Проблеме педагогического моделирования посвящены исследования С.Я. Батышева [1], В.С. Безруковой [2], Э.Н. Гусинского [3], Э.Ф. Зеера [4], В.М.Монахова [5], В.А. Сластенина [6], Е.А.Ямбурга [7] и др.
Изучение этих работ показало, что существует достаточно большая группа различных определений термина «модель». Из всего достаточно большого множества различных определений выделим ряд наиболее распространенных:
– искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта
– мысленный или условный образ, аналог к.-л. объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты.
– формализованная теория, на основе которой может быть сделан ряд предположений.
– символическое изображение структуры, типа поведения и образцов взаимодействия в социальных процессах Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Воспроизведение предмета в уменьшенном виде [8,9,10].
Позволим себе вывести авторское определение теоретической модели формирования компетентности социального проектирования студента-архитектора – это совокупность блоков научно-педагогических деятельностей преподавателя вуза (целевого, содержательного, результативно-оценочного), нацеленных на выполнение социального заказа потенциального работодателя по подготовке высококвалифицированных кадров для реализации национальных проектов в части владения компетентностью социального проектирования (Рис. 1).
Целью реализации нашей модели выступает организация процесса формирования компетентности социального проектирования как фактора качественной профессиональной подготовки архитекторов в вузе на основе квалификационных требований потенциального работодателя.
Для вычленения главных задач нашей модели мы основывались на следующих методах исследования поставленной цели – анализа, синтеза, индукции, дедукции.
Нам удалось синтезировать три основных задачи: ценностно-мотивационную, когнитивную и деятельностную, которые, на наш взгляд, достаточно отражают содержание предложенной компетентности социального проектирования.
При обосновании ценностно-мотивационной задачи в нашей теоретической модели нами анализировались работы различных российских и зарубежных авторов. Каждый из них рассматривал мотивацию как сложную многокомпонентную систему, имеющую свою структуру и иерархию.
А.Г. Маслоу выделил виды потребностей, а элементы ценностно-мотивационной задачи – мотивации – американский психолог классифицировал по принципу относительного приоритета актуализации мотивов. [11].
Е.С. Соколова в ряде своих исследований обосновала мотивы к деятельности. Она полагает, что мотивы меняются в зависимости от изменений в обществе: исторических, демографических, социальных, экономических и т.д. От мотивов напрямую зависят цели [12].
Л.И. Божович, исследователь закономерностей формирования личности в области социологии, указывает на то, что каждая личность имеет структуру, а главным системообразующим признаком этой структуры является «внутренняя позиция личности», при условии, что доминируют некоторые мотивы деятельности, они же и выявляют целостность, целенаправленность и всю дальнейшую жизнь личности [13].
Однако, социолог В.А Ядов в своем труде «Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности» (1979) полагает, что «существует общая направленность интересов личности в определенные сферы социальной активности» и считает, что «направленность, как и социальные установки, обладает свойствами когнитивного, эмоционального и поведенческого характера» [14].
Г.В.Черняева в своих научных исследованиях утверждает, что интерес к социальной мотивации сегодня возрос «не только у российских исследователей, но и у «практических» политиков, профессиональных менеджеров, педагогов и практикующих психологов[15].
Сарджвеладзе Н.И. утверждает, что вопросы адресуются «почему» и «зачем» деятельности индивида, чтобы выяснить, какие силы движут активностью человека и каковы мотивационные основы этой активности. Речь идет о мотивационном взаимодействии личности с обществом[16].
Э.С. Чугунова выясняла, как связаны между собой творческая активность инженеров и профессиональная мотивация [17,18,19,20].
Она полагает, что профессиональная мотивация стимулирует потенциальные возможности человека, полноту и интенсивность его вклада в прогрессивное развитие жизни общества, пассивность или активность субъекта в профессиональной деятельности, намечает своеобразную «векторность» формирования у личности социально-психологических установок, определяет развитие специалиста в профессиональной деятельности, его творческую активность и формы ее проявления.
По мнению Бордовской Н. и Реан А. мотивация, как ведущий фактор становления ценностно-мотивационного отношения будущих специалистов к своей профессии, ее поведения и деятельности, представляет исключительный интерес. По существу, нельзя наладить какое бы то ни было эффективное педагогическое взаимодействие с личностью без учета особенностей ее мотивации [21].
Таким образом, в результате нашего анализа возникает потребность сделать следующие выводы обоснованности постановки мотивационно-ценностной задачи в нашей модели:
- Мотивы к продуктивной профессиональной деятельности проявляются в контактах с другими людьми, осмыслении себя и своего возможного интеллектуального роста и социальной сопричастности, освоении основных социологических понятий, в активной деятельности на благо общества [22,23,24].
- Мотивы меняются от происходящих изменений в обществе, в том числе и от социальных изменений.
- Социальные мотивы связанны с общественной жизнью, социаль-нозначимыми категориями (труд, страна, народ и др.).
- Мотивом к освоению социального проектирования являются потребности человека в признании (человек желает и стремится что-то совершить, чего-либо достичь; человек хочет заслужить уважение окружающих). Удовлетворенная потребность дает человеку возможность адекватно жить и трудиться, зная, что он полезен и необходим социуму [24].
- Мотивация к социальному проектированию в профессиональной деятельности – возможность получения какого-либо общественно значимого продукта, результата.
Устойчивые познавательные интересы определяют мотивацию будущих архитекторов не только к тому, чтобы преодолевая препятствия, затрачивать усилия там, где это необходимо, но и к тому, чтобы стремиться преодолевать трудности интеллектуального и творческого характера, браться за сложное новое дело, требующее инновационного подхода [25]. В этом плане важнейшей задачей является когнитивное наполнение компетентности социального проектирования через соответствующий педагогический подход.
Когнитивный подход ориентирует на формирование обязательных знаний о реализуемых в Российской Федерации приоритетных национальных проектах, которые являются социальными, и об основах социального проектирования с учетом особенностей обучения на архитектурном факультете.
В педагогических исследованиях когнитивная задача представляет собой совокупность методов профессиональной подготовки, учитывающими когнитивные аспекты, которые позволяют анализировать процессы восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания. Когнитивный подход в педагогике акцентирует внимание на «знаниях», вернее на процессе их получения, хранения, обработки, интерпретации и производстве новых знаний [26].
Роль когнитивной задачи в нашей модели – формирование у архитекторов целостной системы знаний о социальном развитии нашей страны, о реализуемых в Российской Федерации приоритетных национальных проектах, об основах социального проектирования, позволяющей эффективно, качественно и целенаправленно подготовить их к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе.
Когнитивная задача в нашем исследовании делится на две подзадачи:
- Знания о приоритетных национальных проектах Российской Федерации.
- Знания об основах социального проектирования.
Для того, чтобы архитекторам научиться разрабатывать свои собственные социальные проекты, им необходимо получить знания основ социального проектирования. В требованиях ФГОС ВПО 3 поколения к уровню подготовки архитектора написано, что специалист-архитектор должен быть знаком с основными знаниями в области гуманитарных и социально-экономических наук и их методами, этическими и правовыми нормами, необходимыми для анализа и решения социальных, экономических и других общественно значимых задач профессиональной деятельности.
В «Требованиях к уровню подготовки архитектора» в разделе «Общие требования к образованности архитектора» указано, что выпускник специальности «Архитектура» «знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов».
Таким образом, когнитивная задача имеет достаточно важную роль и подчинена общей цели формирования компетентности социального проектирования.
Деятельностный подход в постановке задач формирования компетентности социального проектирования является ориентацией на деятельностное освоение профессии архитектора через проектное творчество (выполнение авторского социального проекта). Основная идея деятельностного подхода при освоении архитекторами социального проектирования в вузе связана:
- с социальной деятельностью, выражающейся в социальном проектировании;
- с профессиональной деятельностью − архитектурным проектированием, как средством становления и развития субъектности студентов, связанным с созданием проекта здания социального назначения, социальной рекламой, социальной дизайнерской разработкой.
При решении данной задачи очень важно научить студента-архитектора последовательности действий при разработке социального проекта. Она заключается в следующем:
- Исследование социальных проблем общества, которые являются насущными, но государством пока не решаются.
- Определение идеи проекта, темы и концепции.
- Выявление актуальности проекта, его цели, задач, содержания предполагаемой деятельности.
- Правовое, экономическое, организационное обоснование.
- Архитектурная концепция здания в рамках социального проекта.
- Ожидаемые результаты от его осуществления.
При этом важно учитывать цель социального проекта, которая должна отвечать следующим требованиям:
- быть достижимой в рамках данного проекта;
- сформулирована как безусловная;
- предусматривать итоговый результат.
Обоснование социального проекта характеризует его реализацию в правовом, экономическом и организационном отношениях.
Иными словами, деятельностная задача предусматривает развитие у будущих архитекторов способностей направлять свою деятельность на творческую часть социального проекта. Для будущих архитекторов – это либо проектирование здания или сооружения для придуманного и разработанного ими социального проекта, либо социально направленная реклама, либо архитектурно-дизайнерские разработки по улучшению городской среды и т.п. То есть студент архитектурного факультета должен не только разработать текстовую часть социального проекта, но и предложить свое профессиональное участие в реализации предложенного им проекта, т.е. свою проектную идею или концепцию (в нашем случае на уровне клаузуры) [27].
Итак, целевой блок нашей теоретической модели формирования компетентности социального проектирования на основании ценностно-мотивационного, когнитивного и деятельностного подходов раскрывает сущность педагогической деятельности в высшем архитектурном образовании, способствующей обогащению учебно-воспитательного процесса диалоговыми методами педагогического взаимодействия. Это делает процесс освоения социального проектирования архитекторами в вузе более интенсивным и эмоционально окрашенным. Диалог мнений, мотивов, ценностных установок педагога и студентов содействует формированию творческой, насыщенной чувством сопричастности к судьбе отечества и высокой нравственностью атмосферы на занятиях, связанных с освоением основ социального проектирования, раскрытию и развитию индивидуальности каждого студента с целью его дальнейшей самоактуализации и самореализации [28].
Каждый из этих подходов реализуется через конкретную задачу и комплекс соответствующих методов и приемов воздействия на процесс освоения архитекторами социального проектирования в вузе, которые опираются на учебно-методический комплекс дисциплины «Реализация национальных проектов РФ», выступающий базовой основой для качественного формирования предмета нашего исследования [29]. В нашей модели процесс формирования такого УМКД, организация целостного педагогического процесса с учетом организационно-педагогических условий, форм и методов обучения студентов-архитекторов представлены в ее содержательном блоке. Это будет отражено в следующей статье.
Библиографический список
- Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – 2-е изд., перераб. и доп. [Текст]/С.Я.Бытышев//–М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – 904 с.
- Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пос. [Текст]/ В.С.Безрукова// –Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 344 с.
- Гусинский, Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода [Текст]/ Э.Н. Гусинский// – М.: Школа, 1994. – 184 с
- Зеер, Э.Ф., Сыманюк Э.Э.. Основы личностно ориентированного образования [Текст]/ Э.Ф.Зеер, Э.Э.Сыманюк // Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. – 51 с
- Монахов, В.М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований [Текст]/В.М. Монахов// Школьные технологии. –2001. – №5. –С.75–89.
- Сластенин, В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.; Под ред. В.А. Сластенина. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин //– М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 576 с.
- Ямбург, Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация) [Текст]/ Е.А. Ямбург // М.: Новая школа, 1996. – 352.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред.чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., стереотип [Текст]/ С. И. Ожегов// –М.: Рус. яз., 1989.—750 с.
- Словарь иностранных слов 6 изд., М., 1964
- Словарь по социальной педагогике [Текст]/Л.В. Мардахаев // Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 368с.
- Маслоу, А.. Мотивация и личность[Текст]/А. Маслоу// 3-е изд. СПб. : Питер, 2003. 351 с.
- Соколова Е.С. Структурный подход к пониманию мотивации социальной активности молодежи. [Текст] / Е.С. Соколова// Электронный журнал “Знание. Понимание. Уме-ние”//.№2.2008. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс] http://www.dissercat.com/content/formirovanie-doveriya-molodezhi-k-gosudarstvu#ixzz3I1C7zBIJ Обращение 04.11.2014.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/Л.И.Божович//– М., 1968. С.15.
- Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под. ред. В.А. Ядова. [Текст]/ В.А. Ядов// Л.: Наука, 1979. 264 с.
- Черняева, Г.В. К вопросу о мотивации социальной активности личности [Текст] / Г.В.Черняева//Полигнозис,2(14),2001
- Сарджвеладзе,Н.И.Личность и ее взаимодействие с социальной средой [Текст] / Н.И. Сарджвеладзе// Учебное пособие. – СПб.: Тбилиси: “Мецниереба”, 1989 .
- Чугунова, Э.С. Изучение социально-психологических установок сотрудников НИИ и КБ с целью профессионального прогнозирования [Текст] / Э.С. Чугунова// Социальное прогнозирование в науке. М., 1983. С. 85
- Чугунова, Э.С. Связь профессиональной мотивации и творческой активности инженеров [Текст] / Э.С. Чугунова // Вопросы психологии. – 1986. – № 4. С. 115.
- Чугунова, Э. С. Социально-психологические характеристики научных сотрудников НИИ и КБ [Текст] / Э.С. Чугунова // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Вып.7. М.— Л., 1979. С. 283—288.
- Чугунова, Э.С. Социально-психологические характеристики творческой активности инженеров НИИ и КБ [Текст] / Э.С. Чугунова // Научный сотрудник и научный коллектив как объекты социологического исследования. М., 1982. С. 127—141.
- Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов [Текст]/Н.В. Бордовская// –СПб: Издательство ” Питер”, (Серия “Учебник нового века”), 2000. 304 с.
- Вебер,М.О. Избранные произведения: Основные социологические понятия [Текст]/ М.О. Вебер// Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. – М., 1990. С.602-643.
- Вебер,М.О некоторых категориях понимающей социологии [Текст]/ М.О. Вебер// Западноевропейская социология ХIХ – начала ХХ веков. – М., 1996. – С. 491-507.
- Жубаркин, С.В. Диссертация «Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности», Иваново, 2006, 213 c. Электронный каталог диссертаций. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.dissland.com. Обращение 16.09.14.
- Педагогика. Большая современная энциклопедия [Текст]/ Сост. Е.С. Рапацевич – М.: «Соврем.слово», 2005. – 720 с.
- http://socioline/ru/_seminar/library/plotinsky/plot_131.php [Электронный ресурс] Обращение 12.09.11.
- Пилипчевская, Н.В. Изучение социальной активности студентов педагогического вуза: теория и практика [Текст]/ Н.В. Пилипчевская// Вестн. Томского гос. пед. ун-та. –2008. –№ 2. – С. 15-19.
- Никонова, Е.Р. Подготовка будущих архитекторов к активной социальной деятельности средствами социального проектирования [Текст]/Е.Р. Никонова// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, №4 (перечень ВАК) , 2011, с. 38-41.
- Никонова, Е.Р. Авторские социальные проекты как средство формирования готовности будущих архитекторов к активной социальной позиции[Текст]/Е.Р. Никонова// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал: Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика», №4 том 17 (перечень ВАК), 2011– С. 157-160.