ЭНТРОПИЙНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Дружилов Сергей Александрович
Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, Новокузнецк
кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела Экологии человека

Аннотация
В статье рассматриваются теоретические предпосылки энтропийных методов анализа и возможности их использования в психологии труда. Освоение профессии представляет не монотонный, а колебательный процесс, характеризующийся высокой стохастичностью. Мерой неупорядоченности процесса (или системы) является энтропия, которая может быть рассчитана. Обосновывается возможность использования энтропийного подхода при анализе психологической структуры деятельности, а также при изучении развития личности профессионала.

Ключевые слова: деградация, кривые обучаемости, профессиональная деятельность, психологическая структура деятельности, развитие профессионализма, стагнация, стохастичность, энтропия


THE ENTROPIC APPROACH TO THE ANALYSIS OF THE BECOMING AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONALISM

Druzhilov Sergei Aleksandrovich
Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases under Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Sciences, Novokuznetsk
PhD of Psychological Sciences, Associate Professor, leading scientific worker of the Department of Human Ecology

Abstract
In the article discusses the theoretical prerequisites of entropic methods of analysis and the possibility of their use in the psychology of work. Mastering of the profession - it is not the monotonous deterministic process; its dynamic comprises fluctuations and is characterized by a high degree of the stochasticity. Entropy, a measure of randomness of the process (or systems) can be calculated. Outline the rationale for possibilities of using of the entropic approach in the analysis of the psychological structure of activities, as well as in the study of personality development professional.

Keywords: degradation, dynamics of learning, entropy is, professional activities, stagnation, stochasticity, the professional development, the psychological structure of activity


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дружилов С.А. Энтропийный подход к анализу становления и развития профессионализма // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/08/37035 (дата обращения: 19.03.2024).

О принципиальной возможности применения энтропийных характеристик наряду с другими методами анализа трудовых процессов писал в 1966 г. Г.М. Зараковский [1]. В инженерной психологии известны примеры применения энтропийных методов исследования процессов информационного взаимодействия человека и машины [2, 3, 4]. Изменение энтропии рассматривается как мера количества информации, вносимой человеком в управляемый процесс [5].

А.И. Галактионов и В.Н. Янушкин на основе обширного экспериментального материала показали, что в начале формирования новой частной структуры деятельности характерны большие разбросы ее показателей. Разбросы постепенно уменьшаются с обучением оператора и затем становятся постоянными [6, 7].

Ю.Я. Голиков и А.Н. Костин также на экспериментальном материале показали, что если построить кривые обучения для типовых задач, то «вид зависимостей конкретных реализаций процесса обучения становится заметно немонотонным» [8, с. 193]. Отмечалось, что «принципиальное существование подъемов и спадов показателя уровне подготовленности кривой обучения очень существенно и отражает содержание микроструктуры процесса обучения» [там же, c. 191]. При этом подчеркивается, что «временное ухудшение обученности свидетельствует не об угасании навыка, а о переходе выполнения режима на более высокий, более сложный уровень» [там же, c. 192]. Ю.Я. Голиков отмечал, что по мере деятельности снижается степень неопределенности в способах ее выполнения и связывал это с процессами накопления знаний об объекте, режимах его функционирования, особенностях среды [9].

Существование аналогичного эффекта в обучении В.Ф. Венда объясняет переходом оператора на новую стратегию выполнения деятельности, когда каждая последующая стратегия является более детализированной по сравнению с предыдущей [10]. В модели обучения Ю.Я. Голикова и А.Н. Костина переход на новую стратегию соответствует выполнению оператором дополнительных операций [8].

Отметим, что Илья Пригожин, русский, бельгийский и американский физик и химик российского происхождения, Нобелевский лауреат (1977 г.) по химии (термодинамика), теоретически доказал и экспериментально подтвердил, что энтропия колебательного режима меньше, чем энтропия монотонного процесса [11], следовательно, автоколебательный процесс является более устойчивым независимо от его физической природы.

Это подтверждают и психологи. М.А. Дмитриева отмечает, что самые первые шаги новичка на профессиональном пути сопровождаются высокой неопределенностью, дефицитом информации и соответствующим напряжением [12]. Е.А. Климов считает, что условием устойчивости психической целостности является автоколебательный процесс соответствующей системы – некоторый «психологический маятник» [13], обеспечивающий нечто вроде сканирования, обследования возможностей, открывающихся в том пространстве, которое Ф.Е. Василюк называет «жизненным миром» этой системы [14]. Е.А. Климов считает, что «процесс внутреннего колебания, во-первых, должен быть предметом рассмотрения во всех случаях обращения с людьми (будь то образование или управление персоналом организации), во-вторых, упорядоченное колебание есть условие устойчивости системы» [15, c. 64]. А.И. Худяков в качестве одного из важнейших принципов построения обобщенного образа рассматривает принцип снятия неопределенности между представлением о внешнем мире и поступающей о нем актуальной информацией [16].

В.Д. Балин выявил наличие неравновесных связей в системе как на условие развития системы путем ее самоорганизации. Он пишет, что сильно неравновесные связи являются непременным условием самоорганизации, но и самоорганизация, в свою очередь, изменяет смысл связей. Сильно неравновесные системы становятся чувствительными к слабым воздействиям [17]. Отметим, что И. Пригожин и И. Стенгерс также указывали, что неравновесность, стохастичность предполагает эволюцию системы, т.е. возможность ее развития по определенным законам [18].

В качестве причин стохастичности профессиональной деятельности мы рассматриваем наличие внутренних и внешних факторов неопределенности состояний человеко-технической системы. К ним относится и стохастичность состояний специалиста в процессе деятельности, и некоторая стохастичность состояний средств деятельности, и вероятностный характер воздействий возмущений со стороны внешней среды. В человеко-технических системах оператор, – как активный элемент системы, делающий ее целенаправленной, – способен изменить в некоторых пределах энтропию системы [19].

В исследованиях В.Н. Бринзы с соавторами отмечается, что психологическая нагрузка на оператора определяется числом неупорядоченных связей между потенциально возможными действиями и операциями. Исследователи связывают снижение нагрузки с упорядочением деятельности, которое равно уменьшению энтропии (S) во времени (t), что математически выражается как отрицательная производная (dS / dt < 0) [20].

На основании осциллографических исследований управляющих действий операторов нами было выявлено, что уменьшение относительной энтропии человеко-технической системы «прокатный стан» приводит к увеличению интенсивности управляющих действий операторов-прокатчиков. Обнаружено, что увеличение энтропии (как меры неопределенности) действий операторов происходит в наиболее сложные моменты технологического процесса – в пропусках металла через валки, предшествующих кантовке слитка. В этих пропусках требуется большая точность работы для обеспечения заданного сечения металла. Было показано, что по ходу процесса прокатки металла оператор-вальцовщик уточняет информацию о характеристиках слитка, согласовывает с этой информацией свои управляющие действия, что приводит к относительной стабилизации процессов в системе «оператор – прокатный стан – обрабатываемый слиток» [21].

Энтропия в этом случае определялась известными методами как величина, пропорциональная логарифму от дисперсии измеряемого параметра [22], в качестве которого в нашем случае было выбрано количество управляющих движений оператора-вальцовщика за цикл прокатки слитка.

Б.Н. Рыжов в своей монографии рассматривает методологические подходы к рассмотрению энтропийных характеристик состояния системы, а также принципы анализа деятельности как процесса системообразования [23]. Им было показано, что любая система имеет ряд статических характеристик, в том числе первичных, под которыми понимается ее объем, или количество составляющих ее элементов (n), и сложность системы (C). Под сложностью понимается сумма всех связей между ее элементами. Был предложен простой метод расчета первичных статических характеристик системы, а на их основе ее энтропии. Энтропия системы (S) в зависимости от числа элементов системы и числа значимых связей в ней рассчитывается по следующей формуле:

S = 1 – 2C / n(n – 1).

Автор обосновал, что в общем случае при больших объемах системы (когда n → ∞) «энтропия системы (S) изменяется пропорционально квадрату числа составляющих ее элементов и обратно пропорционально удвоенной величине ее сложности» [23, с. 79]. На разнообразных примерах (из области физических, социальных, биологических и др. систем) было показано, что при интенсивном развитии любой системы (характеризующейся ростом числа элементов и ее сложности, проявляющейся в увеличении числа связей между образующих систему элементов), ее энтропия уменьшается.

Мы считаем возможным применение энтропийного метода для анализа психологической структуры деятельности (ПСД), предложенной А.И. Галактионовым и В.Н. Янушкиным (1988 г.). Исследователи на основе анализа кривых обучаемости показали, что в результате приобретения опыта оператор-технолог формирует несколько частных психологических подмоделей. Выявлено три основных рабочих подмодели ПСД (технологическая, функциональная и информационная), с помощью которых специалист может с достаточно высокой надежностью решать все известные и незнакомые ему задачи по анализу сложных производственно-технологических ситуаций [7]. Кроме того, на более высоких концептуальных уровнях деятельности оператор формирует еще две вспомогательные частные ПСД (алгоритмическую и образную), которые он использует для быстрой оценки сложившейся ситуации.

Мы исходим из понимания того, что каждая из подмоделей ПСД описывается совокупностью образующих ее компонентов, находящихся в определенной взаимосвязи, что может быть представлено в виде соответствующих корреляционных плеяд. Разные фазы профессионализации человека характеризуются разным составом и структурой связей элементов, образующих каждую из подмоделей.

Предлагаемый нами энтропийный метод анализа ПСД предполагает, что для каждой из частных подмоделей рассчитываются корреляционные плеяды, в состав которых входят конкретные ПВК, в также мотивационные и личностные характеристики профессионала. В качестве системообразующего фактора принимается показатель эффективности профессиональной деятельности [24]; при этом наличие статистически значимых корреляционных связей других факторов с показателем эффективности считаем существенным признаком для рассматриваемой системы. На временном промежутке (t), т.е. в динамике развития профессионала, происходит изменение состава элементов (dn / dt) и сложности структуры (dC / dt), характеризующейся числом значимых связей в корреляционной плеяде; соответственно, нарастает или убывает энтропия (dS / dt), характеризующая данную систему.

Если число освоенных человеком психических подмоделей деятельности (а также элементов, входящих в каждую из этих подмоделей), увеличивается, сложность их взаимосвязей (интеграция) и теснота связей с показателем эффективности – возрастает, а энтропия – снижается, то можно с определенностью говорить о развитии индивидуального профессионализма как целостной психической системы. И наоборот, уменьшение числа освоенных элементов (подмоделей) концептуальной модели деятельности при одновременном уменьшении сложности взаимосвязей между этими элементами, в том числе разрушении значимых корреляционных связей с показателем эффективности, сопровождающееся увеличением энтропии, свидетельствует о разрушении психологической структуры деятельности и, соответственно, о депрофессионализации человека. При этом возможны следующие варианты.

Экстенсивное развитие. На начальном уровне профессионализма, с формированием по мере интериоризации и осознания «нормативных» характеристик деятельности увеличивается число элементов (dn / dt > 0), входящих в состав той или иной подмоделей при относительно слабой связи (dC / dt > 0) между ними. Некоторые из дополнительных элементов, включаемых субъектом на этом этапе развития в состав соответствующей подмодели, возможно, являются избыточными и в последующем не войдут в структуру модели. Добавление в систему новых элементов сопровождается привнесением в нее несущественных связей, число которых не превышает удельное количество связей, приходящихся на каждый элемент системы до ее изменения. Сложность соответствующей подмодели деятельности возрастает, но она становится более «рыхлой», аморфной, не способной адекватно реагировать на неожиданные внешние возмущения. Энтропия такой системы возрастает (dS / dt > 0). Все это свидетельствует об «экстенсивном развитии» профессионализма как системного образования. Профессиональная деятельность на этом этапе развития характеризуется неустойчивостью характеристик, колебательными процессами.

Отметим, что переход от одной стадии профессионализма к другой сопровождается «поисковой» активностью, внешне выражающейся в повышенной дисперсии показателей деятельности, их колебаниях. В концепции профессионализма как психологического синдрома это характеризуется включением положительной внутренней обратной связи. Поисковая активность рассматривается как необходимая предпосылка интенсивного развития профессионализма человека.

Интенсивное развитие. По мере формирования навыков деятельности происходит своеобразная «фильтрация» включенных ранее новых элементов: отбраковка тех из них, которые не являются необходимыми для обеспечения деятельности и включение в общую структуру связей элементов, значимых для деятельности на данном этапе ее развития. Новая подструктура психологической системы деятельности в целом характеризуется ростом числа элементов (dn / dt > 0) и ее сложности (dC / dt > 0), проявляющейся в увеличении числа связей между образующих систему элементов, ее энтропия уменьшается (dS / dt < 0).

Это возможно в двух случаях. 1) Если вносимый в систему новый элемент имеет большее число связей с другими элементами, чем в среднем было у каждого элемента до ее изменения. 2) Если добавляемые новым элементом (или элементами) связи носят существенный характер, значительно снижая число опосредованных связей. В этом случае изменения, характеризующие изменение как деятельности и самого профессионала, свидетельствуют об «интенсивном развитии» профессионализма как системного образования. Деятельность приобретает устойчивый, стабильный характер, колебательные процессы, свойственные более раннему ее этапу, затухают либо приобретают характер устойчивых автоколебаний с малой амплитудой.

Стагнация профессионализма. Для данного этапа характерно «накопление» числа элементов, составляющих систему (dn / dt > 0). Многие из них являются следствием опыта достижений и неудач (собственного и обобщенного), отражающего реалии конкретных ситуаций, но некритично распространяемого затем на любые профессиональные задачи. Человек не осознает необходимости связей между элементами.

При стагнации в структуре сохраняются лишь старые связи, часть из которых начинает разрываться в виду отсутствия потребности в их актуализации (dC / dt  0). Возможным вариантом является включение новых элементов в систему путем разрыва старых, существенных связей. Энтропийный подход приводит к выводу о том, что стагнация профессионализма человека не может продолжаться долгое время. Причина тому в ускоренно идущем при этом типе профессиональных изменений процессе увеличения энтропии (dS / dt > 0), чьи темпы, по Б.Н. Рыжкову, значительно опережают рост энтропии при экстенсивном развитии [23]. Результатом быстрого накопления энтропии становится неизбежный дисбаланс процессов взаимодействия с профессиональной средой.

Содержательная сторона профессиональной стагнации проявляется в том, что специалист перестает совершенствоваться в своем деле, «застревает» в рамках привычной для него деятельности, которая сводится к ежедневной технике реализации текущих дел. Е.А. Климов приводит свое видение предполагаемых им внутренних и внешних причин профессиональной стагнации (застоя). «Внешними причинами здесь могут быть вынужденное однообразие (монотонность) выполняемых действий, безвыходное положение в смысле возможной смены вида или места работы», а также «ухудшение здоровья и старение человека» [25, с. 131]. Внутренними причинами стагнации, по Е.А. Климову «могут быть нежелание, неспособность перестроить перспективы своего развития в новых условиях» [там же]. Исследователь приходит к выводу о том, что «В результате может возникать пассивная жизненная позиция…., общая усталость, безразличие к жизни. Возможны конфликты с окружающими» [там же].

Согласно известному из теории систем «постулату развития» [26, 27],длительное существование системы невозможно без ее развития. Если система не развивается, то она деградирует – разрушается. Отсюда закономерный вывод: профессионализм (как системное психическое образование) не может долгое время находиться в состоянии застоя; стагнация неизбежно приводит к деградации профессионализма, включая все его проявления, как на уровне характеристик субъекта деятельности и личности, так и на уровне показателей деятельности.

Деградация профессионализма. Главной отличительной особенностью профессиональной деградации (понимаемой как постепенное вырождение, распад профессионализма, движение назад) является сокращение числа элементов (dn / dt < 0), образующих частные подмодели ПСД (технологическую, функциональную и информационную). Сокращается и число значимых связей между элементами в указанных подсистемах (dC / dt < 0) при одновременном возрастании энтропии (dS / dt > 0) рассматриваемой системы деятельности.

При профессиональной деградации главная роль принадлежит процессам, происходящим внутри человека-профессионала, а его взаимодействие с профессиональной средой имеет второстепенный, подчиненный характер.

Энтропийный подход позволяет дать конструктивное объяснение различным формам профессионального становления: экстенсивному и интенсивному развитию профессионализма, а также его стагнации и деградации. Указанный подход оказывается действенным не только при анализе развития психологической структуры профессиональной деятельности, но и при изучении становления свойств человека-профессионала.


Библиографический список
  1. Зараковский Г.М. Психофизический анализ трудовой деятельности. М.: Наука, 1966. 114 с.
  2. Николаев В.И. Информационная теория контроля и управления (В приложении к судовым энергетическим установкам). Л.: Судостроение, 1973. 288 с.
  3. Смирнов Б.А. Инженерная психология. Киев: Вища школа, 1979. 190 с.
  4. Шеридан Т.Б., Феррел У.Р. Система «человек-машина»: Модели обработки информации, управления и принятия решения человеком оператором / Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1980. 400 с.
  5. Ахутин В.М. Поэтапное моделирование и синтез адаптивных биотехнических и эргатических систем // Инженерная психология: Теория, методология, практическое применение / Под ред. Б.Ф. Ломова, В.Ф. Рубахина, В.Ф. Венды. М.: Наука, 1977. С. 149-180.
  6. Галактионов А.И., Янушкин В.Н. Трансформация структуры деятельности оператора АСУ ТП на стадии самообучения // Психологический журнал. 1981. № 6. С. 65-75.
  7. Галактионов А.И., Янушкин В.Н. Исследование и практическое использование кривых обучения оператора // Психологические факторы операторской деятельности / Под ред. А.И. Галактионова, В.Ф. Венды, В.А. Вавилова. М.: Наука, 1988. С. 25-43.
  8. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Метод структурно-динамического представления деятельности для проектирования режимов управления и процесса подготовки операторов // Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Под ред. Б.Ф. Ломова, Ю.М. Забродина. М.: Наука, 1985. С. 183-195.
  9. Голиков Ю.Я. Проблемы организации профессиональной подготовки и проектирования деятельности испытателей движущихся объектов // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.: Наука, 1985. С. 104–115.
  10. Венда В.Ф. Перспективы развития психологической теории обучения операторов // Психологический журнал. 1980. Том 1. № 4. С. 48-71.
  11. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах /Пер. с англ. М.: Мир, 1979. 512 с.
  12. Дмитриева М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации //Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / [Никифоров Г.С., Корнеева Л.Н. и др.]; Под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. С. 43-61.
  13. Климов Е.А. Об амбифлекторной природе психического // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1992. № 1. С. 51–57.
  14. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций.  М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
  15. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект) / учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2001. 192 с.
  16. Худяков А.И. Психофизика обобщенного образа / Автореф. дисс. докт. психол. наук, спец. 19.00.01. СПб: СПбГУ, 2001. 44 с.
  17. Балин В.Д. Механизмы психического отражения / Автореф. дисс. докт. психол. наук. Спец. 19.00.01, 19.00.02. СПб.: СПбГУ, 2002. 45 с.
  18. Пригожин И. Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени / Пер с англ. М.: Прогресс, 1994. 266 с.
  19. Дубровский В.Я., Щедровицкий Л.П. Проблемы системного инженерно-психологического проектирования. М.: Изд-во МГУ, 1971. 92 с.
  20. Бринза В.Н., Векшин Б.С., Потоцкий Е.П. Математическое моделирование условий труда в металлургии. М.: Металлургия, 1983. 159 с.
  21. Дружилов С.А. Анализ профессиональной деятельности операторов прокатных станов с позиций экологии человека // Экология и промышленность России. 2014. № 1. С. 47–51.
  22. Коган И.М. Прикладная теория информацию. М.: Радио и связь, 1981. 216 с.
  23. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). М.: Изд-во МГПУ, 1999. 278 с.
  24. Дружилов С.А. Профессионализм человека и критерии профессиональной адаптации // Объединенный научный журнал. 2003. № 1. С. 15-16.
  25. Климов Е.А. Путь в профессионализм (Психологический анализ) / учеб. пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2003. 320 с.
  26. Дружинин В.Н., Конторов Д.С. Проблемы системологии (проблемы сложных систем).  М.: Сов. Радио, 1976. 296 с.
  27. Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс-Академия, 1995. 416 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дружилов Сергей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация