«РУССКАЯ КЛАССИКА» КАК PR-ИНСТРУМЕНТ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ХОККЕЯ В РОССИИ

Фролов Василий Владимирович
Псковский государственный университет
заместитель заведующего кафедрой связей с общественностью и журналистики

Аннотация
Статья посвящена рассмотрению специфических черт хоккейного матча «Русская классика ВХЛ», который являет собой своеобразный PR-инструмент популяризации хоккея в России. В данной работе представлен ряд предложений по дальнейшему развитию в нашей стране такого спортивного мероприятия, как «Русская классика».

Ключевые слова: «Russian Classics hockey», «Русская классика», хоккей


«RUSSIAN CLASSICS» AS PR-TOOL TO POPULARIZE HOCKEY IN RUSSIA

Frolov Vasiliy Vladimirovich
Pskov State University
Deputy head of the Department of public relations and journalism

Abstract
The article considers the specific features of a hockey match «Russian Classics VHL», which is a kind of PR-tool to popularize hockey in Russia. This paper presents a number of proposals for further development in our country of such sporting events as the «Russian Classics».

Keywords: hockey, KHL, PR-technologies, PR-технологии, VHL


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Фролов В.В. «Русская классика» как PR-инструмент популяризации хоккея в России // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/09/57501 (дата обращения: 15.03.2024).

В последнее время в отечественных СМИ все чаще поднимается вопрос: какой вид спорта в России № 1 – футбол или хоккей? В 1990-е гг. интерес в нашей стране к хоккею, во многом из-за отсутствия громких побед национальной сборной (после 1993 г. сборная России по хоккею не могла выиграть по-настоящему крупного турнира (Олимпийских Игр, Чемпионата мира IIHF, Кубка мира) вплоть до 2008 г. – авт.), упал, и футбол получил неофициальное звание «самого популярного вида спорта в России». В 2000-е гг. ситуация стала меняться: в 2008 г. была основа Континентальная хоккейная лига (КХЛ) (вторая по силе хоккейная лига в мире, реальный конкурент Национальной хоккейной лиги (НХЛ)), в 2008 – 2009 гг. национальная команда России дважды подряд завоевывает «золото»

Чемпионатов мира, в 2011 г. была создана Ночная хоккейная лига (массовая любительская лига по хоккею с шайбой). В мае 2015 г. Президент РФ В. В. Путин поручил главе КХЛ Д. Н. Чернышенко сделать хоккей спортом номер один в стране [5].

Континентальной хоккейной лиге, наряду с Федерацией хоккея России, принадлежит особая роль в деле популяризации хоккея в России. Данная лига создала и курирует два телевизионных канала, посвященных отечественному хоккею с шайбой – «КХЛ-ТВ» и «КХЛ-ТВ HD», она также организует и проводит такие мероприятия, популяризующие хоккей в нашей стране, как «Матч всех звёзд КХЛ», выставочные матчи Лиги в Европе (Швейцарии, Финляндии и др. странах), участвует в организации Женской хоккейной лиги. Высшая хоккейная лига, являющаяся структурной единицей КХЛ, проводит такое значимое мероприятие в мире отечественного хоккея, как «Русская классика». Именно этому масштабному мероприятию и посвящена данная статья.

«Русская классика ВХЛ»
– это поединок под открытым небом на большом оформленном в ретро-стиле стадионе в рамках регулярного чемпионата Высшей хоккейной лиги. В России подобный матч был впервые организован и проведен в 2012 г. [4].

В Северной Америке НХЛ проводит похожее мероприятие – «Зимнюю классику» с 2008 г. На североамериканском континенте данное мероприятие пользуется огромной популярностью среди хоккейных болельщиков (в 2014 г. на матч «Зимней классики» в г. Энн-Арбор (штат Мичиган) пришло 105 491 зритель – авт.), а также приносит Лиге существенный финансовый доход. Кроме «Зимней классики» НХЛ ещё организует «Классику наследия» – матч регулярного чемпионата Лиги, проводимый на открытом воздухе, участие в котором могут принимать только канадские клубы.

В нашей стране «Русская классика» на настоящий момент времени не так выгодна с коммерческой точки зрения и не вызывает такого ажиотажа среди хоккейных болельщиков, как «Зимняя классика» в США и Канаде. Правда при этом надо учитывать тот факт, что данное спортивное мероприятие в России проводит вторая по рангу лига отечественного хоккея (ВХЛ), которая не вызывает у российских болельщиков такого интереса, как КХЛ.

Первый матч «Русской классики» прошёл 17 февраля 2012 г. в Красноярске на стадионе «Центральный». В нём приняли участие ХК «Сокол» (Красноярск) и ХК «Локомотив» (Ярославль). В рамках «Русской классики» был установлен рекорд посещаемости ВХЛ – 16 100 зрителей (с учётом того обстоятельства, что в Красноярске самым популярным видом спорта является хоккей с мячом (бенди) такую посещаемость можно назвать успешной – авт.). Следует отметить, что к данному матчу ВХЛ было выпущено множество сувенирной продукции (свитера, варежки и шарфы с логотипом «Русская классика–2012», специальная клубная форма двух команд, выполненная в ретро-стиле, матрешки, шайбы и др. сувениры), которую каждый желающий мог приобрести за определенную цену. Для играющих команд был учрежден специальный трофей, в виде русского самовара, а также памятные медали [6]. Матч «Русской классики – 2012» был доступен для широкой аудитории российских любителей спорта, так как его транслировал федеральный канал «Россия-2».


Рис. 1. Логотип «Русской классики–2012».

В целом первая «Русская классика», как, по мнению хоккейных функционеров, так и, на взгляд простых болельщиков, прошла достаточно успешно и вызвала значительный интерес у хоккейных болельщиков.

Вторая «Русская классика ВХЛ» была проведена 19 февраля 2014 г. в Челябинске на стадионе «Центральный». В данном мероприятии приняли участие ХК «Челмет» (Челябинск) и ХК «Лада» (Тольятти). В преддверии «Русской классики» ВХЛ выпустила передачу «Дорога к “Русской классике”», зрители которой на телеканалах «КХЛ-ТВ» и «КХЛ-ТВ HD» могли увидеть, как готовятся команды к данному спортивному событию. Вторая «Русская классика» не вызвала в Челябинске (хоккей в этом городе является самым популярным видом спорта – авт.) такого ажиотажа среди местного населения, как двумя годами ранее в Красноярске: на матч пришло только 9 200 зрителей. Как и положено на подобном празднике хоккея, обе команды предстали перед болельщиками в ретро-формах. Прототипом формы «Лады» стали хоккейные свитера образца чемпионского для клуба сезона 1993–1994 гг. (в рамках Межнациональной хоккейной лиги – авт.), а «Челмета» – форма челябинского «Металлурга» 1980-х гг. К данному мероприятию была также выпущена разнообразная сувенирная продукция. Правда, следует отметить, что цена на атрибутику в Челябинске была существенно завышена по сравнению с Красноярском, где «вещи расходились намного быстрее» [7]. Сам матч «Русской классики», как и двумя годами ранее, был показан по телеканалу «Россия-2».


Рис. 2. Логотип «Русской классики–2014».

Третья «Русская классика ВХЛ» была проведена 14 февраля 2015 г. в Нижнем Тагиле на стадионе «Спутник». В матче за «самовар ВХЛ» сразились ХК «Спутник» (Нижний Тагил) и ХК «Южный Урал» (Орск). На телеканалах «КХЛ-ТВ» и «КХЛ-ТВ HD» любители хоккея, в преддверии третьей «Русской классики», могли посмотреть новые выпуски передачи «Дорога к “Русской классике”». Сам матч собрал всего 8 350 зрителей. Следует также отметить, тот факт, что в третьей «Русской классике» не принимала участия команда с «громким именем» и титулами, как в предыдущих двух (ХК «Локомотив» (Ярославль) – трёхкратный чемпион России, ХК «Лада» (Тольятти) – двукратный чемпион России, обладатель Кубка Европы и Континентального кубка – авт.). Наверное, именно этим можно объяснить чуть меньший зрительский интерес к этому хоккейному событию, чем в предыдущие годы. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что частью «Русской классики–2015», которая была приурочена к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, стал легендарный танк Т-34 – один из действующих экспонатов музея бронетанковой техники «Уралвагонзавода», который был выставлен на всеобщее обозрение на стадионе «Спутник» перед началом матча [2].

Отдельно несколько слов необходимо сказать о логотипе третьей «Русской классики ВХЛ». В нём использовался классический прием – презентация города и команды-хозяйки. Визитной карточкой Нижнего Тагила является танк. Цвета Победы – оранжевый и черный. Референсами для леттеринга послужили советские плакаты военных лет [1].


Рис. 3. Логотип «Русской классики–2015».

Четвёртая «Русская классика» по решению руководства ВХЛ состоится 7 февраля 2016 г. в Твери на стадионе «Химик» и будет приурочена к 50-летию первого противостояния отечественного и канадского хоккея на территории СССР [8].


Рис. 4. Логотип «Русской классики–2016».

В июле 2015 г. на сайте Интернет-издания «Sports.ru» в блоге «О нашей лучшей лиге по хоккею» нами был проведен опрос на тему «Нужна ли “Русская классика” отечественному хоккею?» Читателям блога было предложено ответить на три вопроса: 1) нужна ли «Русская классика» отечественному хоккею в том формате, в каком она существует в настоящее время? 2) Каким бы Вы хотели видеть данное спортивное мероприятие? 3) Сможет ли «Русская классика» стать по-настоящему топовым событием для нашей страны? [3].

Большинство читателей данного блога считает, что «Русская классика» нужна российскому хоккею и её необходимо проводить на больших современных футбольных стадионах. По-настоящему масштабным событием в спортивной жизни России, по мнению участников опроса, «Русская классика» станет, если за её проведение возьмётся КХЛ. При этом следует отметить, что большинство читателей блога пожелали увидеть в рамках «Русской классики КХЛ» матч между ХК «Ак Барс» (Казань) и ХК «Салават Юлаев» (Уфа)
[3].

В заключении представленной статьи необходимо отметить, что «Русская классика» занимает достаточно важное место в хоккейной жизни нашей страны, являясь «визитной карточкой» ВХЛ, и, бесспорно, является инструментом популяризации данного вида спорта в России. При этом, на наш взгляд, можно значительно повысить значимость и популярность «Русской классики», если:

1) за её организацию и проведение будет отвечать КХЛ;

2) участие в матчах под открытым небом будут принимать топовые клубы главной лиги страны;

3) эти матчи будут принципиальными «битвами» (дерби) (например, «битва двух столиц»: ХК «Динамо» (Москва) – ХК СКА (Санкт-Петербург), «столичное дерби»: ХК «Спартак» (Москва) – ХК ЦСКА) или «татаро-башкирское дерби»: ХК «Ак Барс» (Казань) и ХК «Салават Юлаев» (Уфа) – авт.);

4) её матчи будут проходить на больших аренах в по-настоящему хоккейных городах или в не совсем обычных, но представляющих интерес для зрителей местах (например, на льду озера Байкал или в античном амфитеатре «Арена ди Верона» – авт.).


Библиографический список
  1. Как будет выглядеть «Русская классика–2015» // Sports.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/reforma/738620.html (01.08.2015).
  2. Легендарный танк Т-34 станет участником «Русской классики» // Официальный сайт г. Нижний Тагил [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ntagil.org/news/detail.php?ELEMENT_ID=123154&print=Y(01.08.2015).
  3. Нужна ли «Русская классика» отечественному хоккею? // Sports.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/khlnews/806079.html (01.08.2015).
  4. Официальный сайт ВХЛ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vhlru.ru/materials/13312 (01.08.2015).
  5. Путин обязал сделать хоккей видом спорта №1 // Дни.ру. Интернет-газета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dni.ru/sport/2015/5/22/304200.html (01.08.2015).
  6. Русская классика. Красноярск 2012 // Sports.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/reforma/294505.html (01.08.2015).
  7. Русская классика 2014. Челябинск // Sports.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/reforma/556881.html (01.08.2015).
  8. «Русская классика–2016» пройдёт в Твери // Чемпионат.ком [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.championat.com/hockey/news-2128231-russkaja-klassika—2016-projdet-v-tveri.html (01.08.2015).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Фролов Василий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация