ФСА (функционально-стоимостный анализ) — метод технико-экономического исследования систем, направленный на оптимизацию соотношения между их потребительскими свойствами (качество функций) и затратами на достижения этих свойств [1, 2] .
Основная цель проведения ФСА направлена на обеспечение потребительских свойств объекта с минимальными затратами на их проявление.
Задачами, обеспечивающими осуществление главной цели проведения ФСА, могут быть:
- повышение конкурентоспособности продукции;
- повышение качества объекта в целом или его составных частей;
- снижение затрат на производство;
- снижение материало-, фондо-, трудо- и энергоемкости;
- повышение производительности труда;
- замена дефицитных (в том числе импортных) материалов и комплектующих изделий;
- увеличение объема выпуска продукции без дополнительных капитальных вложений;
- ликвидация узких мест в производстве;
- снижение эксплуатационных и транспортных расходов;
- повышение экологичности производства;
- предупреждение, сокращение и устранение брака;
- разработка новых или совершенствование существующих конструкций, технологических процессов, систем организации труда и управления производством;
- прогнозирование развития объектов;
- решение других задач, направленных на повышение организационно-технического уровня и эффективности функционирования анализируемых систем [3, 4].
Использование ФСА при проведении маркетинговых исследований существенным образом повышает достоверность полученных результатов. Методология ФСА позволяет определять наиболее объективный показатель конкурентоспособности продукции – соотношение цены и качества, и сопоставлять его с показателями конкурентов [5].
Основной критерий совершенства (конкурентоспособности) объекта с позиции ФСА – это его потребительная стоимость, определяемая соотношением полезности (качества) и цены [6].
Выделяют следующие методы и средства ФСА:
- методы описания и анализа функций;
- методы анализа затрат;
- методы оценки потребительной стоимости;
- методы постановки, решения задач и оценки решений [7…9].
Данный метод может быть эффективно использован для оценки конкурентоспособности продукции ООО ТД «Кувака и К». В качестве конкурентов рассматриваются два предприятия, занимающихся производством и реализацией минеральной воды: ЗАО «Исток» и ООО «Престиж». Оценка проводится по нескольким характеристикам:
1. Ассортимент (количество видов напитков)
2. Вкусовые качества и запах (балльная система, характеризующая отсутствие постороннего вкуса и запаха)
3. Удобство упаковки (рассматривается потребителем с точки зрения удобства употребления в нестандартной ситуации)
4. Срок годности (месяцы).
Распределение стоимости ПЭТ-бутылок (вместимость1,5 л) воды:
ООО ТД «Кувака и К» – 17,5 руб.;
ЗАО «Исток» – 18 руб.;
ООО «Престиж» – 17,8 руб.
В таблице 1 представлены значения характеристик, соответствующие данным предприятиям.
Таблица 1. Значения характеристик конкурирующих предприятий
Наименование предприятия |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
ООО ТД «Кувака и К» |
Ассортимент |
4 |
Вкусовые качества и запах |
Хорошо: отсутствуют посторонний вкус и запах |
|
Удобство упаковки |
Среднее |
|
Срок годности |
12 |
|
ЗАО «Исток» |
Ассортимент |
3 |
Вкусовые качества и запах |
Удовлетворительно: отсутствует запах |
|
Удобство упаковки |
Среднее |
|
Срок годности |
12 |
|
ООО «Престиж» |
Ассортимент |
3 |
Вкусовые качества и запах |
Хорошо: отсутствуют посторонний вкус и запах |
|
Удобство упаковки |
Удовлетворительно |
|
Срок годности |
6 |
В таблице 2 представлена матрица смежности параметров:
Таблица 2. Матрица смежности параметров
Параметры |
Ассорти-мент |
Вкусовые качества и запах |
Удобство упаковки |
Срок годнос-ти |
аi |
Рабс |
Ротн |
Ассортимент |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2,5 |
9,25 |
0,16 |
Вкусовые качества и запах |
1,5 |
1 |
1,5 |
0,5 |
4,5 |
16,25 |
0,28 |
Удобство упаковки |
1,5 |
0,5 |
1 |
0,5 |
3,5 |
11,25 |
0,19 |
Срок годности |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1 |
5,5 |
21,25 |
0,37 |
Необходимо провести сравнения ПЭТ-бутылок с водой по каждому из четырех параметров. Результаты сравнений приведены в таблицах 3-6.
Таблица 3. Сравнение по показателю «Ассортимент»
Предприятие |
ООО ТД «Кувака и К» |
ЗАО «Исток» |
ООО «Престиж” |
аi |
Рабс |
Ротн |
ООО ТД «Кувака и К»» |
1 |
0,5 |
1,5 |
4 |
11,5 |
0,45 |
ЗАО «Исток» |
1,5 |
1 |
1,5 |
2,5 |
7 |
0,28 |
ООО «Престиж» |
0,5 |
0,5 |
1 |
2,5 |
7 |
0,28 |
Таблица 4. Сравнение по показателю «Вкусовые качества и запах»
Предприятие |
ООО ТД «Кувака и К» |
ЗАО «Исток» |
ООО «Престиж» |
аi |
Рабс |
Ротн |
ООО ТД «Кувака и К» |
1 |
1,5 |
1 |
3,5 |
10 |
0,39 |
ЗАО «Исток» |
0,5 |
1 |
0,5 |
2 |
5,5 |
0,22 |
ООО «Престиж» |
1 |
1,5 |
1 |
3,5 |
10 |
0,39 |
Таблица 5. Сравнение по показателю «Удобство упаковки»
Предприятие |
ООО ТД «Кувака и К» |
ЗАО «Исток» |
ООО «Престиж» |
аi |
Рабс |
Ротн |
ООО ТД «Кувака и К» |
1 |
1 |
1,5 |
3,5 |
10 |
0,39 |
ЗАО «Исток» |
1 |
1 |
1,5 |
3,5 |
10 |
0,39 |
ООО «Престиж» |
0,5 |
0,5 |
1 |
2 |
5,5 |
0,22 |
Таблица 6. Сравнение по показателю «Срок годности»
Предприятие |
ООО ТД «Кувака и К» |
ЗАО «Исток» |
ООО «Престиж» |
аi |
Рабс |
Ротн |
ООО ТД «Кувака и К» |
1 |
1 |
1,5 |
3,5 |
10 |
0,39 |
ЗАО «Исток» |
1 |
1 |
1,5 |
3,5 |
10 |
0,39 |
ООО «Престиж» |
0,5 |
0,5 |
1 |
2 |
5,5 |
0,22 |
Рассчитанные показатели комплексных приоритетов по всем параметрам с учетом их значимости, результаты которых указаны в таблице 7.
Таблица 7. Показатели комплексных приоритетов предприятий
Наименование /параметр |
Ассортимент |
Вкусовые качества и запах |
Удобство упаковки |
Срок годности |
Итого |
ООО ТД «Кувака и К» |
0,45 |
0,39 |
0,39 |
0,39 |
|
ЗАО «Исток» |
0,28 |
0,22 |
0,39 |
0,39 |
|
ООО «Престиж» |
0,28 |
0,39 |
0,22 |
0,22 |
|
Значимость характеристики |
0,16 |
0,28 |
0,19 |
0,37 |
|
Комплексный приоритет ООО ТД “Кувака” |
0,072 |
0,1092 |
0,0627 |
0,1443 |
0,39 |
Комплексный приоритет ЗАО “Исток” |
0,0448 |
0,0616 |
0,0627 |
0,1443 |
0,31 |
Комплексный приоритет ООО “Престиж” |
0,0448 |
0,1092 |
0,0418 |
0,0814 |
0,28 |
Необходимо произвести пересчет значений комплексных приоритетов на единицу стоимости.
ООО ТД «Кувака и К» = 0,022
ЗАО «Исток» = 0,017
ООО «Престиж» = 0,016
ООО ТД «Кувака и К» < ЗАО «Исток» < ООО «Престиж»
Таким образом, для потребителя наиболее предпочтительным продуктом при названных условиях является продукция ООО ТД «Кувака и К», остальные продукты рассматриваются практически на одном потребительском уровне.
Библиографический список
- Моисеева, Н.К. Основы теории и практики функционально-стоимостного анализа [Текст] / Н.К. Моисеева, М.Г. Карпунин. – М.: Высшая школа, 1988.
- Козицына, А.В. Инструменты качества как эффективный способ повышения уровня качества продукции [Текст] / А.В. Козицына, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33360 (дата обращения: 09.04.2014).
- Кузьмина, Е.А. Методология TQM [Текст] / Е.А. Кузьмина, А.М. Кузьмин // Методы менеджмента качества.- 2002.- №7.
- Логанина, В.И. Разработка системы менеджмента качества на предприятиях [Текст]: учебное пособие / В.И. Логанина, О.В. Карпова, Р.В. Тарасов.- М: КДУ, 2008.-148 с.
- Кузьмина, Е.А. Функционально-стоимостный анализ. Концепции и перспективы [Текст] / Е.А. Кузьмина, А.М. Кузьмин // Журнал “Методы менеджмента качества”.- 2002.-№8.
- Барышников, А.А. Функциональный анализ: выявление, определение и классификация функций [Текст] / А.А. Барышников, А.М. Кузьмин, Е.А. Кузьмина // Журнал “Машиностроитель”.-2001.- № 9.
- Барышников А.А., Кузьмин А.М. Функционально-стоимостный анализ как инструмент подъема и развития российской экономики [Текст] / А.А. Барышников, А.М. Кузьмин //Журнал “Машиностроитель”.-2000.- № 11.
- Барышников А.А., Кузьмин А.М. Повышение эффективности системы качества предприятия на основе применения функционально-стоимостного анализа и теории решения изобретательских задач [Текст] / А.А. Барышников, А.М. Кузьмин // TQM-XXI.-2000.- выпуск 4.
- Белянская, Н.М. Экономика качества, стандартизации и сертификации: учебное пособие / Н.М. Белянская, В.И. Логанина, Л.В. Макарова. – Пенза: ПГУАС, 2010. – 168 с.