Приморский край- это восточный форпост России в Азиатско- Тихоокеанском регионе, таким образом его развитие обеспечивает и развитие страны в целом. Потенциал Приморского края обеспечивают человеческий капитал и развитие производства. Именно они поддерживают экономическо- социальное развитие региона. Показателем того, что Приморье активно развивается является законопроект Владивосток Порто Франко, результатом которого станет присвоение городу Владивостоку статуса свободного порта. Также в регионе происходит активное развитие туризма, производства, машиностроения, рыбопереработки. Одним из важнейших инвестиционных проектов с участием Приморского края является кластер по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья. Также инвестиционным проектом является формирование рыбопромышленных кластеров. Активное развитие региона было бы невозможно без формирования бюджета.
Бюджетная система РФ – регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Уровни бюджетной системы:
1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов
2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов
3 Местные бюджеты в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя, а также бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджеты регионов РФ являются самостоятельной частью бюджетной системы РФ. Правильное использование бюджетно- налоговой политики является неотъемлемым аспектом в развитии региона. Планирование и исполнение доходной части бюджета позволяет выполнять функции, и задачи, возложенные на бюджет.
Основным источником доходов субъектов РФ являются налоги. В бюджеты субъектов РФ поступают региональные налоги и отчисления от федеральных налогов. Они позволяют регионам самостоятельно формировать бюджеты и определять перспективы развития.
Рассмотрим динамику налоговых доходов Приморского края за 2012-2014 гг.
Таблица 1 – Динамика налоговых доходов бюджета Приморского края за 2012-2014 гг. (В рублях)
Наименование показателя |
2012 г. |
2013 г |
темп роста, |
2014 г |
темп роста, 2014 г. к 2013 г., % |
2013 г. к 2012 г., % |
|||||
Налог на прибыль организаций | 14 551 413 554,4 | 12 265 271 716,9 |
84,3 |
13 379 715 099,7 |
109,1 |
Налог на доходы физических лиц | 20 397 973 569,7 | 21 199 391 110,8 |
103,9 |
24 585 027 664,6 |
116,0 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ | 5 601 482 346,1 | 6 366 505 808,0 |
113,7 |
5 784 429 626,7 |
90,9 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 3 349 526 989 | 3 498 475 407,8 |
104,4 |
3 751 567 697,6 |
107,2 |
Единый сельскохозяйственный налог | 15 629 717,5 | -1 524 825,2 |
-9,8 |
247 481,3 |
-16,2 |
Налог на имущество организаций | 4 342 023 598,6 | 6 607 929 408,1 |
152,2 |
7 926 876 951,8 |
120,0 |
Транспортный налог | 932 921 432,5 | 1 040 583 667,9 |
111,5 |
1 182 708 324,7 |
113,7 |
Налог на игорный бизнес | 1 193 547,5 | 1 975 397,5 |
165,5 |
2 986 197,7 |
151,2 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 261 194 027,4 | 253 196 258,4 |
96,9 |
249 567 888,8 |
98,6 |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов | 319 149 385 | 326 155 508,7 |
102,2 |
372 992 254,4 |
114,4 |
Государственная пошлина | 112 836 541 | 95 535 837,2 |
84,7 |
119 573 942,2 |
125,2 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 88 151 334,5 | 3 633 897,0 |
4,1 |
1 210 328,7 |
33,3 |
Налоговые доходы итого | 49 973 496 043 |
51 657 129 192,9 |
103,4 |
57 356 903 458,0 |
111,0 |
Исходя из данных таблицы 1, мы можем отметить положительную динамику всех налоговых платежей особенно в 2014 году, несмотря на то, что по некоторым налогам была выявлена отрицательная динамика. Увеличение количества букмекерских компаний, в обязанности которых входит уплата налога на игорный бизнес, привело к большому приросту данного налога, несмотря на то, что в Приморском крае, в настоящее время, еще не открыта игорная зона. Увеличение налога на имущество организаций можно объяснить прошедшим во Владивостоке саммитом АТЭС в 2012 году. Для проведения первого саммита АТЭС в России было построено много объектов недвижимости, некоторые из которых были сданы только в 2013 году, что и повлияло на хороший темп роста по этому налогу.
Региональные налоги являются собственными доходами субъектов РФ. Они позволяют исполнять функции и задачи, возложенные на региональный бюджет. А также оказывать помощь местным бюджетам.
Рассмотрим динамику региональных налогов бюджета Приморского края за 2012- 2014 гг.
Таблица 2 – Динамика региональных налогов, бюджета Приморского края за 2012-2014 гг. (В рублях)
Наименование показателя |
2012 г. |
2013 г |
темп роста, 2013 г. к 2012 г., % |
2014 г |
темп роста, 2014 г. к 2013 г., % |
Налог на имущество организаций |
4 342 023 598,6 |
6 607 929 408,0 |
152,2 |
7 926 876 952 |
120 |
Транспортный налог |
932 921 432,5 |
1 040 583 668,0 |
111,5 |
1 182 708 325 |
113,7 |
Налог на игорный бизнес |
1 193 547,5 |
1 975 397,5 |
165,5 |
2 986 197,7 |
151,2 |
Итого |
5 276 138 578,6 |
7 650 488 473,5 |
145 |
9 112 571 474,7 |
119,1 |
Общая динамика региональных налогов очень хорошая, особенно в 2013 году, прирост 45 %. В 2014 году тенденция сохраняется, несмотря на снижение темпа роста. Произошло это благодаря тому, что темп роста по налогу на имущество организаций и по налогу на игорный бизнес в 2013 году был больше, чем в 2014 году. Причем такого темпа роста как у налога на игорный бизнес не наблюдалось не по одному налогу за исследуемый период.
Рассмотрим более детально налоговые доходы бюджета Приморского края, проведя анализ структуры налоговых доходов Приморского края за 2012 – 2014 гг., с целью выявления основных источников дохода региона.
Рассмотрим структуру доходов Приморского края за 2012-2014 гг. в таблице 3
Таблица 3- Структура налоговых доходов Приморского края за 2012-2014 гг. (В рублях)
Наименование показателя |
2012 г. |
Уд. вес, % |
2013 г |
Уд. вес, % |
2014 г |
Уд. вес, % |
|
Налог на прибыль организаций |
14551413554,4 |
29,1 |
12265271716,9 |
23,7 |
13379715099,7 |
23,3 |
|
Налог на доходы физических лиц |
20397973569,7 |
40,8 |
21199391110,8 |
41 |
24585027664,6 |
42,9 |
|
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
5601482346,1 |
11,2 |
6366505808,0 |
12,3 |
5784429626,7 |
10,1 |
|
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
3349526989 |
6,7 |
3498475407,8 |
6,8 |
3751567697,6 |
6,5 |
|
Единый сельскохозяйственный налог |
15629717,5 |
0 |
-1524825,2 |
0 |
247481,3 |
0 |
|
Налог на имущество организаций |
4342023598,6 |
8,7 |
6607929408,1 |
12,8 |
7926876951,8 |
13,8 |
|
Транспортный налог |
932921432,5 |
1,9 |
1040583667,9 |
2 |
1182708324,7 |
2,1 |
|
Налог на игорный бизнес |
1193547,5 |
0 |
1975397,5 |
0 |
2986197,7 |
0 |
|
Налог на добычу полезных ископаемых |
261194027,4 |
0,5 |
253196258,4 |
0,5 |
249567888,8 |
0,4 |
|
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
319149385 |
0,6 |
326155508,7 |
0,6 |
372992254,4 |
0,7 |
|
Государственная пошлина |
112836541 |
0,2 |
95535837,2 |
0,2 |
119573942,2 |
0,2 |
|
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
88151334,5 |
0,2 |
3633897,0 |
0 |
1210328,7 |
0 |
|
Налоговые доходы итого |
49973496043 |
100 |
51657129192,9 |
100 |
57356903458,0 |
100 |
Из данной таблицы следует, что основную часть налоговых доходов формируют налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы (2012 г.), налог на имущество организаций (2013 и 2014 гг.). Остальные налоги и сборы имеют меньшую долю по отношению к общей сумме доходов. При этом можно отметить, что на протяжении трех лет наиболее значительно растет доля НДФЛ.
На протяжении исследуемого периода региональные налоги занимали всего 15 % от общей суммы доходов. Налог на имущество организаций являясь региональным налогом занимает четвертое место по доли налоговых поступлений бюджета региона в 2012 году и третье в 2013 и 2014 гг.
Рассмотрим структуру региональных налогов, поступающих в доходы Приморского края в 2012-2014 гг.
Таблица 4 – Структура региональных налогов, поступающих в доходы Приморского края за 2012-2014 гг.
Наименование показателя |
2012 г. |
Уд. вес, % |
2013 г |
Уд. вес, % |
2014 г |
Уд. вес, % |
Налог на имущество организаций |
4 342 023 598,6 |
87,2 |
6 607 929 408,0 |
86,4 |
7 926 876 952,0 |
87 |
Транспортный налог | 932 921 432,5 |
12,8 |
1 040 583 668,0 |
13,6 |
1 182 708 325,0 |
13 |
Налог на игорный бизнес | 1 193 547,5 |
0 |
1 975 397,5 |
0 |
2 986 197,7 |
0 |
Итого |
5 276 138 578,6 |
100 |
7 650 488 473,0 |
100 |
9 112 571 474,0 |
100 |
Наименьшее значение занимает налог на игорный бизнес, при этом, исходя из данных таблицы 2 имеет самый большой темп роста. В перспективе на ближайшие месяцы поступления от данного налога значительно увеличатся и в дальнейшем будут расти, благодаря открытию игорной зоны в Приморском крае. Набольший удельный вес принадлежит налогу на имущество организаций его среднее значение за анализируемый период 87 %. Несмотря на то, что в динамике налог на имущество организаций увеличивался, в структуре его доля в 2013 году уменьшилась, а в 2014 году выросла. Основу региональных налогов, поступающих в доходы Приморского края составили: налог на имущество организаций и транспортный налог, поэтому при уменьшении одного налога наблюдается рост второго и наоборот.
Проведя в нашей статье анализ налоговых доходов Приморского края, мы можем отметить, что основу доходов Приморского края составляют отчисления от федеральных налогов, но региональные налоги имеют высокий потенциал роста. При реализации инвестиционных проектов увеличатся поступления в бюджет Приморского края в том числе по региональным налогам. Все это, по нашему мнению, приведет к активному развитию региона.
Библиографический список
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 08.06.2015 г.)
- Корень А.В., Шефер О.В. Роль и значение региональных налогов в современном развитии Приморского края // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12641 (дата обращения: 07.04.2014).
- О внесении изменений в статью 2 Закона Приморского края «О налоге на игорный бизнес» закон Приморского края от 13 февраля 2012 г. № 9-КЗ: принят Законодательным Собранием Приморского края 19 декабря 2013 г. // СПС КонсультантПлюс: Версия Проф [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2014].
- Левкина Е.В. , Ворожбит О.Ю. / Разработка стратегии развития рыбохозяйственных предпринимательских структур» /, // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук) №1 2013 год. Рекомендовано ВАК
- Осипова Е. С. Роль и значение региональных налогов в экономическом обеспечении регионов [Текст] / Е. С. Осипова // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 64-68.