Выбросы загрязняющих веществ отдельных предприятий-загрязнителей не должны оказывать влияние на компоненты окружающей среды, приводящие к ее деградации, с учетом вклада других предприятий. Для этих целей устанавливаются предельно-допустимые выбросы для каждого объекта воздействия. Законодателем закреплена обязанность природопользователей разрабатывать проекты соответствующих нормативов (тома ПДВ), утверждаемых местными органами исполнительной власти в сфере охраны природы [1].
Разработка данного рода нормативов производится на основании расчета загрязнения атмосферы выбросами предприятий. Основой для расчетов служит «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86)» разработанная ГГО им. А.И. Войекова [2].
Данная методика несет в себе два существенных недостатка при ее применении:
Сложность расчетных схем, вызванная базированием методики на процессах атмосферной диффузии.
Отсутствие алгоритмизации процесса расчета. Так отдельные разделы методики связаны с использованием методов приближенного вычисления. Отсутствие заданного алгоритма создает принципиальную возможность для существования параллельно разных программных продуктов с разной степенью достоверности. Однако, в случае использования данных программных продуктов необходимым условием является уровень погрешности не превышающий 3% [3]. Официальный список действующих программ УПРЗА ежегодно представляется Министерством Природных Ресурсов Российской Федерации на основании соответствия расчетных значений вышеназванному уровню погрешности. Использование программ, не включенных в этот список, для целей экологического нормирование недопустимо.
Специализированные программные продукты, применяемые для расчета загрязнения атмосферного воздуха, носят наименование УПРЗА – унифицированных программ расчета загрязнения атмосферы. Все продукты, имеющие в своем наименовании данную аббревиатуру, основаны в реализации на принципах, заложенных в ОНД-86.
Наименование в аббревиатуре слова «унифицированная» указывает, что данная программа может применяться для расчета любых источников загрязнения, вне зависимости от представляемой отрасли экономики.
В настоящее время в России и странах СНГ природопользователями используются 5 программных продуктов «Призма», «Эколог ПРО», «Атмосфера», «ЛиДа» и наиболее часто применяемая УПРЗА «Эколог» [4].
Все УПРЗА являясь приложением ОНД-86, несут в своей основе базовые принципы, заложенные в методике. Основой ОНД-86 является принципиальная возможность даже для неспециалистов в области атмосферной диффузии производить необходимые расчеты величин приземных концентраций.
В качестве исходных данных для расчетов применяются две группы значений: климатические характеристики и характеристики источника загрязнения. Результатами расчетов программных комплексов являются соответствующие значения величин приземных концентраций загрязняющих веществ, то есть осредненные по высоте 2 м. значения, что в сою очередь ограничивает область применения данного рода программ. Наличие различного рода упрощений диктуемых законодателем [5–7] непосредственно отражается ограничением функциональности программ и методик расчета [8], применяемых на практике.
Библиографический список
- Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04 мая 1999 г. (в ред. от 29.12.2014)
- «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86)» (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 N 192)
- Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введено в действие письмом Управления государственного экологического контроля Ростехнадзора N 14-01-333 от 24.12.2004 г.)
- Программные средства серии «Эколог» [Электронный ресурс]. http://integral.ru/download/price/price.pdf (дата обращения: 30.01.2015).
- Голубничий А.А., Кондрашова К.А. (2014) К вопросу о систематизации экологического контроля (надзора) в Российской Федерации // «Fundamental and applied science – 2014» vol. 6 Law, pp. 74-76.
- Голубничий А.А. (2014) К вопросу о некоторых особенностях нормирования качества атмосферного воздуха в Российской Федерации // «Dny vedy – 2014». d.11 Pravni vedy – ss. 10-12.
- Голубничий А.А., Замулина М.В. (2015) Нормирование стандартов качества атмосферного воздуха (европейский и российский опыт) // Политика, государство и право. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/01/2276 (дата обращения: 30.01.2015).
- Голубничий А.А., Замулина М.В. (2015) Анализ программных продуктов в сфере экологии и охраны окружающей среды // Современная техника и технологии. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/01/5628 (дата обращения 30.01.2015)
Авторы пишут
Официальный список действующих программ УПРЗА ежегодно представляется Министерством Природных Ресурсов Российской Федерации на основании соответствия расчетных значений вышеназванному уровню погрешности. Использование программ, не включенных в этот список, для целей экологического нормирование недопустимо.
Комментарий оппонента ONDdoctor:
Утверждение авторов не верно т.к.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)не представляет никаких официальных списков действующих программ УПРЗА ежегодно. Поэтому нет никаких законодательных требований по включению программ в этот несуществующий список.
Генпрокуратурой РФ в настоящее время установлено необходимым и достаточным наличие сертификата Росстандарта России для программ, реализующих ОНД-86 см. сайты
http://ecologysite.ru/forum/view-postlist/forum-2–/topic-2365—–86——86 –
http://www.ecotalk.ru/phorum/viewtopic.html&f=9&t=1026
На указанных сайтах приводится протокол найденной в апреле 2016 г. ошибке в формулах ОНД-86.
ОНД-86 нормативный документ по экологии – издание СССР, действующий, в котором найдена ошибка более 100 проц.
Вся Россия и др. страны (см http://document.ua/docs/tdoc8227.php )
считает по нему загрязнение атмосферы 30 лет с ошибкой.
ТПП РФ, МАИ, Минприроды подтвердили ошибку ОНД-86 и посоветовали провести всенародное
обсуждение найденной ошибки в ОНД-86.
О последствиях найденной ошибки, которой 30 лет!
Ошибка ОНД-86 ухудшила экологическую ситуацию РФ и др. странах т.к.
с уменьшением высоты источника ошибка ОНД-86 давала уменьшение приземной концентрации вредных веществ.
Т.о. Концентрации в приземном слое при расчетах неверно занижались до 100 проц.
а нормативы устанавливались на 100 проц. больше допустимых.
Это связано с ухудшением состояния здоровья населения РФ.
Тема для Европейского суда, т.к. были затронуты интересы многих государств в т.ч.
Украины…
С уважением ONDdoctor.
1) ПИСЬМОм
от 29 марта 2012 г. N 05-12-47/4521
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации считает использование возможным предприятиями-природопользователями в качестве методических пособий при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха в части, не противоречащей законодательным и нормативным правовым актам в области охраны окружающей среды, следующих документов, разработанных ОАО “НИИ Атмосфера”:
- “Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу” (ОАО “НИИ Атмосфера”, г. С-Пб, 2012 г.);
Ваша ссылка 3. была отменена
3.Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введено в действие письмом Управления государственного экологического контроля Ростехнадзора N 14-01-333 от 24.12.2004 г.)
2) Авторы пишут:
Однако, в случае использования данных программных продуктов необходимым условием является уровень погрешности не превышающий 3% [3].
Комментарий оппонента ONDdoctor:
Утверждение авторов не верно т.к. в [3] отсутствует условие для программных продуктов связанное с уровнем погрешности не превышающий 3%