МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ЦЕПОЧКИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Куликова Наталия Николаевна
Московский государственный университет приборостроения и информатики
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг и коммерция»

Аннотация
Новая инфраструктура отрасли микроэлектроники определяет особенности реализации маркетинговой деятельности субъектов инновационной цепочки. Особенности маркетинговой деятельности определяются в зависимости от того, выполняется разработка на заказ или на основе анализа рыночного спроса.

Ключевые слова: жизненный цикл, маркетинг, микроэлектроники, участники инновационной цепочки


MARKETING ACTIVITY OF THE ACTORS OF THE INNOVATION CHAIN IN THE ELECTRONICS INDUSTRY

Kulikova Natalia Nikolaevna
Moscow state University of instrument engineering and Informatics
Candidate of Economic Sciences, Associate professor, Department of Marketing and Commerce

Abstract
The new infrastructure of branch of microelectronics defines features of realization of marketing activity of the actors of the innovation chain. Features of marketing activity are defined by presence of the customer: custom-made development or development on the basis of the analysis of a market demand.

Keywords: life cycle, marketing, microelectronics, participants of an innovative chain


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Куликова Н.Н. Маркетинговая деятельность субъектов инновационной цепочки в электронной промышленности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/01/45848 (дата обращения: 29.03.2024).

Активизация инновационной области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства – приоритетное направление развития страны. Электронная промышленность является базовой для всех сфер экономики. Наиболее наукоемкой отраслью электронной промышленности выступает микроэлектроника, значительная часть продукции которой предназначена для хранения, обработки и передачи информации.

Микроэлектронное изделие как товар имеет следующие особенности:

−     невозможно точно количественно измерить эффективность микроэлектронного изделия в момент внедрения;

−     существуют только качественные отличия между аналогами;

−     каждое микроэлектронное изделие специфично и неповторимо, так как воплощает в себе оригинальные знания;

−     проектирование и разработка микроэлектронного изделия реализуется один раз, а потенциал его использования не ограничен во времени.

Жизненный цикл микроэлектронного изделия включает следующие этапы: 1. концептуализация; 2. проектирование; 3. производство; 4. реализация; 5. эксплуатация; 6. утилизация.

Жизненный цикл микроэлектронного изделия начинается после маркетинговых исследований, которые проводят заказчики или потребители. Если разработка выполняется на заказ, то заказчик проводит маркетинговое исследование в целях поиска исполнителей своих идей и потребностей. В том случае, если разработка реализуется на рынок, то маркетинговое исследование выполняется в целях поиска потребителей идей разработчика.

В работе [1, с. 152] было дано описание существующих моделей взаимодействия профессиональных участников российского рынка микроэлектроники: взаимодействие «заказчик – дизайн-центры – фабрики-фаундри» или взаимодействие «фаблесс-компании – фабрики-фаундри». В не зависимости от того какая модель взаимодействия имеет место, маркетинговое исследование выполняется до начала реализации жизненного цикла микроэлектронного изделия.

Взаимодействие участников или субъектов инновационной цепочки (дизайн-центров общего назначения, специализированных дизайн-центров, фабрик-фаундри, фаблесс-компаний, испытательных центров и фабрик по сборке электронных компонентов) реализуется на основе специфичных принципов, так как каждый участник оказывает влияние на других, кроме этого развитие участника может быть реализовано только за счет развития остальных [2].

Субъект или участник инновационной цепочки выполняет определенные функции [2, с. 37], тем самым обеспечивает реализацию одного или нескольких этапов жизненного цикла микроэлектронного изделия.

Маркетинговые мероприятия на этапах жизненного цикла микроэлектронного изделия так же будут зависеть от того, какая модель взаимодействия профессиональных участников используется.

Модель взаимодействия «заказчик – дизайн-центры – фабрики-фаундри» реализуется на основе идей и потребностей заказчика. Основной заказчик предприятий микроэлектроники в России — военно-промышленный комплекс, именно через него государство осуществляет поддержку отрасли. Существенным ограничением взаимодействия профессиональных участников данной модели является то, что государственный заказчик при обращении в дизайн-центр общего назначения с техническим заданием для выполнения проектирования изделия и подготовки к производству заранее определяет список остальных соисполнителей, что ограничивает возможности дизайн-центров. Поэтому маркетинговые мероприятия в рамках данной модели обычно ограничиваются научными публикациями сотрудников по результатам выполненного технического задания на разработку микроэлектронного изделия, а также участием в профильных выставках.

Маркетинг в данном случае будет носить ознакомительный характер и осуществляться через разъяснение основных характеристик и новых потребительских свойств. В качестве источников информации о микроэлектронных изделиях выступают публикации и выставки (таблица 1) [3, с. 29, 4, с. 41].

Таблица 1. Источники информации о микроэлектронных изделиях

Источник информации

Виды источника информации

Публикации −       международных и национальных официальных организаций;

−       государственных органов, министерств и организаций;

−       торгово-промышленных палат и объединений;

−       научно-исследовательских, проектно-конструкторских, учебных институтов и научных организаций;

Отчеты −       о деятельности научных организаций;

−       о деятельности отраслевых фирм и совместных предприятий;

Другие источники −       данные о регистрации патентов, лицензий и других исключительных прав конкурентов;

−       книги и сообщения в специализированных журналах и газетах;

Международные выставки −       отраслевые;

−       специализированные;

−       проводимые в рамках конгрессов, конференций, симпозиумов;

Национальные выставки −       организуются в соответствии с межправительственными соглашениями по научно-технического и культурного сотрудничества;
Другие выставки −       симпозиумы;

−       каталоги отдельных фирм или групп фирм;

−       презентации отдельных товаров, проектов, фирм.

Модель взаимодействия «фаблесс-компании – фабрики-фаундри» начинается с четкого определения социально-экономических нужд потребителей, удовлетворение которых должно быть на более высоком уровне, чем это обеспечивают старые или конкурирующие микроэлектронные изделия. Маркетинговые мероприятия не ограничиваются научными публикациями и участием в профильных выставках. Маркетинговые мероприятия дают разъяснения потенциальным пользователям преимуществ новых микроэлектронных изделий и реализуются по трем направлениям:

1. «ознакомительный» маркетинг. Применяется на ранних стадиях для ознакомления будущих пользователей с особенностями и возможностями использования нового микроэлектронного изделия;

2. «практический» маркетинг. Применяется при наличии аналогов для ознакомления будущих пользователей с конкретным микроэлектронным изделием;

3. «сравнительный» маркетинг. Является продолжением практических мероприятий; применяется для того, чтобы будущие пользователи могли находить то, микроэлектронное изделие, которое в наибольшей степени отвечает потребностям и финансовым возможностям [3, с. 30].

Особенности микроэлектронного изделия обуславливают то, что традиционные подходы не всегда могут быть применимы при продвижении его на рынок. На стадии проектирования используются традиционные средства продвижения, направленные на информирование потенциальных потребителей; а на стадии производства опытных образцов изделий – средства коммерциализации и трансфера технологий [3, с. 29].

При реализации модели взаимодействия «фаблесс-компании – фабрики-фаундри» должна быть разработана программа формирования целевого рынка и продвижения микроэлектронного изделия, включающая следующую последовательность мероприятий:

  1. оценка целевых рынков, определение возможностей и путей удовлетворения потребностей потребителей в микроэлектронном изделии;
  2. разработка концепции нового микроэлектронного изделия, способного удовлетворить потребности целевого рынка;
  3. разработка программы маркетинга нового микроэлектронного изделия;
  4. повторные оценки целевого рынка нового микроэлектронного изделия;
  5. тестирование рынка – оценка нового микроэлектронного изделия, прогнозирование развития потенциального рынка.

Здесь должны быть использованы средства маркетинговых коммуникаций (реклама; стимулирование сбыта; персональная продажа; презентации; участие в выставках; спонсорство). Традиционные средства маркетинговых коммуникаций могут быть реализованы в формировании:

−          фирменного стиля;

−          торговой презентации;

−          экспозиций на местах продаж;

−          рекламы с помощью сувениров;

−          специализированных выставок;

−          демонстраций;

−          каталогов;

−          торгово-рекламной литературы;

−          рекламно-информационных подборок для прессы;

−          плакатов;

−          конкурсов,

−          премий и др.

Таким образом, при реализации модели взаимодействия «заказчик – дизайн-центры – фабрики-фаундри» маркетинг носить только ознакомительный характер. В свою очередь, модель взаимодействия «фаблесс-компании – фабрики-фаундри» обязательно предполагает оценку целевого рынка и реализацию не только «ознакомительного», но и «практического» и «сравнительного» маркетинга.


Библиографический список
  1. Карпухина Н.Н. Модели развития электронной промышленности // Российское предпринимательство. – 2013. – № 10 (232). – c. 149-157. – http://www.creativeconomy.ru/articles/28913/ (дата обращения: 22.12.2014).
  2. Куликова Н.Н. Принципы взаимодействия субъектов инновационной цепочки в электронной промышленности. // Theoretical & Applied Science. – 2014. – № 12 (20). – С. 37-41. – http://www.t-science.org/arxivDOI/2014/12(20)/PDF/12(20)_9.pdf (дата обращения: 30.12.2014).
  3. Гораева Т.Ю. Экономика и управление инновациями: пособие / Т.Ю. Гораева, С.А. Кречко. – Гродно: ГрГУ, 2010. – 113 с.
  4. Мезенцев Е.А. Реклама в коммуникационном процессе / Е.А. Мезенцев. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 64 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Куликова Наталия Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация