Введение. В доступной медицинской литературе нами не найдено исследований по проблеме распространенности наркотизации и алкоголизации среди сотрудников органов внутренних дел (ОВД). В публикациях психологических и кадровых служб ОВД подчеркивается социальная значимость проблемы: сотрудники, злоупотребляющие психоактивными веществами (ПАВ), являются, с одной стороны, «носителями вредных привычек» и вовлекают в свой круг все новых потребителей, с другой – их поведение в состоянии опьянения или состояние зависимости может являться основой для вовлечения в действия криминальных структур [1, с.39]. По данным [2, с.160] половина суицидов, совершенных сотрудниками ОВД, совершилось в состоянии алкогольного опьянения, а каждый восьмой случай нарушения служебной дисциплины также связан с употреблением алкоголя.
Критерием наркомании или алкоголизма, как заболевания, возникшего в результате употребления психоактивного вещества, является наличие зависимости у лица, его принимающего [3, с.647]. Если физическая зависимость отсутствует, а факт злоупотребления наркотиками или алкоголем имеет место, для определения расстройства используют термин “аддиктивное поведение” (addiction – англ. «пагубная привычка, пристрастие к чему-либо, порочная склонность») [4, с.40].
Считается, что существуют некоторые объективные обстоятельства в служебной деятельности сотрудников ОВД, которые увеличивают потенциальный риск аддикции. По данным информационно-аналитических материалов ЦПД МВД России, с увеличением срока службы или частоты пребывания в зоне чрезвычайных ситуаций может происходить хронификация стресса, истощение адаптационных ресурсов организма, что (в отсутствие сформированного адаптивного копинг-поведения) может приводить к росту аддиктивных форм поведения сотрудников ОВД в форме употребления ПАВ для снятия психологического напряжения [4, с.41].
В дальнейшем у аддиктов можно прогнозировать перенесение алкогольного стиля реагирования на любые социально-стрессовые ситуации и развитие зависимости от ПАВ.
В целях разработки конкретных мер медицинской профилактики алкоголизма и наркомании среди сотрудников ОВД, определения необходимых объемов наркологической помощи в ведомственных медучреждениях, очевидна необходимость исследования распространенности и особенностей употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди прикрепленного контингента.
Материалы и методы. На основе анкетирования 155 сотрудников ОВД Удмуртской Республики (118 мужчин и 37 женщин) со средним стажем службы в ОВД 9,6 лет составлена эпидемиологическая характеристика употребления алкоголя и наркотиков сотрудниками органов внутренних дел. При сравнении отдельных показателей учитывались пол и возраст респондентов. Анкетирование проводилось в 2014г. в ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Удмуртской Республике» в ходе ежегодной диспансеризации. За основу была взята анкета из 50 вопросов, разработанная ранее специалистами кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии Ижевской государственной медицинской академии [5, с.16], и адаптированная автором к целям данного исследования. Все участники были проинформированы о целях, условиях, соблюдении правил абсолютной анонимности и добровольности анкетирования.
Результаты и обсуждения. Результаты исследования показали: знают о вреде употребления алкоголя 79,4% опрошенных, 20% – считают, что алкоголь вредит здоровью лишь при употреблении в больших дозах, 0,6% – употребление алкоголя не считают вредным. Отличают понятие «бытовое пьянство» (аддикция) от «алкоголизма» 79,4% сотрудников (84,7% мужчин и 62,1% женщин). Впервые в своей жизни употребили спиртное мужчины, в среднем – в 18,2 лет, женщины – в 16,5 лет. Настораживает тенденция к снижению возраста первой пробы алкоголя среди мужчин.
Поводом, побудившим употребить алкоголь впервые в жизни, для большинства явился праздник (43% опрошенных) или приглашение друзей (15%), другие причины (7,7%), более 10% опрошенных затруднились ответить.
В настоящее время иногда употребляет алкоголь 80% опрошенных сотрудников ОВД (84,7% мужчин и 64,8% женщин), причем большинство из них – с частотой не более 1-2 раз в месяц .
Предпочтения в выборе напитков значительно разнятся у мужчин и женщин. Пиво, при неумеренном употреблении которого растет риск развития хронических заболеваний, в том числе – алкоголизма [6, с.44], указали в качестве предпочитаемого 40,7% мужчин, каждый десятый из них не считает пиво «алкогольным напитком». 6,1% женщин, иногда употребляющих алкоголь, отдает предпочтение готовым коктейлям, например «джин-тоник», частое употребление которых может приводить к токсическому поражению внутренних органов и ЦНС [7,с.46; 8, с.103]. Беседа с респондентами выявила недостаточную их информированность о токсичности отдельных видов алкогольной продукции.
Теоретически допустимое без вреда для здоровья употребление алкоголя, по мнению трети опрошенных мужчин (31,4%)– 500 мл водки в месяц, по мнению женщин (21,9%) – 100 мл водки в месяц, около 2% мужчин считают допустимым – 250 мл водки в неделю. В сравнении с рекомендациями ВОЗ по нормам употребления алкоголя [9, с.6] и учетом выявленной частоты употребления алкоголя, можно предполагать, что не менее 2% респондентов-мужчин имеет риск развития аддикции и её последствий.
Анализ встречаемости измененных форм потребления алкоголя и характера опьянения показал наличие у отдельных лиц (1-2 чел.) начальных разрозненных симптомов изменения реактивности (Таблица 1).
Таблица 1. Относительные показатели изменения форм потребления алкоголя и отдельных симптомов изменения характера опьянения.
Показатели изменения форм потребления и характера опьянения
|
Мужчины, в % к числу опрошенных мужчин |
Женщины, в % к числу опрошенных женщин |
Всего, в % числу всех опрошенных |
Иногда испытывали неодолимое желание выпить | 3,4 | 1,3 | 2,6 |
Испытывали состояние «похмелья», в том числе выраженную сухость слизистых: | |||
-иногда, редко | 33,8 | 10,8 | 28,4 |
-всегда после выпивки | 1,7 | - | 1,3 |
Вынуждены принимать дозу алкоголя для снятия болезненных симптомов после протрезвления | - | - | - |
Иногда бывали провалы в памяти (на события периода опьянения) | - | - | - |
Испытывали чувство вины, стыда или угрызения совести после «вчерашней выпивки» | |||
-иногда, редко | 14,4 | 27 | 17,4 |
-всегда | 1,7 | - | 1,3 |
Конфликты (в том числе однократные) в семье в связи с употреблением спиртного возникали у 8,1% мужчин и у 16,7% женщин, каждая из которых, однако подчеркнула, что имеет в виду конфликты, связанные с алкоголизацией члена семьи.
Несмотря на информированность большинства о пагубном влиянии алкоголя на здоровье, сотрудники отмечают, что умеренное употребление спиртного иногда помогает им справиться со стрессовой ситуацией (23,8% мужчин и 45% женщин), помогает чувствовать себя уверенно (38% мужчин), облегчает общение с противоположным полом (8% мужчин).
Совершенно отказаться от употребления алкоголя 17,4% сотрудников мешают повышенные служебные нагрузки в последнее время, а также – общепринятые нормы и традиции (для 7,7%), привычка (4,5%), недостаток воли (2,5%), мнение коллег (1,3%). Достоверных различий с учетом пола и возраста по данному вопросу не выявлено.
Эффективными мерами по борьбе с алкоголизацией (из числа предложенных мер) считают: прививать культуру потребления спиртного – 56,8%, ограничение продажи спиртного – 40% респондентов.
Исследуя вопрос распространенности наркотизации среди сотрудников ОВД, нужно отметить, что ответы были весьма осторожны, ожидаемы. Тем не менее, 5% мужчин и 2,7% женщин отметили, что имели опыт употребления наркотиков в виде однократного курения марихуаны в возрасте, в среднем, 17 лет. В настоящее время все опрошенные отрицают употребление наркотиков. Необходимо отметить скрытый интерес к пробе наркотика: сотрудники в возрасте до 30 лет обоего пола на вопрос «если бы была возможность попробовать тайно», указали, что «выбрали бы» марихуану 2,5%, психостимуляторы (кокаин или амфетамины) по 1,3% (от общего числа опрошенных). Не скрывают, что имеют знакомых, употребляющих наркотики, 6% мужчин, ещё 8,4% мужчин затруднились отрицать наличие таких знакомых.
Наркозависимость среди родственников и близких друзей отрицают 100% опрошенных. Обращает на себя внимание недостаточная информированность опрошенных о медицинских последствиях наркомании. Так, 3% респондентов считают наркоманию «вредной привычкой», а не заболеванием, а около 30% – уверены, что существуют «легкие наркотики», причисляя к ним марихуану, гашиш, экстези, курительные смеси, табак, галлюциногенные грибы и прочее. По мнению 15,8% опрошенных употребление таких «легких наркотиков» не может вызывать наркотической зависимости.
Выводы:
- Недостаточная информированность сотрудников полиции в вопросах наркологии, выявленная в исследовании, указывает на необходимость усиления мер первичной медицинской профилактики аддиктивного поведения.
- Необходимо разработать с участием врача психиатра-нарколога краткий курс занятий по основам наркологии; рекомендовать проводить курс силами психологической службы в рамках служебной подготовки с целью активного информирования личного состава ОВД о негативных последствиях употребления психоактивных веществ, особенностях токсического действия на организм отдельных видов слабоалкогольной продукции и наркотиков.
- Выявление отдельных симптомов изменения реактивности при употреблении алкоголя, а также – скрытого интереса к первой пробе наркотика у лиц молодого возраста отражает своевременность введенных в 2013-2014гг. мер вторичной профилактики: диагностического скрининга с помощью мульти-тестов для определения содержания наркотических веществ в биологических жидкостях.
- Выявленные ведущие мотивации к употреблению алкоголя: для релаксации, преодоления внутренних барьеров, соответствия традициям – необходимо учитывать при разработке стратегии психологических тренингов для сотрудников ОВД, отдавая приоритет обучению методам саморегуляции психических функций и эффективной коммуникации.
- Для охвата 100% сотрудников ОВД медицинской профилактикой аддиктивного поведения и наркологических заболеваний представляется обоснованным создание наркологического кабинета в ведомственных медучреждениях.
Библиографический список
- Основы работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел: учебное пособие / под ред. В.Л.Кубышко. – М.: ЦОКР МВД России, 2008. – 80 с. – С.36-47.
- Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: курс лекций / Ю.К. Саранчин, С.Г. Банных, Е.В. Зарубина и др. – Екатеринбург: изд-во Уральского юридического института МВД России, 2001. – 174 с.
- Сергеев, И.И. Психиатрия и наркология: учебник / И.И. Сергеев, Н.Д. Лакосина, О.Ф. Панкова. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 752с.
- Алексеев, Л.Г. Проблема социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами и меры профилактики / Л.Г. Алексеев // Российский полиграф. – 2012. – № 7.- С.40-43.
- Иванов, А.С. Эпидемиологическая характеристика употребления алкогольных напитков и наркотиков среди студентов в Удмуртии / А.С. Иванов, В.Т. Лекомцев, В.Р. Ибрагимов, И.А. Уваров // Актуальные вопросы психоневрологии: сб.трудов межрегиональной научно-практической конференции; под ред. Н.С. Осетрова – Ижевск, 2005. – С.16-17.
- Вовк, Е.И. Диагностика и лечение неотложных состояний, ассоциированных со злоупотреблением алкоголем / Е.И.Вовк // Лечащий врач. – 2005. – №2
- Вёрткин, А.Л. Алкоголь-ассоциированные состояния в многопрофильном стационаре / А.Л.Вёрткин, А.Н.Комаровский, А.С.Скотников // Лечащий врач. – 2011. – №9.
- Леонтьева, М.В. Мониторинг девиантного поведения учащихся и студентов Архангельска / М.В. Леонтьева // Социологические исследования. – 2007. – №12 – С.104-107.
- Международные рекомендуемые нормы в отношении потребления алкоголя // Международный центр алкогольной политики. – Отчет ICAP №14. – 2003.