Переход системы высшего профессионального образования к парадигме образования, основанной на компетентностном подходе обусловлен инновационным характером современной экономики – «экономики знаний», формируемой в условиях информационного общества. Компетентностная парадигма выдвигает такую модель обучения, которая нацелена на формирование выпускника вуза, готового к самостоятельному решению профессиональных задач [1]. Учебный процесс направлен на формирование саморазвивающейся личности, которая способна сформулировать собственную образовательную задачу, создать собственный образовательный продукт, имеющий практическое значение (воплощение) и достичь образовательного результата, выраженного в приобретаемых ею компетенциях [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9].
Среди профессиональных качеств современного специалиста одним из показателей его профессионализма можно считать информационную компетентность.
В своей статье Петухова Т.П. и Глотова М.И. трактуют понятие информационной компетентности как «интегрированное качество личности, выражающееся в его готовности к активному использованию профессионально-ориентированных информационных технологий» [10].
Информационная компетентность обучающегося формируется и получает свое развитие в рамках дисциплин информационно-компьютерной направленности [11; 12; 13; 14; 15; 16; 17].
В процессе формирования данной компетенции вырабатывается целостность восприятия информационного пространства и профессиональной деятельности, отношение к информационной культуре как необходимости и неотъемлемости существования в современном обществе, внутренняя убежденность личности по отношению к интеллектуальной собственности, ценности информации, принципам безопасности работы в информационной среде и комфортности существования в информационном обществе [13, 18; 19; 20; 21].
Для усиления эффекта формирования информационной компетентности целесообразно использовать такой вид организации образовательного процесса как самостоятельная работа студентов. Так как при должной её организации возможно развитие профессиональных творческих возможностей обучающихся, вовлечение их в процесс непрерывного самообразования, коллективное взаимодействие при решении различных задач, связанных как с освоением основной образовательной программы, так и с наработкой профессиональных навыков и умений [10; 22; 23; 24; 25; 26].
Тем не менее, при планировании видов, форм и способов организации и проведения самостоятельной работы студентов, необходимо выяснить отношение самих студентов к самостоятельной работе и ее содержательной части, готовности выполнения тех или иных заданий. С целью выяснения данных вопросов было проведено анкетирование студентов гуманитарных специальностей ВГУЭС.
По данным проведенного анкетирования более 90% обучающихся согласны с тем, что самостоятельная работа необходима, причем как по специальным дисциплинам, так и по дисциплинам общеобразовательного и естественнонаучного циклов.
Относительно содержательного наполнения самостоятельной работы около 30% опрошенных высказывались за творческую составляющую, 25% – отдали предпочтение аналитическим исследованиям, более 20 % – были готовы к поиску конкретных вопросов или решению типовых заданий.
В качестве приоритетных информационных источников обучающимися были названы: печатные издания – 18%, электронные учебники и конспекты лекций – 32%, полнотекстовые базы данных – 23%; прочие интернет – ресурсы – 56%.
Однако в процессе анализа проведенного анкетирования, выяснилось, что у студентов существует ошибочное понимание отношения к использованию интеллектуальной собственности (Интернет-ресурсов, литературных источников и др.). Большинство из них не считают недопустимым прямое заимствование текста из Интернет-источников и других источников. Присвоение авторства чужой информации не считается недостойным поступком. Так, около 60% опрошенных указали, что считают возможным использование текста или его фрагмента без указания его авторства, мотивируя это лишь учебными целями, более 50% – заявили о том, что авторство в среде Интернет «условно». Такие результаты говорят о необходимости срочного принятия мер в области разъяснения положений об интеллектуальной собственности, усиления контроля за правильностью цитирования при выполнении индивидуальных проектов и заданий студентами, формирования информационной культуры производства и потребления информации как ресурса, распознавания интеллектуальной значимости информации.
В данных реалиях следует уделять особое внимание воспитанию у студентов отношения к чужой интеллектуальной собственности и требовать выполнения правил обращения с ней. Непременным условием для этого является использование сервисов Интернет, которые позволяют определять степень заимствования текста с указанием источников. Таким образом, обязательным этапом выполнения таких форм самостоятельной работы как эссе, рефераты, курсовые работы должна быть проверка на оригинальность материалов самим студентом либо преподавателем. Использование таких средств позволяют в конечном итоге повысить качество профессиональной подготовки специалистов.
Процесс выполнения самостоятельной работы студента необходимо связывать не только с поиском и переработкой информации, но и с её осмыслением, систематизацией, анализом и синтезом, что позволит формировать на исследуемом информационном материале собственные представления и знания об изучаемом процессе, объекте или явлении. Это одни из основных принципов развивающего обучения и самообразования, а, следовательно, и одна из ступеней развития профессионализма.
Библиографический список
- Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества: заданность или данность? // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 81-86.
- Баженов Р.И., Мохно Д.Е. О разработке информационной системы по учету оценочных средств в университете // Современные научные исследования и инновации. 2014. Т.1. №5(37). С.24. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34815 (дата обращения: 23.07.2014).
- Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. Т. 2. №5(37). С.48. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34813 (дата обращения: 27.07.2014).
- Баженов Р.И. О методике преподавания дисциплины «Управление проектами информационных систем» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3. С.55. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32980 (дата обращения: 27.07.2014).
- Векслер В.А., Баженов Р.И. Формирование модели обучения взрослых основам информационных технологий: региональный аспект: монография. – Биробиджан: Издательский центр ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2014. 126 с.
- Кийкова Е.В., Лаврушина Е.Г., Слугина Н.Л. Использование интегрированной образовательной среды в учебном процессе // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2009. № 1. С. 51-57.
- Лаврушина Е.Г., Моисеенко Е.В. Управление процессом обучения на основе квалиметрического подхода // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2013. № 3 (21). С. 92-96.
- Лисицына Л.С. Методология проектирования модульных компетентностноориентированных образовательных программ: методич. пособ. – СПб., 2009.
- Слугина, Н.Л. Проблема развития профессиональной рефлексии во время обучения в вузе на примере студентов направления «Менеджмент» / Н.Л. Слугина, О.В. Слугин // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 2(39).
- Петухова, Т.П., Глотова М.И. Самостоятельная работа как средство развития информационной компетенции / Т.П. Петухова, М.И. Глотова // Высшее образование в России. – М.:, 2008, № 12. – С. 121-126.
- Баженов Р.И. О применении балльно-рейтинговой системы для оценивания курсовых работ по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии» // Приволжский научный вестник. 2014. № 5 (33). С. 135-138.
- Бочарников, В.Н. Информационные технологии в туризме: Учеб. пособие / В.Н. Бочарников, Е.Г. Лаврушина, Я.Ю. Блиновская. – 2-е изд. стер. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 358с.
- Инновационная деятельность в системе образования. Часть 4 [Электронный ресурс]: монография/ А.Ю. Гончарук [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Перо, Центр научной мысли, 2012. — 195 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8981
- Моисеенко Е. В. Информационные технологии в экономике/ Е. В. Моисеенко, Е. Г. Лаврушина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/inform_tehnolog/page0026.asp
- Моисеенко Е.В. Информационные технологии в экономике / Е.В. Моисеенко, Е.Г. Лаврушина. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. -231 с.
- Моисеенко Е.В. Сетевая экономика: Учеб. пособие / Е.В. Моисеенко. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2007. – 224 с.
- Черкасова, Е.А. Информационные технологии в банковском деле: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Черкасова, Е.В. Кийкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011, 320 с.
- Bazhenov R.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 371-374.
- Информационное общество: проблемы становления и закономерности развития /Монография/ В.Н. Гончаров, А.М. Ерохин, О.Ю. Колосова и др. – Новосибирск: Изд. ЦРНС, 2014. – 184 с.
- Лаврушина Е.Г. Информатизация общества и проблемы образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vvsu.ru/niirpo/conf/2001oct16/coll/74.asp
- Остроносова А.С., Мезенцева С.Н., Лаврушина Е.Г. Анализ коммуникационных технологий в информационном обществе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40797 (дата обращения: 09.12.2014)
- Абасов А. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 81-84.Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества в вузе: тезаурусный подход // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 4 (31). С. 247-254.
- Баженов Р.И. Использование системы moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 174-175.
- Зимняя, И.А. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности студента /И.А. Зимняя // Самостоятельная работа студентов: сб. науч. ст. М., 1993. -С. 14-22.
- Петухова Т.П., Пашкевич М.С. О проблеме асинхронной самостоятельной работы студентов в современных условиях // Методология и технология высшего об разования в информационном обществе: Материалы докладов Международной на учнопрактической конференции / Под ред. Г.А. Берулавы. Сочи: Изд-во Международного инновационного университета, 2011. С. 106–111.
- Федорова М.А. О формировании учебной самостоятельной деятельности студентов // Инновации в образовании, 2011. № 4. C. 94-100.