Самый популярный запрос пользователей сети интернет формулируется следующим образом: «турфирмы, приостановившие деятельность в 2014 году. Наблюдая как турфирмы одна за другой закрываются, многие путешественники в этом году сознательно отказываются от зарубежных поездок [1]. С рынка уже ушло несколько крупных игроков.
На рисунке 1 представлен рейтинг туроператоров по отзывам турагентств с сайта Туры.ру.
С июля 2014 года о прекращении деятельности заявили уже 16 компаний, работающих в сфере выездного туризма. Большинство из них связывали свой крах с провальным сезоном. Начать проверки туристических компаний посоветовал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Согласно его распоряжению, в стране должен быть создан единый реестр турфирм. А также внесены изменения в законодательство о туризме [3, c.38].
Но проект нового закона о туризме убьет половину туррынка, так считают 340 турфирм (65,1%) и лишь 11 % респондентов считают, что он защищает права туристов и согласен с законом.
Крупнейшие туроператоры, работающие на российском рынке, объявили о снижении оборотов бизнеса. Именно поэтому необходимо провести исследование работы турфирм в тяжелое для них время.
Задачей нашего исследования является выявление проблем в работе турфирм в кризисное время.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что турфирмы покидают российский рынок из-за снижения платежеспособности россиян и недобросовестности туроператоров, а турагенты предпочитают работать только с проверенными туроператорами.
Исследование проводилось методом анкетного опроса. По содержанию и конструкции задаваемых вопросов анкета полузакрытая.
В данном исследовании принимали участие респонденты – туристические фирмы, работающие на рынке Нижегородского региона.
На вопрос: «Как идут дела в вашей турфирме?» большинство заявили об уменьшении зарплаты 98 респондентов (32,8%), на втором месте ответ: все в обычном режиме, без изменений, так заявила 91 турфирма (30,4%), но и 84 респондента (28,1%) заявили о сокращении штата сотрудников.
То один, то другой туроператор объявляют о приостановке деятельности. Как в этих условиях обстоят дела с бронированием туров на лето? Как ведут себя туристы?
На вопрос: «Активно ли бронируют лето туристы?» получены следующие ответы: Нет – 465 респондентов (82,0%) и отложить свой отдых на более поздний период выбрали 53 турфирмы (9,3%). А ответы: достаточно активно, но спрос ниже, чем в прошлом году, спрос на лето выше, чем в прошлом году и бронирование лета на уровне прошлого года не набрали и 6%.
Мы имеем уже несколько туроператоров, объявивших о приостановке деятельности. Кто-то из них мельче, кто-то крупнее: «НЕВА», «Роза ветров Мир», «Экспо-тур», «Лабиринт», компания «ИнтАэр», «Нордик Стар». Эксперты дают разные оценки происходящего [4, c.16] . И мы хотели бы узнать мнение турфирм и задали вопрос: что привело к массовому краху туроператоров?
На рисунке 2 представлена диаграмма причин краха туроператоров по мнению туристических фирм.
Самым популярным ответом был выбран: «Операторы сами провоцируют повальный демпинг, чтобы обойти конкурентов», так ответили 23,1% респондентов, на втором месте – непорядочность в деловых отношениях, так считают 16,5% опрошенных турфирм. Третье место разделили ответы, которые набрали голоса респондентов почти в равных долях (почти по 14%): «Чрезмерные амбиции, не соответствующие финансовым реалиям рынка» и «Туристы, требующие низких цен, спровоцировали демпинг».
Говоря об избытке горящих туров турфирмы высказали свое мнение. Самым популярным ответом является: «Турист избалован и хочет отдыхать по-дешевке», его предпочли 120 респондентов или 43,3%, следующим по популярности был выбран ответ: «Поток туристов не растёт, а туроператоры наращивают объёмы – 78 (28,2%). Почти в этих же пределах 72 турфирмы (26,0%) остановили свой выбор на ответе: «Слишком высокая конкуренция, излишек рейсов» и лишь 2,5 % респондентов или 7 турфирм сказали о том, что государство переориентировало турпоток в Крым и Сочи.
С одной стороны, рынок жалуется на острую нехватку кадров, с другой – вузовская подготовка специалистов в сфере туризма вызывает массу нареканий [6, c.127].
На вопрос: «Необходимо ли сотруднику турфирмы иметь профильное образование?» почти 67% респондентов ответили, что пусть будет, но это не залог успеха. Главное – опыт и желание его получить, но все же 22% сказали, что профильное образование не нужно, т.к. учиться приходится на практике, с нуля.
Изучая покупательскую активность туристов, мы спросили турфирмы, как они оценивают текущий спрос? Данные отражены на рисунке 3.
Топ самых надежных операторов 2014 года по результатам опроса респондентов-туристических фирм таков. Рейтинг возглавили Tez Tour, Pegas Touristik и Coral Travel, далее – Natalie Tours, «Библио Глобус». В десятку также вошли TUI, «Анекс Тур», НТК «Интурист» и «Санрайз тур».
Отчет и выводы по результатам маркетингового исследования турфирм, работающих в кризисное время
Сейчас туристическая отрасль действительно в кризисе: продажи практически встали, глубина тех, что еще идут, не превышает двух недель, спрос на отдых в предстоящий сезон трудно даже спрогнозировать.
Это вызвано тем, что многие туроператоры допускали рискованные шаги в направлении продвижения, расширения филиальной сети, расширение локации сбыта и направлений деятельности. Еще одной предпосылкой сложившейся ситуации можно назвать займы из собственных оборотных средств, и как следствие – большая отсрочка платежей за отели и авиачартеры, на деньги уже следующих клиентов – и так возникла классическая пирамида.
Гипотеза, поставленная в работе подтвердилась, потребительские предпочтения различны и зависят от образа жизни, возраста, материального состояния респондентов, а турфирмы в кризисное время для туристической отрасли покидают российский рынок из-за снижения платежеспособности россиян, из-за повального демпинга со стороны туроператоров, их чрезмерных амбиций, не соответствующих финансовым реалиям рынка и туристам привыкшим к низким ценам на путевки, да и туристические агенты предпочитают работать теперь только с проверенными туроператорами. Это подтверждается тем, что турагенты ужесточили требования к туроператору: проверяют размер финансовых гарантий и выясняют репутацию страховщика, следят за деятельностью оператора [6, c.83]. Список операторов-партнеров сокращают, причем крупные независимые турагентства вообще оставляют у себя в контрагентах лишь пятерку крупнейших операторов, не желая рисковать. Это подтверждается и результатами опроса респондентов-туристических фирм о надежности операторов 2014 года. Куда вошли такие компании, как Tez Tour, Pegas Touristik, Coral Travel, Natalie Tours, Библио Глобус.
Таким образом, основная задача турфирм – быть готовыми к любым возможным изменениям и построить свою работу так, чтобы конечные результаты их работы минимально зависели от локальных колебаний спроса на туристическом рынке, искать надежные компании среди туристических монополистов того или иного направления.
В той ситуации, в которой сейчас находится туристический рынок, дилерской сети необходимо проявлять максимальный профессионализм. Если же путешественник берет путевку по явно заниженной цене, риск не вернуться из-за границы или вовсе не полететь в отпуск сильно возрастает, а это зависит не только от турфирм, но и от самих туристов.
Библиографический список
- Почему закрываются туроператоры: путешественники не готовы платить [Электронный ресурс] // URL: http://ekb.dk.ru/news/pochemu-zakryvayutsya-turoperatory-puteshestvenniki-ne-gotovy-platit-236876625#ixzz3G2s6vGwB (дата обращения: 15.04.2015).
- Рейтинг туроператоров по отзывам турагентств [Электронный ресурс] // URL:http://www.tury.ru/profi/rating_to.php?sort=sum (дата обращения: 15.04.2015).
- Крайнова О.С., Лебедева Т.Е. Разработка и реализация целевых программ развития внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области: потенциал для формирования конкурентоспособной туристской индустрии региона. Вестник Национальной академии туризма. 2014. №3 (31). С.37-40.
- Кетрарь М.В., Лебедева Т.Е. Тенденции развития круизного туризма в нижегородской области В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации Нижний Новгород, 2014. С. 16-18.
- Васильева Л.И., Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Приведение компетенций ФГОС к квалификационным требованиям профессионального стандарта и их реализация в подготовке менеджера. В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 124-137.
- Егоров Е.Е. Эффективное управление человеческим капиталом сервисных организаций В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации Нижний Новгород, 2014. С. 80-85.