История спортивных обществ в СССР берет свое начало с середины 1930-х гг. В обществах объединялись трудящиеся и учащаяся молодежь, занимавшиеся физкультурой, спортом и туризмом. Объединение реализовывалось через первичные организации (коллективы физической культуры на предприятиях, в учреждениях, колхозах, совхозах, учебных заведениях и т.д.). Задачами ДСО объявлялись развитие массовой физкультуры, спорта и туризма; подготовка значкистов ГТО и БГТО, спортсменов-разрядников, мастеров спорта; повышение мастерства спортсменов и пр.
В 1936-1938 гг. были образованы ДСО в профсоюзах; в 1943 г. физкультурников школ ФЗО и ремесленных училищ объединили в ДСО «Трудовые резервы».
Спортивные общества в Пензенском крае были образованы в начале ХХ в.: общество конькобежцев в 1900 г., общество содействия физическому развитию в 1908 г., Пензенское общество велосипедистов, Чембарское общество охоты и рыболовства в 1914 г. В 1918 г. с подачи Всевобуча были образованы спортивные общества «Сатурн», «Маккаби», «Печатники», губернский спортивно-гимнастический клуб, стрелковое общество и др. В июне 1923 г. в Пензе было создано спортивное общество «Динамо», которое являлось примером в постановке учебно-спортивной и воспитательной работы в регионе. В 1930-х гг. начали создаваться ДСО при комитетах профсоюзов: «Спартак», «Локомотив» (1935 г.), «Буревестник», «Бумажник», «Пищевик», «Зенит», «Медик», «Молния», «Красная звезда» (1937 г.), «Красный кондитер», «Восход» (1938 г.) и др. В годы Великой Отечественной войны в Пензенской области действовали ДСО «Трудовые резервы», «Большевик», «Урожай», «Смена», «Учитель», «Рот-Фронт», «Машиностроитель». В послевоенные годы появились ДСО «Наука», «Строитель», «Искра», «Труд», «Снайпер» [1].
В 1947 г. (20 августа) с должности начальника УСО ДСО «Большевик» сняли Швецову как «не имевшую специального физкультурного образования». Ее сменила З.И. Тархова, только что окончившая техникум физической культуры [2].
25 сентября 1948 г. председатель пензенского облкомитета по делам физкультуры и спорта Л.М. Голубовский подписал приказ № 73 «О мерах по улучшению организационной работы комитетов по делам физкультуры и спорта и Советов ДСО Пензенской области», где отмечалось, что массовая физкультурная и спортивная деятельность в области напрямую зависит от работы комитетов по делам физкультуры и спорта и Советов ДСО [3]. Но в ходе проверок местных физкультурных организаций было выявлено, что комитеты физкультуры и спорта и Советы ДСО не реализуют предоставленные им права контроля и руководства физическим воспитанием населения и не придают должного значения организационной работе. Результатом такого отношения явилось очевидное ухудшение работы в некоторых физкультурных коллективах, а иногда – их распад. Подчеркивалась крайне неудовлетворительная работа по подготовке значкистов ГТО в местных ДСО «Медик», «Урожай», «Красное знамя». Заседания членов Советов ДСО «Трудовые резервы», «Красное знамя» и «Буревестник» проходили не по плану, а случайно; отсутствовал контроль за исполнением приказов и директив, руководители не заслушивались и т.п. Учетная документация Советов ДСО (дневники, журналы учета работы секций и команд, списки членов коллективов физкультуры и пр.) была не систематизирована. Некоторые ДСО (например, «Медик» и «Локомотив») не вовремя предоставили отчеты о своей деятельности [4].
В приказе обращалось внимание, что некоторые Советы ДСО «забывали» о том, что советское физкультурное движение – массовое, самодеятельное движение, и решение всех вопросов только за счет малочисленных штатных сотрудников – неверный выход из ситуации, следовало вовлекать физкультурный актив в свою деятельность [5].
В итоге, Советам ДСО предписывалось в обязательном порядке сконцентрировать внимание на неудовлетворительном выполнении директив, особенно в плане организационного укрепления физкультурных коллективов.
Советам ДСО рекомендовалось срочно приступить к выполнению самообязательств по подготовке значкистов комплекса ГТО, провести персональный учет лиц, которые сдали нормы ГТО – 2 ступени. Председателям ДСО «Медик» и «Локомотив» срочно представить отчеты о проделанной работе [6].
На каждых заседаниях ДСО области должны были заслушиваться отчеты председателей Советов низовых коллективов физкультуры.
ДСО закреплялись за районами Пензенской области для улучшения спортивно-массовой работы на местах: «Спартак» – Городищенский район; «Динамо» – Наровчатский район; «Большевик» – Белинский район; «Красная звезда» – Чаадаевский район; «Медик» – Шемышейский район; «Урожай» – Мокшанский район; «Локомотив» – Пачелмский район; «Буревестник» – Лунинский район; «Трудовые резервы» – Земетчинский район; «Трактор» – Нижне-Ломовский район [7].
В ноябре 1948 г. было принято решение о развертывании областного социалистического соревнования между сельскими районами, районами города Пензы и городами областного подчинения на лучшую постановку работы по физической культуре и спорту [8]. Подчеркивалось, что соцсоревнование должно быть не кратковременной кампанией, а важным методом в улучшении деятельности всех структур физкультурного движения, в том числе и Советов ДСО [9]. Однако проверка показала, что местные ДСО, кроме общества «Спартак», ничего не предприняли для проведения соревнования в коллективах.
В декабре 1948 г. в целях проверки работы по организации соцсоревнования и готовности к зимнему спортивному сезону были направлены бригады из членов комитета физкультуры и спорта в добровольно-спортивные общества в следующем составе:
- ДСО «Спартак» – А.А. Астахов, Московцев, Березин;
- ДСО «Локомотив» – Кравченко, Н.Г. Костычева;
- ДСО «Большевик» – Самойлов, Зотов [10].
Кроме того, члены пензенского облкомитета и аппарата были закреплены за ДСО для контроля за проведением заседаний и присутствия на них: ДСО «Динамо» – В.А. Васильев; ДСО «Спартак» – Харитонов; ДСО «Трудовые резервы» – А.А. Астахов; ДСО «Большевик» – Логинов; ДСО «Красная звезда» – Н.Г. Костычева; ДСО «Медик» – Е.Ф. Черников; ДСО «Урожай» – Борисова; ДСО «Локомотив» – Московцев; ДСО «Буревестник» – Кирьянов; ДСО «Трактор» – Цылов; ДСО «Наука» – А.С. Виноградов [11].
В начале 1949 г. также было выявлено, что ДСО области – «Большевик» (председатель Мишенков), «Медик» (председатель Кравченко) и «Локомотив» (председатель Абрамов) не участвовали в соцсоревновании, что было классифицировано как следствие «аполитичности их физкультурных руководителей». В итоге, руководителям Серебрякову (Поимский район), Букину (Даниловский район), Лисову (Больше-Вьясский район), Мишенкову («Большевик»), Кравченко («Медик») было «поставлено на вид» и предложено до 15 апреля 1949 г. начать соревнование между физкультурными коллективами их районов и ДСО [12].
20 сентября 1949 г. был подписан приказ № 47 «О взятии шефства добровольно-спортивными обществами над колхозными коллективами физкультуры». В документе говорилось, что пензенский областной комитет по делам физкультуры и спорта неоднократно ставил перед Советами ДСО вопрос о взятии шефства над колхозными коллективами, но указания не были проведены в жизнь. «Хорошее начинание облсовета ДФО «Спартак», организовавшего в 1948 г. выезд команд физкультурников в колхозы для оказания помощи, не получило дальнейшего развития и не послужило примером для других физкультурных организаций города» [13].
Советам ДСО было предписано взять шефство над колхозными коллективами Пензенской области:
- ДСО «Динамо» – Наровчатский район;
- ДСО «Спартак» (Пенза) – Городищенский район;
- ДСО «Спартак» (Лунино) – Лунинский район;
- ДСО «Большевик» – Белинский район;
- ДСО «Красная звезда» – Чаадаевский район;
- ДСО «Медик» – Шемышейский район;
- ДСО «Урожай» – Мокшанский район;
- ДСО «Локомотив» – Пачелмский район;
- ДСО «Буревестник» – Колышлейский район;
- ДСО «Трудовые резервы» – Земетчинский район;
- ДСО «Трактор» (Пенза) – Башмаковский район;
- ДСО «Трактор» (Нижний Ломов) – Нижне-Ломовский район;
- ДСО «Наука» – Нечаевский район;
- ДСО «Машиностроитель» (завод № 740) – Терновский район;
- ДСО «Машиностроитель» (Часовой завод) – Бессоновский район;
- ДСО «Красное знамя» (Алексеевка) – Чаадаевский район;
- ДСО «Красное знамя» (Верхозим) – Кузнецкий район;
- ДСО «Зенит» – Николо-Пестровский район;
- ДСО «Пламя» – Кузнецкий район;
- ДСО «Торфяник» – Неверкинский район.
Рекомендовалось «ДСО кроме колхозных коллективов в вышеуказанных районах взять шефство над коллективами физкультуры в колхозах, находящихся в непосредственной близости к Пензе» [14].
В 1948 г. был введен в строй стадион ДСО «Большевик» (в настоящее время стадион «Труд»).
Тем не менее, в сентябре 1949 г. на заседании областного комитета по делам физкультуры и спорта отмечалось, что «областное социалистическое соревнование еще не получило необходимого размаха, и в руководстве им со стороны ряда комитетов … имели место формализм и декларативность вместо деловой помощи коллективам физической культуры и добровольных спортивных обществ» [15]. Отмечалось, что Советы ДСО «Буревестник» (председатель Совета Зайцева), «Медик» (председатель Совета Кравченко), «Локомотив» (председатель Совета Абрамов) «самоустранились от работы по организации соцсоревнования, заняли порочную позицию посторонних наблюдателей, считая, что организация соцсоревнования – дело рук районных комитетов по делам физкультуры и спорта, не пропагандируют соцсоревнование как основной метод развития физкультурного движения» [16]. По поводу шефства Советов ДСО над колхозными коллективами Пензенской области говорилось, что они «не обеспечили выполнение приказа, большинство из них не знают о состоянии физкультурной работы в закрепленных за ними районах» [17]. Советы пензенских ДСО были призваны мобилизовать работу на выполнение и перевыполнение контрольных заданий обкома физкультуры и спорта на 1949 г. по всем разделам работы. В целях поощрения председателей Советов ДСО было предложено награждать их ценными подарками и грамотами областного комитета по делам физкультуры и спорта.
Недостаточной была роль ДСО и в подготовке значкистов ГТО в Пензенском регионе. В приказе облкомитета по делам физкультуры и спорта отмечалось, что «слабое руководство городского комитета по комплексу ГТО привело к тому, что районы города Пензы и ДСО не охватили в летний период достаточного количества молодежи сдачей летних видов норм» [18]. Так, в ДСО «Наука» план подготовки значкистов ГТО 1-й ступени был выполнен на 23%, ГТО II-й ступени – на 6%, причем, протоколов и ведомостей по учету сдачи норм ГТО в делах ДСО не имелось, как и графика сдачи норм; лозунги и плакаты, призывавшие молодежь к сдаче норм ГТО, не вывешивались. Аналогичная картина наблюдалась в ДСО «Локомотив». Советам ДСО было предписано подробно ознакомиться с работой каждого инструктора, тренера и преподавателя физкультуры; донести до них конкретные задачи по подготовке значкистов ГТО; повседневно контролировать выполнение этих заданий и оказывать систематическую помощь отстающим коллективам физкультуры. ДСО должны были взять на персональный учет всех лиц, сдающих нормы комплекса ГТО II-й ступени, создав специальные учебные группы, организовать проведение с ними систематических тренировок и обеспечить к концу года полную сдачу ими норм комплекса ГТО II-й ступени [19].
Добровольно-спортивные общества действительно играли существенную роль в развитии физкультуры и спорта в СССР, в целом, в Пензенской области, в частности.
Библиографический список
- Нурдыгин Е.А., Королева Л.А., Киналь А.В. Физкультура и спорт в Пензенском регионе: из истории развития // Политика, государство и право. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/11/2099 (дата обращения: 14.03.2015); Кочергин В.А., Давыдов А.С., Киналь А.В., Королева Л.А. Развитие физкультуры и спорта в Пензенской области в 1946 г. // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/48912 (дата обращения: 14.03.2015); Кочергин В.А., Давыдов А.С., Киналь А.В., Королева Л.А. Советская государственная политика в сфере физической культуры и спорта после Великой Отечественной войны (по материалам Пензенской области 1947 г.) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/49044 (дата обращения: 14.03.2015); Кочергин В.А., Давыдов А.С., Киналь А.В., Королева Л.А. Советская физическая культура и спорт в CCCР. 1947-1948 гг. (по материалам Пензенской области) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/?p=50448 (дата обращения: 25.03.2015).
- ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 2. Л. 28а.
- Бреева Ю.Д., Кочергин В.А., Давыдов А.С., Королева Л.А. Реализация постановления ЦК ВКП(б) «О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов» в СССР (по материалам Пензенской области) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/?p=50450 (дата обращения: 25.03.2015).
- ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 3. Л. 7.
- ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 3. Л. 7об.
- ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 3. Л. 8.
- ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 3. Л. 9.
- Аипов Р.Н., Кочергин В.А., Давыдов А.С., Королева Л.А. Областное социалистическое соревнование на лучшую постановку работы по физической культуре и спорту среди населения в Пензенской области (по материалам 1948 г.) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/?p=50449 (дата обращения: 25.03.2015); Нурдыгин Е.А., Королева Л.А., Киналь А.В. Из спортивной истории Пензенской области в конце 1940-х гг.: о результатах соцсоревнования на лучшую постановку работы по физической культуре и спорту среди населения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/?p=50455 (дата обращения: 25.03.2015).
- ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 3. Л. 11.
- ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 3. Л. 15.
- ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 3. Л. 21.
- ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 4. Л. 25об.
- ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 4. Л. 52.
- ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 4. Л. 52.
- ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 4. Л. 53.
- ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 4. Л. 53об.
- ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 4. Л. 53об.
- ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 4. Л. 56.
- ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 4. Л. 58.