В современной России, благодаря изменениям, происходящим в экономической, политической и социальной сферах, повышаются требования к выпускникам высших учебных заведений. Сегодня, не достаточно обладать большим объемом теоретических знаний, сегодня важно уметь применять в практической деятельности знания, адаптироваться к нестабильным социально-экономическим условиям при решении профессиональных задач.
В настоящее время профессии быстро изменяются, изменяются требования к выпускникам. Образовательные учреждения не успевают оперативно перестраиваться на новые запросы рынка труда.
На основе наблюдения образовательного процесса студентов вуза, обучающихся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» было выявлено, что студенты недопонимают важность прохождения практики на базе профильного предприятия.
Согласно опросу компаний, ведущих свою деятельность в области рекламы, связей с общественностью, маркетинга (образующих сферу маркетинговых коммуникаций), выявлено, что у выпускников – работников компаний, часто отсутствуют требуемые навыки и умения.
Таким образом, определено, что существует спрос на некоторое объединение, посредством которого возможно было бы устанавливать взаимосвязи как со студентами, так и с компаниями. Безусловно, студент может напрямую обратиться в компанию с запросом места практики, может благополучно пройти эту практику. Так же ряд крупных компаний заключают контракты с вузами на обеспечение практикой студентов. Но в таком случае, мы лишаемся двустороннего отклика как о работе студента, так и о специфике и внутреннем климате компании. Важно отметить, что в сфере маркетинговых коммуникаций в г. Уфа преобладают компании малого бизнеса.
Современные технологии благодаря широкому распространению и доступности, позволяют создать виртуальную платформу для обеспечения взаимодействия практикантов и практикодателей, получать отзывы, выстраивать рейтинги. Необходимо на основе интернет-сайта построить сетевое сообщество. Понятие «сетевое сообщество» (network society) впервые ввел Мануэль Кастельс. Согласно Кастельсу, сетевое сообщество – это динамичный социум, не имеющий константных структур и передающий по своим коммуникациям в ускоренном режиме массированные потоки информации. Главное отличительное свойство сетевого сообщество – это гибкость.
М.Г. Бреслер утверждает, что модель сети можно сравнить с электродинамической схемой, где роль энергии заменяет измеримый уровень информации. А сеть состоит из узлов, соединённых коммуникационными каналами. Один из узлов сети является центральным и характеризуется наибольшей, по сравнению с иными, информационной насыщенностью [1, с. 51].
Современное интернет-пространство насыщено разнообразными информационными порталами, различающимися по структуре, тематике, целевой аудитории, посещаемости, и по формам взаимодействия.
В настоящее время широко распространены интернет-порталы разных тематик и направлений. Интернет-портал – это веб-сайт, организованный как многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов, обновление которых происходит в реальном времени благодаря технологии «Веб 2.0». Портальные конструкции разнообразны и выполняют главную задачу – структурируют и фильтруют информацию, которая интересна для целевой аудитории. Изменение массовых коммуникаций в сторону индивидуализации удовлетворения запросов заложило основы такого требования к современному порталу как возможность создания сетевых сообществ в рамках тематических направлений. Современный пользователь портала выступает потребителем и одновременно создателем информации. Технология «Веб 2.0» позволяет пользователям не быть пассивными читателями, а вливаться в процесс создания контента. Пользователей порталов можно классифицировать: по информационной потребности, по активности и по принадлежности к сетевым сообществам. Для измерения пользовательской активности применяют инструменты веб-аналитики (например, Яндекс.Метрику). Такой анализ необходим для определения интересов и целей юзеров, формирования контента и выбора инструментов продвижения. Инструменты продвижения информационных порталов делят на онлайн и оффлан рекламу и PR.
В настоящее время существуют различные сервисы и сайты для практикантов и обеспечения стажировок. Как правило, если сервис создан на базе вуза, то доступ к ним закрытый (доступ есть лишь у студентов данного вуза и компаний, заключивших договор с этим вузом). Ярким примером такого сервиса является веб-сервис Высшей школы экономики.
Так же на базе некоторых крупных рекрутинговых веб-порталов существует дополнительный раздел «Стажировки и практики», здесь компании могут разместить предложения по стажировкам и практикам, но как правило, размещаются лишь крупные федеральные компании, представители малого и среднего бизнеса – отсутствуют.
В связи со спецификой деятельности специалиста в области маркетинговых коммуникаций, к сетевому сервису предъявляются следующие требования: наличие личного профиля пользователя, наличие личного портфолио, возможность создания сообществ и установления связей, ведения календаря событий, обмен личными сообщениями, проведение мини-чатов и др.
Таким образом, необходимо создать онлайн-сервис с коммьюнити-образующей возможностью. Специализированный сервис целесообразно основать на базе информационно-образовательного портала для юных специалистов в области маркетинговых коммуникаций «Rastudent.ru» [2]. Интернет-портал был создан в 2007 году, претерпел ряд значительных изменений как в концептуальном, так и в технологическом плане. В настоящее время интернет-портал развивается в трех основных направлениях: обучение, профессия, работа.
Библиографический список
- Бреслер М.Г. Социальные сети и сетевые сообщества информационного общества: монография / М.Г. Бреслер. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014 – 174с.
- Соколова А.С. Обзор активности пользователей информационно-образовательного интернет-портала для юных специалистов по маркетинговым коммуникация rastudent.ru // Наука-RASTUDENT.RU. – 2014.– No. 5(05-2014) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/5/1418/ (дата обращения: 17.06.2015)