МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРФИРМ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА

Лебедева Татьяна Евгеньевна1, Мозгалева Мария Алексеевна2
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент 5 курса факультета Управления и социально-технических сервисов

Аннотация
Данная статья посвящена анализу результатов маркетингового исследования деятельности туристской компании в условиях перманентного кризиса. Как следствие кризиса туристского рынка 2014 в Нижнем Новгороде прекратили свое существование около 15% туристских организаций различных форм собственности, поэтому данная проблема авторами была выбрано не случайно.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что основная задача турфирм – готовность к любым возможным изменениям рынка, поиск надежных компаний среди туристических монополистов того или иного направления.

Ключевые слова: кризис, маркетинговые исследования, опрос, потребители, туризм, туристская отрасль, туристские услуги, туристские фирмы


MARKETING RESEARCH OF LIFE OF TRAVEL AGENCIES IN TIMES OF CRISIS

Lebedeva Tatiana Evgenievna1, Mozgaleva Maria Alekseeva2
1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Innovation Management Department
2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, 5th year student of the Faculty of Management and Social and technical services

Abstract
This article analyzes the results of market research activities of tourist companies in the conditions of permanent crisis. As a consequence of the crisis of the tourist market in 2014 in Nizhny Novgorod ceased to exist about 15% of the tourist organizations of different ownership forms, so the authors of this issue was not chosen by chance.
The study suggests that the main task of travel agencies - ready for any possible changes in the market, finding reliable companies among travel monopolies or that direction.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лебедева Т.Е., Мозгалева М.А. Маркетинговое исследование жизнедеятельности турфирм во время кризиса // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/05/53096 (дата обращения: 15.10.2024).

Самый популярный запрос пользователей сети интернет формулируется следующим образом: «турфирмы, приостановившие деятельность в 2014 году. Наблюдая как турфирмы одна за другой закрываются, многие путешественники в этом году сознательно отказываются от зарубежных поездок [1]. С рынка уже ушло несколько крупных игроков.

На рисунке 1 представлен рейтинг туроператоров по отзывам турагентств с сайта Туры.ру.

С июля 2014 года о прекращении деятельности заявили уже 16 компаний, работающих в сфере выездного туризма. Большинство из них связывали свой крах с провальным сезоном. Начать проверки туристических компаний посоветовал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Согласно его распоряжению, в стране должен быть создан единый реестр турфирм. А также внесены изменения в законодательство о туризме [3, c.38].

Но проект нового закона о туризме убьет половину туррынка, так считают 340 турфирм  (65,1%) и лишь 11 %  респондентов считают, что он защищает права туристов и согласен с законом.

Крупнейшие туроператоры, работающие на российском рынке, объявили о снижении оборотов бизнеса. Именно поэтому необходимо провести исследование работы турфирм в тяжелое для них время.

Задачей нашего исследования является выявление проблем в работе турфирм в кризисное время.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что турфирмы покидают российский рынок из-за снижения платежеспособности россиян и   недобросовестности туроператоров, а турагенты предпочитают работать только с проверенными туроператорами.

Исследование проводилось методом анкетного опроса. По содержанию и конструкции задаваемых вопросов анкета полузакрытая.

В данном исследовании принимали участие респонденты – туристические фирмы, работающие на рынке Нижегородского региона.

На вопрос: «Как идут дела в вашей турфирме?» большинство заявили об уменьшении зарплаты 98 респондентов (32,8%), на втором месте ответ: все в обычном режиме, без изменений, так заявила 91 турфирма (30,4%), но и 84 респондента (28,1%) заявили о сокращении штата сотрудников.

То один, то другой туроператор объявляют о приостановке деятельности. Как в этих условиях обстоят дела с бронированием туров на лето? Как ведут себя туристы?

На вопрос: «Активно ли бронируют лето туристы?» получены следующие ответы: Нет – 465 респондентов (82,0%) и отложить свой отдых на более поздний период выбрали 53 турфирмы (9,3%). А ответы: достаточно активно, но спрос ниже, чем в прошлом году, спрос на лето выше, чем в прошлом году и бронирование лета на уровне прошлого года не набрали и 6%.

Мы имеем уже несколько туроператоров, объявивших о приостановке деятельности. Кто-то из них мельче, кто-то крупнее: «НЕВА», «Роза ветров Мир», «Экспо-тур», «Лабиринт», компания «ИнтАэр», «Нордик Стар». Эксперты дают разные оценки происходящего [4, c.16] . И мы хотели бы узнать мнение турфирм и задали вопрос: что привело к массовому краху туроператоров?

На рисунке 2 представлена диаграмма причин краха туроператоров по мнению туристических фирм.

Самым популярным ответом был выбран: «Операторы сами провоцируют повальный демпинг, чтобы обойти конкурентов», так ответили 23,1% респондентов, на втором месте – непорядочность в деловых отношениях, так считают 16,5% опрошенных турфирм. Третье место разделили ответы, которые набрали голоса респондентов почти в равных долях (почти по 14%): «Чрезмерные амбиции, не соответствующие финансовым реалиям рынка» и «Туристы, требующие низких цен, спровоцировали демпинг».

Говоря об избытке горящих туров турфирмы высказали свое мнение. Самым популярным ответом является: «Турист избалован и хочет отдыхать по-дешевке», его предпочли 120 респондентов или 43,3%, следующим по популярности был выбран ответ: «Поток туристов не растёт, а туроператоры  наращивают объёмы – 78 (28,2%). Почти в этих же пределах 72 турфирмы  (26,0%) остановили свой выбор на ответе: «Слишком высокая конкуренция, излишек рейсов» и лишь 2,5 % респондентов или 7 турфирм сказали о том, что государство переориентировало  турпоток в Крым и Сочи.

С одной стороны, рынок жалуется на острую нехватку кадров, с другой – вузовская подготовка специалистов в сфере туризма вызывает массу нареканий [6, c.127].

На вопрос: «Необходимо ли сотруднику турфирмы иметь профильное образование?» почти 67% респондентов ответили, что пусть будет, но это не залог успеха. Главное – опыт и желание его получить, но все же 22% сказали, что профильное образование не нужно, т.к. учиться приходится на практике, с нуля.

Изучая покупательскую активность туристов, мы спросили турфирмы, как они  оценивают текущий спрос? Данные отражены на рисунке 3.

Топ самых надежных операторов 2014 года по результатам опроса респондентов-туристических фирм таков. Рейтинг возглавили Tez Tour, Pegas Touristik и Coral Travel, далее – Natalie Tours, «Библио Глобус». В десятку также вошли  TUI, «Анекс Тур», НТК «Интурист» и «Санрайз тур».

Отчет и выводы по результатам маркетингового исследования турфирм, работающих в кризисное время

Сейчас туристическая отрасль действительно в кризисе: продажи практически встали, глубина тех, что еще идут, не превышает двух недель, спрос на отдых в предстоящий сезон трудно даже спрогнозировать.

Это вызвано тем, что многие туроператоры допускали рискованные шаги в направлении продвижения, расширения филиальной сети, расширение локации сбыта и направлений деятельности. Еще одной предпосылкой сложившейся ситуации можно назвать займы из собственных оборотных средств, и как следствие – большая отсрочка платежей  за отели и авиачартеры, на деньги уже следующих клиентов – и так возникла классическая пирамида.

Гипотеза, поставленная в работе подтвердилась, потребительские предпочтения различны и зависят от образа жизни, возраста, материального состояния респондентов, а турфирмы в кризисное время для туристической отрасли  покидают российский рынок из-за снижения платежеспособности россиян, из-за повального демпинга со стороны туроператоров, их чрезмерных амбиций, не соответствующих финансовым реалиям рынка и туристам привыкшим к низким ценам на путевки, да и туристические агенты предпочитают работать теперь только с проверенными туроператорами. Это подтверждается тем, что турагенты ужесточили требования к туроператору: проверяют размер финансовых гарантий и выясняют репутацию страховщика, следят за деятельностью оператора [6, c.83]. Список операторов-партнеров сокращают, причем крупные независимые турагентства вообще оставляют у себя в контрагентах лишь пятерку крупнейших операторов, не желая рисковать. Это подтверждается и результатами опроса респондентов-туристических фирм о надежности операторов 2014 года. Куда вошли такие компании, как Tez Tour, Pegas Touristik, Coral Travel, Natalie Tours, Библио Глобус.

Таким образом, основная задача турфирм – быть готовыми к любым возможным изменениям и построить свою работу так, чтобы конечные результаты их работы минимально зависели от локальных колебаний спроса на туристическом рынке, искать надежные компании среди туристических монополистов того или иного направления.

В той ситуации, в которой сейчас находится туристический рынок, дилерской сети необходимо проявлять максимальный профессионализм. Если же путешественник берет путевку по явно заниженной цене, риск не вернуться из-за границы или вовсе не полететь в отпуск сильно возрастает, а это зависит не только от  турфирм, но и от самих туристов.


Библиографический список
  1. Почему закрываются туроператоры: путешественники не готовы платить [Электронный ресурс] //   URL:  http://ekb.dk.ru/news/pochemu-zakryvayutsya-turoperatory-puteshestvenniki-ne-gotovy-platit-236876625#ixzz3G2s6vGwB (дата обращения: 15.04.2015).
  2. Рейтинг туроператоров по отзывам турагентств [Электронный ресурс] //   URL:http://www.tury.ru/profi/rating_to.php?sort=sum (дата обращения: 15.04.2015).
  3. Крайнова О.С., Лебедева Т.Е. Разработка и реализация целевых программ развития внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области: потенциал для формирования конкурентоспособной туристской индустрии региона. Вестник Национальной академии туризма. 2014. №3 (31). С.37-40.
  4. Кетрарь М.В., Лебедева Т.Е. Тенденции развития круизного туризма в нижегородской области В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации Нижний Новгород, 2014. С. 16-18.
  5. Васильева Л.И., Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Приведение компетенций ФГОС к квалификационным требованиям профессионального стандарта и их реализация в подготовке менеджераВ мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 124-137.
  6. Егоров Е.Е. Эффективное управление человеческим капиталом сервисных организаций В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации Нижний Новгород, 2014. С. 80-85.


Все статьи автора «Лебедева Татьяна Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: