Одной из основных задач деканата является организация и реализация учебного процесса на факультете. Важную роль в решении этой задачи отводится заместителю декана по учебной работе, который создаёт документацию, необходимую для реализации учебного процесса на факультете, например: выписки из учебного плана, отчёты о получаемой учащимися стипендии, списки для военкомата, нагрузка на преподавателя, сводные ведомости на ГИА, сводные ведомости на группу, учебные карточки студента и т.д. Цель работы – разработать автоматизированное рабочее место заместителя декана по учебной работе факультета МИТТ ФГБОУ ВПО «Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема».
Вопросы проектирования и разработки информационных систем рассматривали В.В.Коновалено [1], А.М.Вендров [2], Р.И.Баженов [3,4], А.П.Корнилков, Д.К.Лопатин [5], В.А.Векслер, О.Я.Дубей [6-8], Д.Е.Мохно, А.В.Никитин [9, 10].
На основании анализа предметной области деканата факультета МИТТ ФГБОУ ВПО «Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема» выявлено, что в проектируемой информационной системе действующими лицами будут являться администратор и оператор.
Действия оператора и администратора представлены на диаграмме вариантов использования (рисунок 1).
Рисунок 1 – Диаграмма вариантов использования
Логическая и физическая модели базы данных АРМ содержат десять сущностей: «Направления», «Группы», «Стипендия», «Преподаватели», «Студенты», «Учебный план», «График учебного процесса», «Нагрузка», «Оценки», «Личные данные». ER-диаграмма представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Логическая модель
Проводя детальный анализ информации в документах системы менеджмента качества деканата сформирована физическая модель реляционной базы данных MySQL (рисунок 3).
Рисунок 3 – Физическая модель
Разработка клиентского приложения производилась в середе Borland Delphi 7. Эта среда предоставляет нам все необходимые возможности для реализации программного продукта.
Выбору сопутствовали следующие особенности:
-
наличие большого количества стандартных компонентов, а так же достаточное количество библиотек от сторонних компаний, расширяющих возможности стандартных;
-
ориентация на «визуальные» методы разработки программ, что позволяет быстро и качественно реализовать и спроектировать пользовательский интерфейс;
-
довольно высокая скорость и надёжность работы скомпилированных программ.
После успешной авторизации появляется главная с активной первой вкладкой «Выписки». На этой вкладке создаются выписки из учебного плана на каждую группу по нажатию кнопки «Сформировать». После создания выписки нужно присвоить преподавателей на каждую дисциплину. Это делается в нижнем выпадающем списке и кнопкой «Добавить». При нажатии на кнопку «Экспорт» данные из сформированной таблицы экспортируются в MS Eexcel (рисунок 5). Экспорт на остальных вкладках производится аналогично.
На вкладке «Нагрузка» формируется нагрузка на преподавателя.
Вкладка «Стипендия» отвечает за присвоение типа получаемой стипендии учащимся. Так же можно создать отчёт о получаемой стипендии.
Информация об успеваемости фиксируется на вкладке «Оценки».
На вкладке «Студенты», естественно, информация о студентах. Можно создать список для военкомата.
На вкладке «Группы» можно добавлять новые номера групп либо экспортировать списки групп.
Вкладка «Сводная ГИА» отвечает за сводную ведомость по окончанию обучения.
«Учебная карточка студента» – это успеваемость студента по итогам сессии в конце семестра.
На вкладке «Преподаватели» редактируется список преподавателей.
«Сводная (на группу)» – это вкладка, отвечающая за создание сводной ведомости на группу по итогам сессии в конце семестра.
На вкладке «Учебный план» редактируются учебные планы.
Рисунок 4 – Главное окно программы
Рисунок 5 – Пример отчета после экспорта в MS Excel
После экспорта данных в MS Excel оператор (заместитель декана по учебной работе) форматирует их на своё усмотрение либо согласно правилам оформления документов в ВУЗе.
Таким образом, разработано автоматизированное рабочее место заместителя декана по учебной работе факультета МИТТ ФГБОУ ВПО «Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема». Применение программного продукта оправдано и позволяет существенно сократить время выполняемой работы.
Библиографический список
- Коваленко В. В. Проектирование информационных систем. М.: Форум, 2012. 320 с.
- Вендров А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. М: Финансы и статистика, 2002. 352 с.
- Баженов Р. И. Практикум по проектированию информационных систем. Биробиджан: Изд-во ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2012. 120 с.
- Баженов Р. И. Практикум по технологии разработки программного обеспечения: лабораторный практикум. Биробиджан: Изд-во ГОУВПО «ДВГСГА», 2011. 58 с.
- Баженов Р. И., Корнилков А. П., Лопатин Д. К. Проектирование web-ориентированной информационной системы университета на основе клиент-серверных технологий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №4. С. 68-71.
- Векслер В.А., Дубей О.Я. Автоматизированное рабочее место администратора гостиницы – корпоративная информационная система для малого бизнеса // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 92-95.
- Баженов Р. И., Векслер В. А. Анализ потребительских корзин в 1С:Предприятие на примере АВС-анализа // Информатизация и связь. 2013. № 5. С. 117-123.
- Баженов Р. И., Векслер В. А. Реализация XYZ-анализа в программном коде внутреннего языка программирования 1С: Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. №1. С. 35-40.
- Баженов Р. И., Мохно Д. Е. О разработке информационной системы по учету оценочных средств в университете // Современные научные исследования и инновации. 2014. №5. URL: http://web.snauka.ru/issues/
2014/05/34815 (дата обращения: 05.06.2014). - Баженов Р.И., Никитин А.В. О разработке информационной системы по контролю над пролонгацией страховых договоров // Современные научные исследования и инновации. 2014. №6. URL: http://web.snauka.ru/issues/
2014/06/35496 (дата обращения: 06.06.2014).