Современные реалии диктуют необходимость внедрения в коррекционно-развивающий процесс информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют значительно расширить возможности специалистов и повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива специализированного детского сада. Это влечет за собой необходимость формирования ИКТ-компетентности педагога, работающего с детьми, испытывающими сложности в обучении и воспитании. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих в своей педагогической деятельности проблем.
Согласно последним исследованиям Вильшанской А.Д., Марковой Л.С., Борисовой Е.Ю. [2], наиболее частой причиной трудностей обучения и нарушений поведения в дошкольном возрасте является сочетание задержки психического развития с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Основными проявлениями которого являются двигательная расторможенность, дефекты концентрации внимания, импульсивность поведения, а также проблемы во взаимоотношениях с окружающими.
Традиционные методы и средства коррекции дефицита внимания и гиперактивности недостаточно эффективны при работе с детьми с ЗПР. Успешной коррекции и компенсации недостатков в развитии у данной категории дошкольников способствует применение современных достижений в области методики обучения, в том числе и новых информационных технологий.
В настоящее время уже накоплен определенный опыт по применению средств ИКТ в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Например, Ю.Ф. Гаркуша, Л.Р. Лизунова и З.А. Репина разработали компьютерные программы для обучения дошкольников, имеющих речевые нарушения. Под руководством О.И. Кукушкиной был создан пакет специализированных компьютерных программ для детей с нарушениями слуха, речи и ЗПР по формированию представлений об окружающем мире и математических представлений [6].
Однако у педагогов возникает множество вопросов, касающихся специфики использования данных технологий с детьми с задержкой психического развития, осложненной синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
В связи с этим в целях повышения ИКТ-компетентности специалистов нами представлен перечень средств информационных технологий для дошкольников с ЗПР и СДВГ и составлены рекомендации по их практическому применению с учетом особенностей развития детей с данными отклонениями.
Прежде всего, необходимо рассмотреть два таких важных понятия, как ИКТ-технологии и ИКТ-компетентность. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) — это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, форм и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей [4].
Задачам повышения ИКТ-компетентности уделяется большое значение в нормативных документах РФ в области образования. Законы Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Концепция модернизации российского образования», Государственные образовательные стандарты поставили перед ВУЗами задачу подготовки выпускника как активного субъекта педагогической деятельности, способного вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности, в том числе и в области информатизации образовательного процесса [3].
Баранова Н.С. определяет ИКТ-компетентность педагога как совокупность знаний, учений и опыта деятельности в сфере использования ИКТ в образовании [1]. В структуре ИКТ-компетентности выделяются два компонента: общая ИКТ-компетентность и профессиональная ИКТ-компетентность. Общая ИКТ-компетентность включает в себя:
– нахождение информации с использованием ресурсов Internet;
– создание простых (без рисунков и таблиц) и сложных (с таблицами, рисунками и схемами) документов в Word;
– создание расчетных таблиц в Excel с использованием формул, функций и диаграмм;
– создание однотабличных и многотабличных баз данных, построение запросов, форм и отчётов.
В профессиональной ИКТ-компетентности можно выделить следующие компоненты:
– использование ресурсов Internet для поиска информации для организации образовательной деятельности обучаемых;
– использование текстовых процессоров для оформления учебно-программной документации и создания материалов для учебного процесса;
– использование специализированных инструментальных систем для учёта результатов образовательной деятельности учащихся;
– разработка и использование электронных УМК;
– использование инструментальных программ для создания собственных Internet-ресурсов.
Информатизация специального дошкольного образования – это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ; и использование информационных технологий в коррекционно-развивающем процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в процесс обучения и воспитания гиперактивных дошкольников с ЗПР – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, и что особенно важно, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение ИКТ-компетентности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
В рамках коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с ЗПР и СДВГ могут использоваться следующие информационные технологии, предварительно адаптированные к особенностям дефекта данной категории детей:
- Интернет-ресурсы. Цель: поиск информации о возможностях коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью средствами информационных технологий и организация на ее основе образовательного процесса. Примерный перечень интернет-ресурсов о гиперактивных детях с ЗПР:
- http://nsc.1september.ru/002/18/6.htm;
- http://www.nerungri.edu.ru/muuo/rospc/sps/rec/ps/giper.htm;
- http://adalin.mospsy.ru.shtml;
- http://adhd-kids.narod.ru. - Развивающие компьютерные программы. Цель: тренировка дефицитарных психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, речи, моторики) и их произвольности. Примерный перечень компьютерных программ для данного контингента детей: «Программа по развитию речи» А.Ю. Коркиной; программа «Робот» И.В. Роберта; программа «Внимательные животные»; программа «Живая картина» Н.Н. Заваденко; программа «Цветик-семицветик» и др. [2,6].
- Компьютерные игры. Цель: развитие моторики, функций произвольной регуляции и самоконтроля. Примерный перечень компьютерных игр, которые можно использовать с гиперактивными детьми с ЗПР: «Гонка за лидером»; «Ищем ошибки»; «Черепахи»; «Автомобиль»; «Сделай так» и др. [6].
- Мультимедийные презентации. Цель: обучение пониманию и контролю собственных эмоциональных состояний, выражению своих чувств и распознаванию чувств других людей через жесты, мимику, рисунки; обучение навыкам социального поведения. Примерный перечень мультимедийных презентаций, который можно рекомендовать для работы с данной категорией детей: «Чувства. Эмоции»; «Что такое хорошо, что такое плохо»; «Добрый мальчик»; «Уходи, обида, прочь»; «Как избежать неприятностей»; «Позлись и улыбнись» и др. [5]
- Виртуальные экскурсии. Цель: расширение и систематизация представлений дошкольников с ЗПР об окружающем предметном и социальном мире. (http://www.gbmt.ru/ru/excursions/virtual/), экскурсия в царский дворец (http://www.tzar.ru/museums/palaces), экскурсия в библиотеку (http://old.nlb.by/navigator/Biblio_pres_03.html), экскурсия в музей (http://www.panotours.ru/muzei.html), экскурсия на Мамаев Курган (http://www.mamayev-kurgan/) и др.
На наш взгляд, при организации работы с гиперактивными дошкольниками с задержкой психического развития с применением средств ИКТ исключительно важно учитывать возраст детей, характер задержавшейся в развитии функции, степень выраженности симптомов СДВГ, специфику микросоциальной среды и своевременность оказания психолого-педагогической помощи.
Завершающим этапом нашей работы была разработка рекомендаций для педагогов специализированных ДОУ по использованию информационных технологий с дошкольниками, страдающими синдромом дефицита внимания и задержкой психического развития:
- Для гиперактивных детей с ЗПР важен порядок предъявления информационных технологий и их общее количество. Последовательность должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от познавательной технологии к релаксационной. Количество информационных технологий не должно превышать 2-3.
- Учитывая задержку в умственной сфере, необходимо обязательно включать в занятия компьютерные игры или другие информационные технологии, направленные на развитие мелкой моторики как важнейшее условие для развития речи, мыслительных процессов, концентрации внимания.
- Ввиду общей психической незрелости следует исключить многофункциональные информационные технологии. То есть, в одной игре должна тренироваться лишь одна нарушенная функция: либо внимание, либо усидчивость.
- Одну и ту же информационную технологию можно использовать в течение нескольких занятий с усложнениями, с другими возможными вариациями. Так как перегрузка новизной и разнообразием резко снизит эффективность проводимой работы.
- Давая инструкции к информационным технологиям целесообразнее использовать как можно меньше слов, пояснения должны быть простыми, короткими, ясными. Говорить нужно отчетливо, неторопливо (с детьми с ЗПР органического происхождения даже медленно).
- Движения педагогов должны быть спокойными, уверенными, без суетливости. Необходимо помнить, что злоупотребление повышением голоса вместо того, чтобы успокаивать, возбуждает гиперактивных детей еще больше.
- Следует оберегать ребенка от утомления и чрезмерной информационной насыщенности, поскольку это приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Таким образом, формирование ИКТ-компетентности педагога, работающего с гиперактивными детьми с ЗПР, является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, уровня ее сформированности позволяет целенаправленно и эффективно организовать педагогическую деятельность в рамках коррекционно-развивающего процесса. Предложенные нами методические рекомендации по применению информационных технологий с учетом специфики проявлений симптомов СДВГ и ЗПР могут использоваться специалистами коррекционных ДОУ для более обоснованного, грамотно и продуктивного планирования своей работы с детьми данной категории.
Библиографический список
- Баранова Н. С. Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса. URL: http://www.likt590.ru/resources/18.01.2011.pdf (дата обращения 02.08.14).
- Борисова Е.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) «Марийский институт образования», 2008.
- Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011.
- Инновации и современные технологии в системе образования: материалы II международной научно-практической конференции 20–21 февраля 2012 года. — Пенза — Ереван — Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012.
- Сологуб В.А. Методика создания и использования мультимедийных пособий и программ: Учебное пособие. – М.:АПКиППРО, 2008.
- Фатихова Л.Ф. Компьютерные технологии в психолого-педагогической коррекции детей/ Л.Ф. Фатихова//Логопед. – 2014. – №2. – с.20-25.
Количество просмотров публикации: Please wait