Интерес к зарубежному опыту проведения стратегии реструктуризации связан, прежде всего, с тем, что он позволяет выявить достоинства и недостатки различных подходов к её построению и адаптировать успешную практику к российским реалиям.
Так в зарубежной практике основным осуществляемым видом реструктуризации можно назвать реструктуризацию отношений собственности, которая возникла в результате проведения рыночных реформ в государствах Центральной и Восточной Европы. В данный период характерным для всех стран было сокращение производства, снижение занятости и жизненного уровня населения, повышение уровня безработицы и инфляции.
Общей чертой реструктуризации отношений собственности в постсоциалистических государствах является снижение доли государственного сектора и поиск инвестора для обновления устаревших производств в сжатые сроки [1, с.24-26].
Если обратиться к прогрессивному опыту других стран, то необходимо отметить примеры успешной реструктуризации градообразующих предприятий США и Восточной Германии, так как в процессе приватизации предприятия этих стран смогли привлечь реальные деньги крупных иностранных инвесторов. К основным факторам эффективного проведения реструктуризации в западных странах относятся хорошо развитый фондовый рынок и мощная финансовая поддержка со стороны государства. Грамотно организованная корпоративная подготовка может оказать реальную помощь в усилиях по реструктуризации [2, с.134-135].
Кроме того, опыт Германии показывает ту позитивную роль, которую может сыграть выбор четко продуманных решений для преодоления проблем промышленности и концепций заботы о потребителе в условиях возрастания требований рынков. В ряде случаев реструктуризацию можно рассматривать как один из аспектов стратегического планирования для предприятия [3, с.58-61].
Что касается опыта и политики отдельных стран с переходной экономикой, то следует отметить, что в Польше приватизация в настоящее время все шире рассматривается как инструмент реструктуризации, а акцент при этом делается на повышении конкурентоспособности и создании благотворных условий для инновационной деятельности. В большинстве случаев реструктуризация происходит в условиях, когда в экономике высоки темпы появления на рынке новых фирм. Тем не менее в таких чувствительных отраслях, как угледобыча, оборонные производства и металлургическая промышленность, требуется особая политика [4, с.78-79].
Анализируя опыт Восточной Германии, следует отметить, что приватизация предприятий проводилась до проведения реорганизации и модернизации. Процесс приватизации контролировался со стороны государства через специально созданный институт – государственную трастовую компанию.
Предприятия, в которые инвестировались средства внешних инвесторов, были реорганизованы в акционерные общества, а предприятия, контролируемые со стороны государства, – в общества с ограниченной ответственностью. Для ускорения процесса приватизации многие крупные предприятия были «разделены» на несколько частей.
Успешная реструктуризация в США была проведена благодаря сильному финансовому рынку, где наиболее прибыльные предприятия размещали свои акции. Низкоприбыльные и убыточные организации получили возможность распродавать активы неэффективных подразделений, что позволило увеличить конкурентоспособность основного производства. Конкурентоспособные подразделения (цехи) продолжали функционировать и получать прибыль.
Опыт Румынии и других стран Центральной и Восточной Европы подтвердил ключевые значение для реструктуризации трех следующих факторов: процессов, информации и человеческого фактора [5, с.95-99]. Так, бизнес-процессы должны быть простыми и ясными для определения ориентиров в реструктуризации, должна предоставляться как можно более полная информация об издержках, рынках, технологии и других соответствующих факторах.
Таким образом, зарубежный опыт реализации стратегии реструктуризации является обширным и зависит от макроэкономических процессов и текущей социально-экономической и политической ситуации в стране. Так, общей чертой реструктуризации отношений собственности в постсоциалистических государствах является снижение доли государственного сектора и поиск инвестора для обновления устаревших производств в сжатые сроки. Опыт реализации стратегии реструктуризации предприятий на постсоветском пространстве, частности Украины и Белоруссии особенно интересен ввиду схожести проблематики, толкающей предприятия машиностроения на реализацию масштабных преоразований в рамках стратегии реструктуризации.
В итоге проведенного анализа можно отметить, что все рассмотренные страны имеют свои особенности проведения стратегии реструктуризации. Однако общим является необходимость повышения эффективности деятельности таких предприятий.
Библиографический список
- Угарина, Т.А. Экономический механизм реструктуризации отношений собственности в промышленности. Москва – 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bsu.by/Cache/pdf/475353.pdf (дата обращения: 5.05.2015)
- Сергей Календжян, директор, Высшая школа корпоративного управления, Российская Федерация «Корпоративное обучение и реструктуризация предприятий». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mba-topman.ru/(дата обращения: 5.05.2015)
- Ханс-Юрген Райшардт, управляющий директор, Управление промышленности и транспорта, Торгово-промышленная палата, область Штутгарт, Германия «Реструктуризация в автомобильной промышленности, станкостроении и электротехнической промышленности Германии». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gecont.ru/(дата обращения: 5.05.2015)
- Клод Потелль, президент, «Корпорэт рисорсиз интернэшнл», Австрия «Реструктуризация как элемент стратегического планирования». Электронный ресурс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gecont.ru/(дата обращения: 5.05.2015)
- Эва Фрайберг, заместитель государственного секретаря, министерство экономики, Польша. «Опыт перестройки экономики в Польше» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gecont.ru/(дата обращения: 5.05.2015)