В современных условиях динамично развивающегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широко использовать и постоянно развивать и усложнять технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Интенсивное развитие сферы образования с использованием информационных и телекоммуникационных технологий становится сегодня важным национальным приоритетом.
Каждый из регионов имеет свою программу информатизации образования, которая включает в себя и программу повышения квалификации работников образования в области использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Однако, несогласованность государственных и негосударственных программ, дублирование структур, решающих одни и те же задачи, повторение ошибок, неэффективных решений, слабость горизонтальных связей, отсутствие стандартов информационного обмена – все это приводит к разобщенности региональных структур повышения квалификации в сфере информатизации образования.
Возрастает значимость информационной компетентности учителей школ, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях широкого внедрения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательное пространство школы.
Таким образом, существует следующая проблема – современная школа нуждается в квалифицированных кадрах, обладающих навыками работы с новыми информационными технологиями, в том числе и информационными системами управления, в то же самое время повышение квалификации педагогических кадров в области ИКТ, их обучение требует дальнейшего развития, а также разработки новых компьютерных программ для обучения.
Многие из проблем современного образования, такие как повышение профессионального мастерства учителей, овладение новыми образовательными технологиями, переход от парадигмы «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь», сегодня напрямую связаны с использованием информационных и коммуникационных технологий. Однако это вовсе не означает, что наличие в школе современных средств информационно-коммуникационных технологий автоматически влечет за собой рост профессионального мастерства педагогов и качества образования.
Необходимость обучения будущих специалистов в области образования информационным технологиям отмечается в работах многих исследователей. Вопросы внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза рассмотрены в работах И.Д. Белоусовой [1-6], Р.И. Баженова [7-10], в работах И.Н. Мовчан выделены инновационные подходы в преподавании информационных технологий в вузе [11-16], проблемы формирования образовательной информационной среды рассмотрены в работах И.Д. Белоусовой [17], И.Н. Мовчан [18]. Вопросы использования современных технологий дистанционного обучения рассмотрены в работах Р.И.Баженова [19], И.Д. Белоусовой [20, 21], И.Н.Мовчан [22].
Проведенное нами исследование показало, что все учителя в школе практически согласны с необходимостью информатизации школьного образования и понимают значимость происходящих процессов. Нас также интересовало мнение учителей о возможностях программы 1С:ХроноГраф Школа 2.5. Другими словами, какую свою профессиональную деятельность учителя смогут «автоматизировать», используя компьютерное решение 1С:ХроноГраф Школа 2.5. Большинство опрошенных (93%) отметило все предложенные пункты, что показывает, что учителя ждут от программы многого.
Как показали современные исследования, в данный момент в нашей стране отсутствует единая концепция образования взрослых людей, например такая, как в Германии, Финляндии или Швеции. На наш взгляд проводится недостаточно соответствующих исследований как для общества в целом, так и для конкретных образовательных задач, например, обучение персонала отдельно взятого предприятия. В связи с этим необходимо объединение организаций интересующихся или занимающихся этой проблемой. Обозначенное выше противоречие и является причиной многочисленных обсуждений компетентностного подхода. Современная модель компетентностного подхода была сформулирована А.В. Хуторским [23]. Исследованию содержания и особенностей компетентностного подхода посвящены работы Э.Ф. Зеера, Е.Я.Когана, В.В. Серикова, А.Н. Тубельского, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова, И.Д. Белоусовой [24] и др.
В концепции модернизации российского образования на период до 2020 года определены задачи и ориентиры обновления содержания образования, в основу которых положены ключевые компетенции. Под ключевыми компетенциями понимают умения, которые можно применять в нестандартных ситуациях, когда невозможно заранее спрогнозировать, какие знания понадобятся для их решения. В документах по модернизации российского образования выделяются следующие ключевые компетентности:
- компетентность в сфере познавательной деятельности, основанная на усвоении обучающимися способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников;
- компетентность в сфере общественной и трудовой деятельности;
- информационная и коммуникативная компетентности.
Проблеме классификации ключевых компетенций посвящены научные труды И.А. Зимней [25], Е.Я. Когана, А.В. Хуторского и др., в которых одной из главных называется информационная компетентность, сформированность которой служит непременным условием успешности любого вида деятельности человека в информационном обществе. Вопросы формирования информационной компетентности в процесс обучения студентов рассмотрены в работах И.Д. Белоусовой [26-28], И.Ю. Ефимовой [29].
Для качественного, продуктивного использования программы 1С:ХроноГраф Школа 2.5 учителям необходимо организовать обучение с использованием программного средства, ориентированного на обучение взрослых «Хронограф-Тренажер».
После изучения возможностей системы 1С:Предприятие нами было принято решение о создании внешней обработки, позволяющей выполнять функции электронного учебника встроенного в программу 1С:ХроноГраф Школа.
Сначала была разработана форма внешней обработки. Из внешнего файла загружен список тем и теоретический материал. Функция проверки становится возможной, благодаря тому, что в системе отслеживаются и сохраняются все изменения, произведенные в информационной базе.
Разработанная программа может использоваться как для сопровождения процесса повышения ИКТ-компетенции в рамках повышения квалификации учителей, так и в качестве пособия для самостоятельных занятий с программой 1С:ХроноГраф Школа.
В методических рекомендациях содержатся практические задания, план работы с каждым модулем и компетенции, которые формируются после изучения модуля. Данные методические рекомендации позволяют учителям понять принцип работы с созданным программным средством для обучения, ответить на вопросы, возникающие в процессе использования программы.
Обучающая программа была разработана для курсов повышения квалификации учителей и классных руководителей в системе 1С:ХроноГраф Школа. А также для использования при самостоятельном изучении. Этим был обусловлен выбор материала и способ его подачи.
Поскольку данная программа предназначена для взрослой аудитории, деление на привычные уроки отсутствует. Использование модульного изложения материала, позволяет слушателям акцентировать внимание на отдельных, конкретных темах. Модульная реализация, также способствует более быстрому поиску ответов на возникающие вопросы.
Требуемый начальный уровень подготовки слушателей достаточно прост и универсален: знакомство с основами ОС Windows, общие навыки работы с приложениями Windows.
Разработанный курс рассчитан на проведение курсов повышения квалификации учителей образовательных учреждений на базе межшкольных методических центров. Длительность обучения – 24 часа. Программа также может быть использована учителями для самостоятельных занятий.
Интерфейс созданной программы достаточно простой. В окне программы перечислены названия тем (модулей), доступных для изучения.
Рисунок 1 – Основное меню
Каждый модуль состоит из двух частей: нового материала и упражнений, которые помогают Вам закрепить полученные знания и проверить логику действий.
Рисунок 2 – Представление практического задания
Теоретическая часть модуля открывается с вводной страницы со списком всех вопросов, рассматриваемых в нем. Чтобы перейти к нужному месту урока, щелкните его название.
После открытия теоретического или практического материала, в соответствующем столбце появляется знак «+».
Кнопка «Проверить» позволяет выполнить проверку выполненного задания и удаляет внесенные в систему изменения. Таким образом, работать с одной и той же информационной базой не составляет труда. По окончании проверки появляется сообщение о выполнении или не правильном выполнении заданий.
Изучение особенностей обучения взрослых позволило нам понять принципы построения курса на основе андрагогического подхода для эффективного обучения. Использование компетентностного подхода позволил составить учебный курс в соответствиями с перечнем необходимых учителям навыков.
Курс практических работ для учителей был разработан и реализован в виде внешней обработки средствами встроенного языка 1С:Предприятие.
Разработанные методические рекомендации по преподаванию созданного курса содержат задачи, план каждого модуля и компетенции, формируемые после его изучения. Они позволят учителям понять логику работы с созданным программным средством для обучения, найти ответы на вопросы, возникающие в процессе использования программы. В данных методических материалах также имеется схема функционала учителя, которая поможет сориентироваться при обучении.
Библиографический список
- Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук / Белоусова Ирина Дмитриевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск. 2006. – 22 с.
- Белоусова И.Д. Введение информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: монография / И.Д. Белоусова. – Магнитогорск. 2009. – 141 с.
- Белоусова И.Д. Анализ принципов внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза / Белоусова И.Д. // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 7. – № 1. – С. 30-34.
- Белоусова И.Д. Диагностика внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза / И.Д. Белоусова // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т. 18. – № 1. – С. 25-28.
- Белоусова И.Д. Методика и организация внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза//Материалы международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». Ч.1. Екатеринбург. – 2008.
- Белоусова И.Д. Модель методики преподавания курса «Информационные системы и технологии» бакалаврам прикладной информатики / Белоусова И.Д., Брылева А.С. // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 74-77.
- Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. – 2014. Т. 2. – № 5 (37). – С. 48. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34813
- Баженов Р.И. О методике преподавания дисциплины «Управление проектами информационных систем» // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 3 (35). – С. 55. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32980
- Баженов Р.И. Организация научно-исследовательской работы студентов по дисциплине «Теория автоматов» // Современная педагогика. – 2014. – № 5 (18). – С. 20. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2399.
- Bazhenov R.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies //Life Science Journal. – 2014. Т.11. – №11s. – С.371-374.
- Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5 URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34180.
- Мовчан И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза / И.И. Мовчан // Информатика и образование. – 2009. – № 6. – С. 112-114
- Мовчан И.Н. Некоторые аспекты информационной подготовки студентов вуза / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т.18. – № 1. – С. 34-36.
- Мовчан И.Н. Контроль информационной деятельности студентов вуза в рамках модульной технологии /И.И. Мовчан // Современная педагогика. 2014. № 8 URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/08/2545.
- Мовчан И.Н. О значении самостоятельной работы студентов в вузе / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 6. – № 1. – С. 72-73.
- Мовчан И.Н. О роли контроля в учебной деятельности студентов / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 15. – № 4. – С. 3-4.
- Белоусова И.Д. Особенности информационно-технологического обеспечения вуза / И.Д. Белоусова // В книге: Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 299-302.
- Мовчан И.Н. Особенности формирования единой информационно-образовательной среды образовательного учреждения / И.Н. Мовчан // Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 347-350.
- Баженов Р.И. Использование системы Moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2014. – № 3 (93). – С. 174-175.
- Белоусова И.Д. Система Moodle как основа дистанционного обучения / И.Д. Белоусова, Ю.Б. Солдатенкова // В сборнике: Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации. Курск, – 2014. – С. 115-116.
- Белоусова И.Д. Разработка учебного курса на основе Moodle / И.Д. Белоусова, Ю.Б. Солдатенкова // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-3 (38). С. 8.
- Мовчан И.Н. Некоторые аспекты использования современных технологий дистанционного обучения в вузе / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 77-80.
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
- Белоусова И.Д. Базовый инструментарий разработки основных образовательных программ в парадигме компетентностного подхода (на примере информационных систем) / И.Д. Белоусова // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 12-15.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования / И.А. Зимняя // Интернет-журнал “Эйдос”. – 2006. – 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
- Белоусова И.Д. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в сфере информационного менеджмента / И.Д. Белоусова // Материалы международной научно-практическая конференция «Новые информационные технологии в образовании». Екатеринбург, – 2012 г.
- Белоусова И.Д. Информационный менеджмент в контексте управления информационными системами: учебное пособие – Магнитогорск: МаГУ, – 2010. – 156 с.
- Белоусова И.Д. Информационный менеджмент как концепция управления / И.Д. Белоусова // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 9. – № 4. – С. 5-6.
- Ефимова И.Ю. Использование информационных технологий для осуществления межпредметных связей / Ефимова И.Ю., Веремеенко О.О. // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 53-56.