Демографические процессы играют определяющую роль в формировании трудового потенциала региона. Сложившаяся в настоящее время возрастная структура населения способствует снижению численности трудовых ресурсов в прогнозном периоде. Доля населения Республики Башкортостан в трудоспособном возрасте на 01.01.2014 г. составляла 60 % населения региона. Доля трудоспособного населения Республики Башкортостан в трудоспособном возрасте в 2013 году составляла 93,8% к 2016 году она может составить 91,7% или снизиться на 70,2 тыс. человек [1].
Эти процессы вызывают необходимость более эффективных действий по повышению экономической активности населения и по динамичному сокращению нелегальной занятости. Смягчению негативных тенденций будут способствовать рост численности работающих лиц старше пенсионного возраста, сокращение занятости в неформальном секторе экономики, повышение уровня экономической активности населения за счет развития внутрирегиональной и маятниковой трудовой миграции. С учетом использования этих резервов сокращение трудовых ресурсов к 2016 году может составить 22,3 тыс. человек.
На фоне прогнозируемого роста экономики, создания новых рабочих мест, в том числе за счет реализации инвестиционных проектов, ожидается дальнейшее улучшение показателей рынка труда. Число зарегистрированных безработных на 1 января 2016 года не превысит 22 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы – 1,1%.
В то же время при улучшении количественных показателей рынка труда, сохраняются проблемы, отражающиеся в его качественных характеристиках.
Отдельного внимания заслуживает вопрос влияния миграционных процессов на региональный рынок труда.
По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, проведенных Росстатом в сентябре-ноябре 2014 года, средняя численность экономически активного населения составила 1996,7 тыс. человек. В численности экономически активного населения 1892,8 тыс. человек классифицировались как занятые граждане и 103,9 тыс. человек - как безработные с применением критериев Международной организации труда, уровень общей безработицы составил 5,2% (в сентябре-ноябре 2013г. - 5,7%) [2].
В 2012 году на территории других субъектов Российской Федерации были заняты 136 тыс. человек, постоянно проживающих на территории Республики Башкортостан (7,1% от общей численности занятого населения республики). Наблюдается увеличение размеров межрегиональной трудовой миграции по сравнению с 2011 годом [3].
За 3 месяца 2014 года УФМС России по Республике Башкортостан поставлены на миграционный учет 30515 иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 10% больше прошлогодних показателей. [4]
Сравнение с субъектами Российской Федерации показывает, что Республика Башкортостан относится к числу регионов со значительными размерами выезда граждан на работу в другие субъекты Российской Федерации.
На территории Тюменской области нашли работу 86,7 тыс. жителей республики (63,7% от общего числа выехавших), в регионах Приволжского федерального округа – 7,1 тыс. человек (5,2%). Среди приезжающих на работу в Тюменскую область (с автономными округами) наибольшую долю (32,1%) составляют жители Республики Башкортостан, занятые, в основном, в добыче полезных ископаемых [4].
При решении вопросов привлечения и использования иностранных работников в Республику Башкортостан в качестве главных определены следующие задачи: обеспечение стабильной обстановки на рынке труда, приоритетности трудоустройства российских граждан; увязка миграционных процессов с планами экономического роста и социального развития республики; обеспечение легального использования иностранной рабочей силы. Иностранные работники рассматриваются только в качестве дополнительного источника трудовых ресурсов.
Ключевыми проблемами на рынке труда являются наличие профессиональных, квалификационных, половозрастных и территориальных диспропорций между спросом и предложением рабочей силы, низкая территориальная мобильность рабочей силы. Ситуацию на рынке труда республики осложняет наличие уязвимых групп населения с низкой конкурентоспособностью на рынке труда (молодежь, в том числе выпускники, инвалиды, освобожденные из исправительных учреждений, женщины, воспитывающие малолетних детей). [6]
Совершенствованию работы по регулированию внешней трудовой миграции будет способствовать реализация следующих предложений:
– – установление требований к работодателям по обеспечению иностранным работникам условий проживания, соответствующих нормам, с предоставлением подтверждающих документов;
– указание в заявках работодателей конкретных территорий и объектов, на которых предполагается использование иностранных работников. [7]
Библиографический список
- Прогноз баланса трудовых ресурсов Республики Башкортостан на 2014-2016 годы
- Занятость и безработица в Российской Федерации в декабре 2014 года// Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] URL:http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/103.htm
- ПРЕСС-ВЫПУСК №07-1-13/05 г. Уфа, 3 декабря 2013г. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан
- Вишневская Н.Г. Государственное регулирование миграции трудовых ресурсов / Н.Г. Вишневская// Экономика и предпринимательство. –2013. –№ 12-4(41-4).– С.115-117
- Вишневская Н.Г. Миграционная политика в России / Н.Г. Вишневская, А.Ф. Хатмуллина // Политика, государство и право. – Декабрь 2013. – № 12. URL: http://politika.snauka.ru/2013/12/1146
- Вишневская, Н.Г. Региональный рынок труда в системе социально-трудовых отношений/Н.Г. Вишневская//Вопросы структуризации экономики. -2010.-№ 2. -153-157 с.
- Вишневская, Н.Г. Миграция трудовых ресурсов в Республике Башкортостан: география, причины, последствия / Н.Г. Вишневская, З.А. Хамадеева//Труд и социальные отношения.-2013.-№5.-С.122-128