Использование новых информационных технологий в сфере управления информацией позволяет обеспечить не только повышение качества экономической информации, ее точность, объективность, оперативность, но и, как следствие увеличивает возможность принятия своевременного управленческого решения.
Необходимость обучения будущих специалистов в области управления информационным технологиям отмечают многие исследователи. Вопросами внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза занимались И.Д. Белоусова [1-6], Р.И. Баженов [7-11], И.Н. Мовчан выделила инновационные подходы в преподавании информационных технологий в вузе [12-17], проблемами формирования образовательной информационной среды подготовки ИТ-специалистов занималась М.В. Махмутова [18, 19]. Вопросами информационного менеджмента как одной из концепций управления занималась И.Д. Белоусова [20-23].
В современных условиях информация превратилась в один из наиболее важных ресурсов предприятия. От качества информации, которой владеет предприятие, от эффективного использования информации в основном зависит эффективность и жизнеспособность самого предприятия.
Особое значение приобретает эффективность внутри предприятия, четкое функционирование бизнес-процессов предприятия. При этом роль информации, сопровождающей все материальные и нематериальные процессы внутри предприятия, значительно возрастает, предъявляя все более жесткие требования к ее характеристикам – качественным и количественным.
Для конкурентоспособности предприятия особое значение имеет информация как стратегический ресурс, процессы организации и управление информацией.
В настоящий момент за словосочетанием «информационный менеджмент» не стоит одна определенная предметная область. Этот термин обозначает самый широкий спектр предметных областей деятельности человека: начиная с технического обслуживания информационных систем и заканчивая стратегическим планированием на предприятиях. Сегодня определение информационного менеджмента в различных источниках трактуется условно через следующие понятия: информационного обеспечения в широком смысле; информационных ресурсов; информационных услуг и предпринимательства; информационных систем, их технической поддержки и управления ими; организации научно-информационной деятельности; обработки и анализа информации; офис-менеджмента; организации коммуникаций; стратегического планирования и менеджмента [24].
Для понимания информационного менеджмента можно ограничиться следующими значениями:
- управление самой информацией, информационными потоками и ресурсами, т.е. автоматизированные технологии обработки информации в разных предметных областях;
- управление с помощью информации, т.е. управленческие технологии.
Для понимания сущности информационного менеджмента нам необходимо принять во внимание следующие положения:
- Информация это комплексная общенаучная категория, т.е. информация это средство делового общения; информация это средство донести до общества сведения о предприятии; информация это источник знаний о внешнем мире; информация это товар.
- Информационный менеджмент осуществляется в рамках одного предприятия.
- Информация это самостоятельный фактор производства, который лежит в основе процессов принятия управленческих решений.
- Информационный менеджмент имеет отношение не только к информации, но и к информационной деятельности предприятия.
Цель информационного менеджмента обеспечить эффективное развитие предприятия посредством регулирования различных видов его информационной деятельности.
Информационный менеджмент как процесс – совокупность управленческих действий по созданию и использованию информации в интересах предприятия, которые обеспечат достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» – информационных систем, в продукцию на «выходе» – информационные сервисы [25].
Общий менеджмент как отдельная наука и как часть науки об управлении занимается изучением законов и закономерностей управления социально-экономических процессов, принципов, методов и функций управления. Его объектами являются люди, с их деятельностью и многообразными отношениями, возникающими между людьми в процессе труда и управления. Предметной областью общего менеджмента являются: экономические механизмы, организационные структуры, маркетинг, информация, корпоративная культура и другие составные части системы управления. Для оптимизации менеджмента организации необходимо совершенствовать как каждую его предметную область в отдельности, так и все вместе, в системе.
Предметом информационного менеджмента являются процессы создания, эксплуатации и развития информационных систем предприятия.
Основными направлениями информационного менеджмента являются:
- управление информационными системами на всех этапах их жизненного цикла;
- стратегическое развитие информационных систем;
- маркетинг информационных систем.
Концепция информационного менеджмента объединяет в себе следующие подходы:
- экономический, рассматривает вопросы привлечения новой документарной информации, исходя из соображений полезности и финансовых затрат;
- аналитический, основан на анализе потребностей пользователей в информации и коммуникациях;
- организационный, рассматривает информационные технологии и их влияние на организационные аспекты;
- системный, рассматривает обработку информации на основе целостного, системно ориентированного, всеохватывающего процесса обработки информации на предприятии и уделяет особое внимание оптимизации коммуникационных каналов, информации, материальных средств и других затрат, методов работы.
Главная задача информационного менеджмента это информационная поддержка основной деятельности предприятия.
Информационные технологии сегодня можно рассматривать как неотъемлемый компонент управленческих технологий. Информационный менеджмент – является технологией, отдельными компонентами которой являются документарной информация, персонал предприятия, технические и программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные процедуры формирования и использования информационных ресурсов. Под управлением подразумевают не только принятие решения, но и весь комплекс управленческих действий. Информационный менеджмент касается всех функций управления современного предприятия. Информационный менеджмент превращается в основную базовую технологию организации управленческой деятельности во всех сферах деятельности информационного общества.
Библиографический список
- Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук / Белоусова Ирина Дмитриевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск. 2006. – 22 с.
- Белоусова И.Д. Введение информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: монография / И.Д. Белоусова. – Магнитогорск. 2009. – 141 с.
- Белоусова И.Д. Анализ принципов внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза / Белоусова И.Д. // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 7. – № 1. – С. 30-34.
- Белоусова И.Д. Диагностика внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза / И.Д. Белоусова // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т. 18. – № 1. – С. 25-28.
- Белоусова И.Д. Методика и организация внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза//Материалы международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». Ч.1. Екатеринбург. – 2008.
- Белоусова И.Д. Модель методики преподавания курса «Информационные системы и технологии» бакалаврам прикладной информатики / Белоусова И.Д., Брылева А.С. // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 74-77.
- Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. – 2014. Т. 2. – № 5 (37). – С. 48. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34813
- Баженов Р.И. О методике преподавания дисциплины «Управление проектами информационных систем» // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 3 (35). – С. 55. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32980
- Баженов Р.И. Использование системы Moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2014. – № 3 (93). – С. 174-175.
- Баженов Р.И. Организация научно-исследовательской работы студентов по дисциплине «Теория автоматов» // Современная педагогика. – 2014. – № 5 (18). – С. 20. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2399.
- Bazhenov R.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies //Life Science Journal. – 2014. Т.11. – №11s. – С.371-374.
- Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5 URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34180.
- Мовчан И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза / И.И. Мовчан // Информатика и образование. – 2009. – № 6. – С. 112-114
- Мовчан И.Н. Некоторые аспекты информационной подготовки студентов вуза / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т.18. – № 1. – С. 34-36.
- Мовчан И.Н. Контроль информационной деятельности студентов вуза в рамках модульной технологии /И.И. Мовчан // Современная педагогика. 2014. № 8 URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/08/2545.
- Мовчан И.Н. О значении самостоятельной работы студентов в вузе / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 6. – № 1. – С. 72-73.
- Мовчан И.Н. О роли контроля в учебной деятельности студентов / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т. 15. – № 4. – С. 3-4.
- Махмутова М.В. Формирование образовательной информационной среды подготовки ИТ-специалиста с использованием технологии дистанционного обучения: дис. … канд. пед. наук / Махмутова Марина Владимировна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск. – 2009. – 188 с.
- Махмутова М.В. Моделирование информационной образовательной среды вуза в условиях дистанционного обучения / М.В. Махмутова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2007. Т. 2. – № 2. С. 8-12.
- Белоусова И.Д. Информационный менеджмент в контексте управления информационными системами: учебное пособие – Магнитогорск: МаГУ, – 2010. – 156 с.
- Белоусова И.Д. Информационный менеджмент как концепция управления / И.Д. Белоусова // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 9. – № 4. – С. 5-6.
- Белоусова И.Д. Базовый инструментарий разработки основных образовательных программ в парадигме компетентностного подхода (на примере информационных систем) / И.Д. Белоусова // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 12-15.
- Белоусова И.Д. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в сфере информационного менеджмента / И.Д. Белоусова // Материалы международной научно-практическая конференция «Новые информационные технологии в образовании». Екатеринбург, – 2012 г.
- Гринберг А.С. Информационный менеджмент: учеб. пособие для вузов./ А.С. Гринберг, И.А. Король. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, – 2003. – 415 с.
- Костров А.В. Основы информационного менеджмента. Учеб. пособие Гриф УМО. 2-е изд., перераб. и доп. / А.В. Костров – М.: Финансы и статистика, – 2009. – 528 с.