ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК НОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ

Белоусова Ирина Дмитриевна
Магнитогорский государственный технический университет им Г.И.Носова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем

Аннотация
В статье отражены основные аспекты развития новой прикладной отрасли знания – информационного менеджмента, как системы управления информацией. Приводятся основные понятия, цель и задачи информационного менеджмента.

Ключевые слова: информационные технологии, информационный менеджмент, управление информацией, управление информационными ресурсами


INFORMATION MANAGEMENT AS A NEW METHODOLOGY FOR BUILDING SYSTEMS INFORMATION MANAGEMENT

Belousova Irina Dmitrievna
FBGOU VPO "Magnitogorsk State Technical University to them G.I.Nosova"
Candidate of pedagogical sciences, associate professor the Chair of Information Systems

Abstract
The paper presents the main aspects of the development of new application fields of knowledge - information management as a management information system. The basic concepts, purpose and objectives of information management.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Белоусова И.Д. Информационный менеджмент как новая методология построения системы управления информацией // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/09/37296 (дата обращения: 15.04.2024).

Использование новых информационных технологий в сфере управления информацией позволяет обеспечить не только повышение качества экономической информации, ее точность, объективность, оперативность, но и, как следствие увеличивает возможность принятия своевременного управленческого решения.

Необходимость обучения будущих специалистов в области управления информационным технологиям отмечают многие исследователи. Вопросами внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза занимались И.Д. Белоусова [1-6], Р.И. Баженов [7-11], И.Н. Мовчан выделила инновационные подходы в преподавании информационных технологий в вузе [12-17], проблемами формирования образовательной информационной среды подготовки ИТ-специалистов занималась М.В. Махмутова [18, 19]. Вопросами информационного менеджмента как одной из концепций управления занималась И.Д. Белоусова [20-23].

В современных условиях информация превратилась в один из наиболее важных ресурсов предприятия. От качества информации, которой владеет предприятие, от эффективного использования информации в основном зависит эффективность и жизнеспособность самого предприятия.

Особое значение приобретает эффективность внутри предприятия, четкое функционирование бизнес-процессов предприятия. При этом роль информации, сопровождающей все материальные и нематериальные процессы внутри предприятия, значительно возрастает, предъявляя все более жесткие требования к ее характеристикам – качественным и количественным.

Для конкурентоспособности предприятия особое значение имеет информация как стратегический ресурс, процессы организации и управление информацией.

В настоящий момент за словосочетанием «информационный менеджмент» не стоит одна определенная предметная область. Этот термин обозначает самый широкий спектр предметных областей деятельности человека: начиная с  технического обслуживания информационных систем и заканчивая стратегическим планированием на предприятиях. Сегодня определение информационного менеджмента в различных источниках трактуется условно через следующие понятия: информационного обеспечения в широком смысле; информационных ресурсов; информационных услуг и предпринимательства; информационных систем, их технической поддержки и управления ими; организации научно-информационной деятельности; обработки и анализа информации; офис-менеджмента; организации коммуникаций; стратегического планирования и менеджмента [24].

Для понимания информационного менеджмента можно ограничиться следующими значениями:

  • управление самой информацией, информационными потоками и ресурсами, т.е. автоматизированные технологии обработки информации в разных предметных областях;
  • управление с помощью информации, т.е. управленческие технологии.

Для понимания сущности информационного менеджмента нам необходимо принять во внимание следующие положения:

  1. Информация это комплексная общенаучная категория, т.е. информация это средство делового общения; информация это средство донести до общества сведения о предприятии; информация это источник знаний о внешнем мире; информация это товар.
  2. Информационный менеджмент осуществляется в рамках одного предприятия.
  3. Информация это самостоятельный фактор производства, который лежит в основе процессов принятия управленческих решений.
  4. Информационный менеджмент имеет отношение не только к информации, но и к информационной деятельности предприятия.

Цель информационного менеджмента обеспечить эффективное развитие предприятия посредством регулирования различных видов его информационной деятельности.

Информационный менеджмент как процесс – совокупность управленческих действий по созданию и использованию информации в интересах предприятия, которые обеспечат достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» – информационных систем, в продукцию на «выходе» – информационные сервисы [25].

Общий менеджмент как отдельная наука и как часть науки об управлении занимается изучением законов и закономерностей управления социально-экономических процессов, принципов, методов и функций управления. Его объектами являются люди, с их деятельностью и многообразными отношениями, возникающими между людьми в процессе труда и управления. Предметной областью общего менеджмента являются: экономические механизмы, организационные структуры, маркетинг, информация, корпоративная культура и другие составные части системы управления. Для оптимизации менеджмента организации необходимо совершенствовать как каждую его предметную область в отдельности, так и все вместе, в системе.

Предметом информационного менеджмента являются процессы создания, эксплуатации и развития информационных систем предприятия.

Основными направлениями информационного менеджмента являются:

  • управление информационными системами на всех этапах их жизненного цикла;
  • стратегическое развитие информационных систем;
  • маркетинг информационных систем.

Концепция информационного менеджмента объединяет в себе следующие подходы:

  • экономический, рассматривает вопросы привлечения новой документарной информации, исходя из соображений полезности и финансовых затрат;
  • аналитический, основан на анализе потребностей пользователей в информации и коммуникациях;
  • организационный, рассматривает информационные технологии и их влияние на организационные аспекты;
  • системный, рассматривает обработку информации на основе целостного, системно ориентированного, всеохватывающего процесса обработки информации на предприятии и уделяет особое внимание оптимизации коммуникационных каналов, информации, материальных средств и других затрат, методов работы.

Главная задача информационного менеджмента это информационная поддержка основной деятельности предприятия.

Информационные технологии сегодня можно рассматривать как неотъемлемый компонент управленческих технологий. Информационный менеджмент – является технологией, отдельными компонентами которой являются документарной информация, персонал предприятия, технические и программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные процедуры формирования и использования информационных ресурсов. Под управлением подразумевают не только принятие решения, но и весь комплекс управленческих действий. Информационный менеджмент касается всех функций управления современного предприятия. Информационный менеджмент превращается в основную базовую технологию организации управленческой деятельности во всех сферах деятельности информационного общества.


Библиографический список
  1. Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук / Белоусова Ирина Дмитриевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск. 2006. – 22 с.
  2. Белоусова И.Д. Введение информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: монография / И.Д. Белоусова. – Магнитогорск. 2009. – 141 с.
  3. Белоусова И.Д. Анализ принципов внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза / Белоусова И.Д. // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 7. – № 1. – С. 30-34.
  4. Белоусова И.Д. Диагностика внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза / И.Д. Белоусова // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т. 18. – № 1. – С. 25-28.
  5. Белоусова И.Д. Методика и организация внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза//Материалы международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». Ч.1. Екатеринбург. – 2008.
  6. Белоусова И.Д. Модель методики преподавания курса «Информационные системы и технологии» бакалаврам прикладной информатики / Белоусова И.Д., Брылева А.С. // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 74-77.
  7. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. – 2014. Т. 2. – № 5 (37). – С. 48. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34813
  8. Баженов Р.И.  О методике преподавания дисциплины «Управление проектами информационных систем» // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 3 (35). – С. 55. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32980
  9. Баженов Р.И. Использование системы Moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2014. – № 3 (93). – С. 174-175.
  10. Баженов Р.И. Организация научно-исследовательской работы студентов по дисциплине «Теория автоматов» // Современная педагогика. – 2014. – № 5 (18). – С. 20.  URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2399.
  11. Bazhenov R.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies //Life Science Journal. – 2014. Т.11. – №11s. – С.371-374.
  12. Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5 URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34180.
  13. Мовчан И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза / И.И. Мовчан // Информатика и образование. – 2009. – № 6. – С. 112-114
  14. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты информационной подготовки студентов вуза / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т.18. – № 1. – С. 34-36.
  15. Мовчан И.Н. Контроль информационной деятельности студентов вуза в рамках модульной технологии /И.И. Мовчан // Современная педагогика. 2014. № 8 URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/08/2545.
  16. Мовчан И.Н. О значении самостоятельной работы студентов в вузе / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 6. – № 1. – С. 72-73.
  17. Мовчан И.Н. О роли контроля в учебной деятельности студентов / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 15. – № 4. – С. 3-4.
  18. Махмутова М.В. Формирование образовательной информационной среды подготовки ИТ-специалиста с использованием технологии дистанционного обучения: дис. … канд. пед. наук / Махмутова Марина Владимировна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск. – 2009. – 188 с.
  19. Махмутова М.В. Моделирование информационной образовательной среды вуза в условиях дистанционного обучения / М.В. Махмутова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2007. Т. 2. – № 2. С. 8-12.
  20. Белоусова И.Д. Информационный менеджмент в контексте управления информационными системами: учебное пособие – Магнитогорск: МаГУ, – 2010. – 156 с.
  21. Белоусова И.Д. Информационный менеджмент как концепция управления / И.Д. Белоусова // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 9. – № 4. – С. 5-6.
  22. Белоусова И.Д. Базовый инструментарий разработки основных образовательных программ в парадигме компетентностного подхода (на примере информационных систем) / И.Д. Белоусова // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 12-15.
  23. Белоусова И.Д. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в сфере информационного менеджмента / И.Д. Белоусова //  Материалы международной научно-практическая конференция «Новые информационные технологии в образовании». Екатеринбург, – 2012 г.
  24. Гринберг А.С. Информационный менеджмент: учеб. пособие для вузов./ А.С. Гринберг, И.А. Король. –  М. : ЮНИТИ-ДАНА, – 2003. – 415 с.
  25. Костров А.В. Основы информационного менеджмента. Учеб. пособие Гриф УМО. 2-е изд., перераб. и доп. / А.В.  Костров  –  М.: Финансы и статистика, – 2009. – 528 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Белоусова Ирина Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация