ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА

Гетманская Елена Валентиновна
Московский педагогический государственный университет
доктор педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы

Аннотация
В статье предлагается развёрнутый алгоритм формирования музейных компетенций будущего учителя-словесника на материале отечественных литературных музеев. Литературная экспозиция рассматривается автором в качестве своеобразного и многомерного «гипертекста» русской национальной культуры, гармонически объединяющего литературное образование учащихся и сакральные ценности отечественного историко-литературного процесса.
Ключевые слова: педагогическое образование, литературный музей, музейная культура, музейные компетенции педагога, культурная функция музея.

Ключевые слова: литературный музей, система педагогического бакалавриата


LITERARY MUSEUM IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF UNDERGRADUATE

Getmanskaya Elena Valentinovna
Moscow state pedagogical University
Doctor of pedagogical Sciences, docent of the Department of teaching literature methodics

Abstract
The article offers a detailed formation algorithm of Museum competences for teacher-philologist on the material of the national literary museums. Literary exposition is considered by the author as a multidimensional "hypertext" of Russian national culture, harmoniously uniting high literary education and the sacred values of the national historical and literary process.
Keywords: teacher education, literary Museum, Museum culture, Museum competence of the teacher, the cultural function of the Museum.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гетманская Е.В. Литературный музей в системе педагогического бакалавриата // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/50509 (дата обращения: 21.04.2024).

По Федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования (направление «Педагогическое образование») бакалавр готовится не только к педагогической, но и к культурно-просветительской профессиональной деятельности. Одной из главных целей будущей культурно-просветительской деятельности бакалавра является его умение организовать культурное пространство для коллектива учащихся. В соответствии с главными задачами Федерального стандарта основной целью освоения данной учебной дисциплины является расширение музейных компетенций будущего учителя русского языка и литературы.  Автором статьи разработана рабочая программа учебной дисциплины «Литературный музей как гипертекст русской культуры» [См.: 1].

В статье предлагается содержание и дидактическое обоснование данного авторского модуля, относящегося  к гуманитарному циклу образовательных программ бакалавриата.  Дисциплина создаёт предпосылки для использования метаметодического потенциала литературы как школьного предмета, в том числе его социологического и культурологического потенциала. Учебный предмет формирует ряд общекультурных и профессиональных компетенций студентов, представленных во ФГОС ВПО, а также конкретные профессиональные компетенции, обусловленные содержанием данной дисциплины:

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
  • способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
  • способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
  • способность логически верно выстраивать устную и письменную речь;
  • готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией;
  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
  • готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
  • способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.

В процессе освоения дисциплины студенты овладевают:

  • основами речевой профессиональной культуры; способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; разрабатывают и реализуют учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; решают задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся.

В области культурно-просветительской деятельности студенты развивают:

  • способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы;
  • способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности [См.: 2].

В результате освоения данной дисциплины обучающийся должен

знать:

  • основные тенденции интеграционных процессов современной художественной культуры;
  • специфику культурообразующей функции литературного музея;
  • разновидности литературных экспозиций (мемориальный музей, музей-усадьба и др.);

уметь:

  • выявлять исходный уровень восприятия учащимися «гипертекста» литературного музея;
  • организовывать работу учащихся в литературном музее в системе общего воспитательного процесса в школе;
  • педагогически и психологически типизировать учащихся, исходя из степени их музейной культуры и музейной самостоятельности;
  • программировать последовательное знакомство учащихся с литературными музеями данного региона;

владеть:

  • организацией совместной деятельности учащихся и преподавателя в культурообразующей среде литературного музея;
  • методикой целенаправленного погружения учащихся в музейную среду;
  • системой музейной подготовки учителей-словесников, применимой на уровне школьного методического объединения.

Мы предлагаем следующие содержательные  разделы дисциплины:

  1. «Гипертекстуальность» литературного музея как объекта культурного наследия. Музей как объект культуры, отражающий культурные реалии определённой исторической эпохи и как средство формирования культуры. Литературный музей как «инстанция вечности». Исследование статуса литературного музея в современной культуре. Философско-культурологическая концепция литературного музея [См.: 3, 4]. Изучение литературного музея как объекта и субъекта культуры XXI века, отражающего культурные тенденции и одновременно оказывающего значительное воздействие на культуру. Анализ положения литературного музея в его взаимодействии с иными социокультурными институтами. Исследование особенностей современного музейного пространства, его границ и типов структурирования музейной экспозиции [См.: 5, 6].
  2. Проблема формирования культуры личности школьника в пространстве литературного музея (исторический аспект). Анализ специальных и архивных источников, раскрывающих культурный потенциал первых русских литературных экспозиций. Материальные свидетельства литературного труда как культурная ценность: стадия становления русского литературного музея. Музей А.С. Пушкина в Михайловском (1911 г.), музей М.Ю. Лермонтова в Петербурге (1883 г.), музей И.С. Тургенева в Орле (1918 г.), музей Ф.И. Тютчева в Мураново (1920 г.), музей-усадьба Л. Толстого в Ясной Поляне (1921 г.). Первые методики работы с литературным музеем начала ХХ века: Н.М. Соколов, Г.Г. Тумим, В.С. Габо [См.: 7, 8, 9].

Оценка культурного потенциала литературного музея для школьников, данная Первым Всероссийским съездом словесников. Основные идеи русской экскурсионной школы начала ХХ века: концепции И.М. Гревса, Н.А. Гейнике. 20-е годы – расцвет экскурсионного метода. 30-е годы – концепция «музей-учебник» [См.: 10, 11].

Период научной концептуализации литературного музея (60 −70 гг. ХХ века). Рассмотрение экскурсии как вспомогательной формы изучения литературы в школе. Формирование принципов работы с учащимися в литературном музее в 80-е годы (Г.А. Шляхтина, З.А. Бонами, Г.А. Агеева, Г.Л. Ачкасова) [См.: 12, 13, 14, 15].

  1. Проблема формирования культуры личности школьника в пространстве литературного музея (междисциплинарный аспект). Культура как сложное междисциплинарное методологическое понятие. Основные определения культуры. Актуализация культурообразующей функции литературного музея. Литературный музей как аккумулятор культуры личности посетителя. Общественная функция литературного музея. Педагогическая значимость литературного музея. Культурологические концепции литературного музея: литературный музей как возможность расширения «диапазона культуры», музей как социально-эстетический феномен, «культурная функция музея – в активизации внутренней духовной работы личности» (Н.Г. Макарова); коммуникационный метод освоения музейной информации (М.Б. Гнедовский). Теория диалога культур М.М. Бахтина и гипертекст литературного музея – точки соприкосновения. Интеграция научных и художественных подходов к функционированию музейной экспозиции (В.П. Арзамасцев). Категории В.С. Библера − «произведение культуры», «индивид в горизонте культуры» и литературный музей. Литературный музей – интегративное общекультурное образование, основанное на взаимодействии искусства и «неискусства», призванное актуализировать интегративный тип мышления (Л.Б. Капустина) [См.: 16, 17, 18, 19].
  2. Психолого-педагогические обоснования формирования культуры личности учащегося «текстуальными» средствами литературного музея. Литературный музей как пространство реализации дидактических принципов. Основа педагогической значимости литературного музея и дидактический принцип наглядности. Литературный музей в системе средств обучения: музей как условная знаковая система и своеобразный учебный комплекс. Психологические концепции обучения, применимые к педагогике музея. Использование специфической ООД при формировании личностной культуры старшеклассника в музейной среде. Формирование самостоятельного переноса усвоенных знаний в новую ситуацию, принцип «межпредметного» обобщения приемов переноса: первичная и промежуточная ассоциация. Характер протекания ассоциативных процессов; механизм «расширяющийся действительности» (А.Н. Леонтьев). Психологические законы восприятия искусства, действующие при восприятии музея как объекта культуры. Отсроченность во времени реакции на искусство; совпадение «внеэстетической» функции критики с педагогической системой музея. «Прозаизация искусства» в музейной практике (Л.С. Выготский). Востребованность в восприятии музейной среды системы свойств художественных способностей и «сложных комбинированных восприятий». Постижение «литературного смысла» явлений − внешний уровень зрительного творчества при восприятии эстетического объекта (А.Н. Леонтьев). Принципы восприятия специфической музейной среды. Установление ассоциативного ряда в содержании литературной экспозиции; набор общих ассоциаций посетителя; развитие нового типа визуальных впечатлений; эмоционально-образное выражение музейной информации; основы музейного восприятия художественного текста – «предметная, зримая деталь». Тезаурус посетителя литературного музея – музейная эрудиция; принцип ансамблевого сочетания и активизация восприятия экспозиции; творческий характер восприятия в музейной среде. Особенности психологии юношеского возраста как позитивный фактор освоения старшеклассниками культурно-значимой музейной среды. Ведущая роль учебной деятельности в юношеском возрасте. Углубление самосознания как квинтэссенция переходного возраста. Сознание своей преемственности, устойчивости во времени. Сближение личного и исторического времени (И.С. Кон). Личностно окрашенное восприятие времени [См.: 20, 21, 22].
  3. Критерии эффективности формирования культуры личности школьника в «гипертекстуальном» пространстве литературного музея. Музейная культура как критерий эффективности формирования культуры личности школьника. Читательская самостоятельность школьника, её трансформация в музейную самостоятельность. Теоретико-критериальное содержание музейной самостоятельности школьников и их умение переноса опорных музейных знаний, обобщённых читательских умений и навыков, ценностных ориентаций на новую учебную (музейную) ситуацию. Операционные (практические) показатели музейной культуры и музейной самостоятельности школьников: количество посещений; активность в музейной деятельности учащихся (во время экскурсий, во время подготовки к ним, в переносе опорных знаний на новую литературную экспозицию); отражение этой деятельности в учебной практике (ученик – ассистент учителя на уроках, в сочинениях, школьных выставках и т.п.). Критерии формирования культуры личности музейными средствами как показатели формирования культуры средствами искусства. Идентичная для литературного музея и искусства вообще специфическая форма познания и оценки реальности − художественный образ.
  4. Определение исходного уровня культурного освоения учащимися литературной экспозиции. Показатели сформированности культуры личности школьника − конкретизированные в музейно-педагогическом аспекте уровни культуры личности, т.е. уровни музейной культуры. Градация уровней культуры личности: требование качественных (не количественных) дифференциаций в силу многомерности категориальной структуры понятия культуры. Качественная дифференциация исследуемых уровней: музейно-педагогическая (степень воспроизведения школьниками культурного потенциала литературной экспозиции); методическая (музейная аудитория школьников как аудитория читателей, корреляция уровня читательской (музейной) самостоятельности учащихся и степени адаптации учащегося в музейной среде); культурологическая (связь уровня культуры личности с характером её общего мировосприятия). Возможные варианты выявленных уровней культуры, адекватных по содержанию музейному контексту (отторгающий, внеэстетический, фрагментарно-избирательный, копирующий, интерпретирующий (личностно-творческий) [См.: 24, 25].
  5. Методика освоения культурного гипертекста литературного музея (Дом-музей А.Н. Островского в Замоскворечье). Анкетирование студентов, оценивающее возможности литературного музея как гипертекста русской культуры. Работа с биографией А.Н. Островского по экспонатам музея, а именно: с автографом писателя с просьбой о приёме на службу в Совестный суд; с макетом Малого театра в верхних сенях второго этажа квартиры А.Н. Островского; с гравюрой видов старой Москвы в музее, их связь с творчеством писателя; с фотографией Н.А. Никулиной-Косицкой, актрисы Малого театра, прославившейся после ролей в комедиях А.Н. Островского; с «комнатой Ларисы», одной из комнат второго этажа, названной по имени героини «Бесприданницы», с определяющими деталями интерьера, оправдывающими её название; с высказыванием А.Н. Островского, помещённого на музейном стенде: «национальный театр есть признак совершеннолетия нации так же, как и академии, университеты, музеи…».
  6. Методика освоения культурного гипертекста литературного музея (Дом-музей Л.Н. Толстого в Хамовниках). Общие задачи: 1) осмысление литературного музея как нетрадиционного воспитывающего, обучающего и культуроформирующего инструмента; 2) определение степени интеграции в музее различных видов искусств; 3)        возможности литературного музея влиять на совершенствование личности в целом. Дом-музей Л.Н. Толстого в Хамовниках. Причина покупки Л.Н. Толстым дома в Хамовническом переулке. Преобладающие жанры писательской деятельности Л.Н. Толстого в хамовнический период. Толстовская формула «четырех упряжек», по которой он стремился жить в этот период. Ремесленное увлечение Л.Н. Толстого в хамовнический период. Знаменитый портрет Л.Н. Толстого, написанный Н.Н. Ге. Работа с высказыванием Л.Н. Толстого в хамовнический период: «искусство есть одно из проявлений духовной жизни человека».
  7. Методика освоения культурного гипертекста литературного музея (Музей-заповедник А.П. Чехова в Мелихово). Знакомство с основными группами музейных материалов литературной экспозиции: с мемориальными, личными и подлинными предметами; с рукописями; с книгами и журналами; с изобразительными материалами; с фотоматериалами; с документами; с печатными текстами; с кино-, фото-, видеоматериалами; с интерактивными средствами. Работа с музеем. Гости Мелихова – русские пейзажисты у А.П. Чехова. Общественная жизнь писателя в мелиховский период, медаль, пожалованная Александром III. Размышление над девизом А.П. Чехова в мелиховский период: «мой идеал теперь − быть праздным». Талантливость всех Чеховых − картины брата Николая и сестры Марии. Реальные события, связанные с образом подстреленной чайки из чеховской пьесы. Работа с портретами А.П. Чехова в мелиховском музее. Воспоминание И.А. Бунина: «Лицо Чехова менялось каждый год».
  8. Методика освоения культурного гипертекста литературного музея (Музей-квартира А.М. Горького. Малая Никитская, 6). Экспонат-подлинник и его ассоциативные нагрузки. Методика экскурсии «Подлинник как символ литературной экспозиции». Изучение особенностей архитектурного решения особняка С.П. Рябушинского на Малой Никитской улице (принципы русского архитектурного модерна − контраст геометрических форм основного объема и природной живописности деталей). Осмысление первого впечатления А.М. Горького от дома на Малой Никитской. Общественно-литературная работа А.М. Горького в этот период, его самоопределение: «Я уже не человек, а целое учреждение». Картины М.В. Нестерова в спальне и кабинете А.М. Горького творческие переклички двух мастеров, слова и кисти. Библиотека писателя. Размышление по материалам экспозиции о высказывании А.М. Горького, называвшего этот, самый благополучный период своей жизни, «максимально горьким».
  9. Методика освоения культурного гипертекста литературного музея (Государственный музей В.В. Маяковского, Лубянка). Основные признаки музейного «гипертекста» − его сюжет, композиция, кульминация, эпилогом; осмысление учащимися музейного текста как композиционной системы, понимание композиционного начала в организации музейной среды. Метафоричность экспозиции музея В.В. Маячкоского: символическая значимость 12 стилизованных стульев и высокого кресла в первом зале экспозиции; груды прибрежных камней, привезённых из Грузии; стеклянной витрины, разрубленной наискось, породистого цепного пса, увешанного медалями. Музей В.В. Маяковского как пример авангардистского поиска в создании литературной экспозиции. Традиционная часть экспозиции, подлинные экспонаты (диван, письменный стол, книжный шкаф, дорожный чемодан, фотография В.И. Ленина). Символическая значимость крутой лестницы с первого на четвертый этаж музея к комнате В.В. Маяковского. Ассоциативные связи в содержании стенда, где представлена икона с разбитым стеклом, пустые оклады без святого лика, книга Д. Мережковского «Христос и антихрист».
  10. Методика освоения культурного гипертекста литературного музея (Дом Марины Цветаевой. Москва, Борисоглебский пер.). Составление музейного путеводителя на основе литературной экспозиции и с помощью тематического списка литературы. Работа с музейной экспозицией. Отношение М. Цветаевой к дому в Борисоглебском переулке. М. Цветаева и К. Бальмонт в голодной Москве 1918 года. Большая морская раковина в экспозиции музея, случайность или оправданность данного экспоната в интерьере. Экспонаты музея, связанные с отношением М. Цветаевой к белому движению. Крайне ограниченное число подлинников в доме М. Цветаевой – объяснение этого факта на основе знаний биографии и судьбы поэтессы. Размышление о характеристике, данной М. Цветаевой Евгением Евтушенко: «Отсутствие какой-либо литературной и общественной стадности». Отражение данной характеристики в экспозиционном решении музея.
  11. Культурный гипертекст литературной экспозиции, эксплицированный самими обучающимся. Самостоятельное обоснование авторских методик. Итоговое анкетирование учащихся. Осмысление текстуальной функции литературного музея. Методическая предфаза и постфаза знакомства с музеем. Вопросники-минимумы к избранной литературной экспозиции. Аспекты функционирования литературной экспозиции, в которых реализуется её гипертекстуальная направленность: событийно-биографический аспект; социальный аспект; специфика культурного текста литературной экспозиции в системе музейной многопрофильности; литературный музей как своеобразный художественный текст; значение подлинника в литературной экспозиции; уникальность информации литературного музея; значимость литературного музея среди других культуформирующих социальных институтов; причины востребованности литературных музеев; место литературного музея в иерархии культурных приоритетов учащихся.

Изучение дисциплины предусматривает: чтение лекций в мультимедийном формате (слайд-лекции); использование полнотекстовых электронных библиотек; применение метода дискуссии, круглого стола, мозгового штурма; анкетирование учащихся; работа с официальными сайтами литературных музеев; промежуточное тестирование по темам дидактических единиц; представление рефератов-исследований музейной тематики.

В процессе освоения дисциплины используются также разнообразные виды самостоятельной работы студентов:

  • написание эссе на следующие темы: «Литературный музей и культура региона», «Культура личности и музейная культура»,  «Педагогический потенциал литературного музея»;
  • составление тематического глоссария на тему: «Группы и виды музейных материалов музеев литературного профиля»;
  • составление рецензий на тему: художественное решение конкретной литературной экспозиции;
  • подготовка рефератов: «Подлинник в литературном музее: сакральное и «гипертекстуальное», «Художественное решение литературной экспозиции как явление культуры», «Коммуникация в литературном музее и культура посетителя: вопросы соотношения и взаимосвязи».

Завершая статью, ещё раз подчеркнём, что формирование музейных компетенций преподавателя-словесника, прежде всего, должно осуществляться в культурном пространстве «профильного», литературного музея, который современной культурологией всё чаще определяется как специфический гипертекст русской национальной культуры. Начало XXI века − время активной интеграции, развёртывающейся в различных областях художественной культуры. Осмысление и восприятие литературного музея, основанного на интеграции художественных и документальных объектов, позволят будущему учителю-словеснику оперировать «гипертекстуальными», ассоциативными рядами культурообразующего значения. Феномен литературного музея возникший, практически, одновременно с рождением классической русской литературы, является, безусловно, специфическим гипертекстом всей русской культуры, организованной в течение нескольких столетий литературоцентрично. Практико-ориентированная цель музейной дисциплины в педагогическом бакалавриате – сформировать конкретные музейные компетенции будущего словесника на материале мемориальных вещей писателя, на рукописях, живописных и музыкальных произведениях, архитектурных и ландшафтных решениях литературных музеев-усадеб. Перечисленные реалии литературного музея имеют гипертекстуальную культурную основу, которая гармонически соотносит процесс литературного образования учащихся и интегративные процессы, происходящие в современной художественной культуре в целом.


Библиографический список
  1. Гетманская Е.В. Рабочая программа учебной дисциплины «Литературный музей как гипертекст русской культуры» (Модуль «Музейная и экскурсионная деятельность»): код и направление подготовки – 050100.62 «Педагогическое образование». Профиль: русский язык и литература (бакалавриат). М.: Буки Веди. 2014.
  2. Федеральные государственный стандарты высшего профессионального образования //  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1 (дата обращения 24.03.2015).
  3. Волкова И.В. Эстетическая полифония мемориального музея. Дисс. канд. филос. наук:  Москва, 1992.
  4. Каган М.С. Музей в системе культуры // Вопросы искусствознания. 1994. №4. С. 445-460.
  5. Кнабе Г.С. Вещь как феномен культуры // Музееведение. Музеи мира. Сб. науч. тр. / НИИ культуры. М., 1991.
  6. Философия музея: учебное пособие (Высшее образование − Магистратура) / Пиотровский М. Б. и др; под ред. М.Б. Пиотровского. Москва: ИНФРА-М, 2013.
  7. Габо В.С. Гуманитарные и частные литературные экскурсии.  М., «Педагогическая мысль», 1924.
  8. Соколов Н.М. Задачи гуманитарных экскурсий. В сб. Школьные экскурсии, их значение и организация, под ред. Б.Е. Райкова, С-Петербург, 1910.
  9. Тумим Г.Г. По следам Петра Великого. Опыт литературной экскурсии. В сб.: Школьные экскурсии, их значение и организация. Под ред. Б.Е. Райкова, С-Петербург, 1910.
  10. Гейнике Н. А. Культурно-исторические экскурсии. 3-й выпуск.  М., 1923.
  11. Гревс И. М. К теории и практике экскурсий как орудия научной теории в университетах.  Спб., 1910.
  12. Агеева Л. И. Культурно-просветительская деятельность литературных музеев-заповедников по развитию социокультурной активности трудящихся.: Дис. канд. пед. наук. Л., 1987.
  13. Ачкасова  Г. Л. Литературная экскурсия как средство формирования эстетической восприимчивости читателя-школьника.: Дис. канд. пед. наук,  Л. 1987.
  14. Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен: Дис. канд. филос. наук. М., 1987.
  15. Бонами З.А. Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания трудящихся в процессе культурно-просветительской деятельности литературных музеев.: Дис. канд. пед. наук.  М., 1985.
  16. Шляхтина Л.М. Пути повышения эффективности культурно-просветительской деятельности музея.: Дис. канд. пед. наук.  Л., 1982.
  17. Гнедовский М. Б. Коммуникационный подход в музееведении: теория и прикладные аспекты.: Дис. канд. ист. наук.  М., РИК, 1994.
  18. Арзамасцев В. П. Принципы раскрытия биографии и творчества писателя в литературно-мемориальном музее.: Дис. канд. ист. наук. М.: НИИК, 1991.
  19. Библер В.С. На гранях логики культуры: Кн. избр. очерков. М.: Рус. феноменол. общество, 1997.
  20. Капустина Л.Б. Природа интегративных образований в современной культуре.: Дис. канд. филос. наук.  М., 1995.
  21. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996.
  22. Кон И.С. Психология юношеского возраста.  М.: Просвещение, 1979.
  23. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2 -М., Педагогика, 1983.
  24. Гетманская Е.В. Литературная экспозиция в системе изучения историко-литературного курса в школе (на материале Государственного музея С.А. Есенина в Спас-Клепиках): методическое пособие для учителей. Москва: Ред.-изд. центр МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007.
  25. Гетманская Е.В. Формирование духовной культуры старшеклассника в пространстве литературного музея: монография: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гетманская Елена Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация