формулировке практику описания педагогических возможностей и ограничений в выборе проекта или алгоритма обобщающих действий. Процесс обобщения и алгоритмизации в современном образовательном пространстве является функцией общеучебной или универсальной компетентности. Качество сформированности функции общеучебной или универсальной компетентности выражается в уровне сформированности культуры самостоятельной работы личности.
Культура самостоятельной работы личности – это продукт современной образовательной практики, детерминируемый в возможности качественной постановки и решения задач развития и саморазвития личности, предопределяющий успешность и состоятельность идей продуктивного становления в модели общего и профессионального образования, системно верифицирующего способность личности быть включенным в процесс активного познания потребностей и возможностей общества и личности, где образованию уделяется роль и функция страховки, качественно преобразующего сознание и механизмы социально-профессиональных отношений и способов воспроизводства материальных благ и идеальных продуктов жизнедеятельности личности и общества (культура, ценности, теории, модели и пр.).
В ресурсах формирования культуры самостоятельной работы личности постановка задачи детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения осуществляется с использованием технологии системно-педагогического моделирования [20-21]. Способность педагога верифицировать и корректировать перспективы отношений и практики решения задач педагогического взаимодействия – одна из функциональных возможностей педагогической деятельности, качество которой начинается формироваться с задач детерминации.
Библиографический список
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978–5–85117–742–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. Уфа: Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Свинаренко В. Г. Профессионально-педагогическая культура в условиях непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 133-136.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Вып. 3. С. 63-67.
- Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
- Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5-1 (45). С. 55-60.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2007. № 2. С. 184-192.
- Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник педагогических инноваций. 2007. №4(12). С.52-65.
- Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
- Баландов К. Г., Козырева О. А. Особенности социализации и самореализации спортсмена в модели гуманизации образования // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 29декабря 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 22-24.
- Борисова М. Т., Ерохин Е. Н., Завьялова Я. Е. Реализация идей гуманизма и продуктивности в моделировании определений категории «воспитание» // Инновационная наука. 2015. №4-2. С.86-88.
- Евдохин В. В. Некоторые аспекты реализации идей гуманизма и продуктивности в моделировании портфолио обучающегося начальной школы // Инновационная наука. 2015. №5. С.203-205.
- Зубанов В. П., Чаплыгин С. В., Бойкова И. В. Специфика реализации идей гуманизма в организации педагогического взаимодействия в образовательном учреждении // Научный взгляд на современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 73-75.
- Карпова И. В., Козырева О. А. Некоторые аспекты реализации идей гуманизма в воспитании обучающихся // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 5 мая 2015 г.). Уфа : Аэтерна, 2015. С. 231-232.
- Полтинникова Е. В., Козырева О. А. Особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре реализации идей здоровьесбережения и гуманизма // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Международной научной конференции (СПб., июль 2014 г.). СПб. : Реноме, 2014. С. 226-228.
- Попов И. Н. Некоторые аспекты реализации идей гуманизма и продуктивности в моделировании определений категории «воспитание» // Инновационная наука. 2015. №5-2. С.232-234.
- Стребкова Е. Е., Козырева О. А. Некоторые аспекты социализации подростков в структуре реализации идей гуманизма и здоровьесбережения // Современная наука: теоретический и практический взгляд : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 1 апреля 2015 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С. 195-197.
- Тальвер Н. Ю., Козырева О. А. Специфика и возможности идей гуманизма, здоровьесбережения и акмепедагогики в детерминации категории «воспитание» // Наука: прошлое, настоящее, будущее : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 20 мая 2015 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 190-191.
- Шишкарева Т. А., Бойкова И. В., Ертышов А. Н. Возможности детерминации идей гуманизма в определении и решении задач развития личности обучающегося // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 134-136.
- Южаков И. А. Некоторые особенности реализации идей гуманизма в структуре научно-педагогической работы // Наука XXI века: теория, практика и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 8 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.259-261.
- Балакин И. В., Козырева О. А. Некоторые аспекты реализации идей здоровьесбережения в верификации качества воспитания // Актуальные проблемы науки на современном этапе развития: сборник статей Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 07 марта 2015 г.). – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С. 23-25.
- Басалаева А. В., Зубанов В. П. Возможности детерминации категории «самореализация» в практике педагогического моделирования здоровьесбережения // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.142-144.
- Глазырина Н. Ф. Моделирование портфолио обучающегося как условие продуктивного становления личности в практике идей здоровьесбережения и акмепедагогики // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.128-129. Галынин А. А. Некоторые аспекты формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена // Молодой ученный. 2015. №1 (81). С.503-505.
- Евдохина Н. В., Бойкова И. В. Возможности формирования и визуализации здоровьесбережения в модели портфолио обучающегося начальной школы // Научный взгляд на современное общество : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 апреля 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.105-107.
- Евдохина Н. В., Бойкова И. В. Некоторые особенности детерминации и уточнения понятия «здоровьесбережение» в структуре моделирования портфолио обучающегося начальной школы // Фундаментальные проблемы науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 20 апреля 2015 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2015. С.134-135.
- Зубанов В.П., Коломова Е. В. Специфика уточнения идей и практики здоровьесбережения в системе современного воспитания // Наука и образование в современной конкурентной среде: материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 27-28 февр. 2015 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. С.58-60.
- Коновалов С.В., Белинская А.В., Бойкова И.В. Понятие и возможность реализации идей здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11982
- Кривда В.Ю., Зубанов В.П., Бойкова И.В. Некоторые особенности определения качества реализации идей здоровьесбережения в воспитании обучающихся // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.150-152.
- Лаврищева Н. С., Штанговец О. С. Возможности развития и саморазвития личности в модели здоровьесбережения и формирования культуры самостоятельной работы обучающегося // Динамика развития современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 3 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.122-124.
- Митряев Е. К., Картавенко И. Д. Некоторые возможности здоровьесбережения в модели современного воспитания и культуры // Наука XXI века: теория, практика и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 8 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.215-217.
- Михайлов Г. Г., Козырева О. А. Специфика реализации идей здоровьесбережения в верификации качества воспитания // Современные проблемы инновационного развития науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (Казань, 8 сентября 2015 г.). Казань : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.56-58.
- Нарежная С. В. Некоторые аспекты реализации идей здоровьесбережения в уточнении категориального аппарата современной педагогики // Достижения и проблемы современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 июля 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.101-103.
- Острякова С.В., Остряков И.А., Сальников А.Е. Педагогическая практика будущего педагога по физической культуре в модели здоровьесбережения и продуктивного становления личности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56573
- Шишкарева Т. А., Кононцова Я. С., Ертышов А. Н. Успешность педагогической деятельности как ресурс здоровьесберегающей педагогики // Достижения и проблемы современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 июля 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.155-157.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. №8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658