Современные информационные технологии, располагая большим разнообразием методов и средств, включая новейшие средства видеотехники, оргтехники, средства сетевых технологий, мощные мультимедийные обучающие комплексы и т.д., позволяют перевести учебный процесс на иной технический и методический уровень, и тем самым существенно повысить эффективность обучения, обеспечить более высокое качество и привлекательность преподавания ряда дисциплин. Однако наличие аппаратных и программных средств оказывается недостаточным для того, чтобы процесс внедрения новейших информационных технологий в учебный процесс развивался успешно, был эффективным и затрагивал бы многие профилирующие дисциплины [1]. Назовем ряд причин, объясняющих данное положение дел.
Одна из причин связана с тем, что только силами сотрудников соответствующих структур вуза, ответственными за внедрение информационных технологий в учебный процесс и преподавателями кафедр занимающихся непосредственно информационными технологиями данную проблему в комплексе решить невозможно. Значительная роль здесь должна принадлежать преподавателям специальных дисциплин не информационного цикла. Большинство из них не имеют серьезных навыков использования информационных технологий, в том числе и компьютерной техники, в учебном процессе. Без определенного внешнего стимула и поддержки им трудно самостоятельно выбрать необходимые аппаратные и программные средства, провести требуемые организационные мероприятия, осуществить соответствующую методическую работу при использовании информационных технологий какой-то части своего педагогического труда. Кроме того, им нередко бывает трудно преодолеть психологический барьер и перейти на преподавание, используя компоненты современных информационных технологий. Чаще всего преподавателям специальных дисциплин требуется дополнительная подготовка в освоении такой важной составляющей информационных технологий, как компьютерная техника.
Следует отметить, что потребность в компьютеризации процесса обучения для различных дисциплин далеко не одинакова. Многие дисциплины, например, гуманитарного характера, еще могут обходиться без применения информационных технологий (хотя использование мультимедийных средств существенно повысило бы интерес обучающихся). В тоже время, в процессе преподавания ряда специальных дисциплин, уже нельзя игнорировать компьютерные программы, составляющие профессиональный инструментарий специалиста, без заметной потери качества обучения [2]. Для того чтобы выделить особенности разных программ и обратить на них внимание, целесообразно дать классификацию программных продуктов, которые используются в учебном процессе как объекты изучения или как средства обучения.
Для того чтобы выделить особенности разных программ и обратить на них внимание, целесообразно дать классификацию программных продуктов, которые используются в учебном процессе как объекты изучения или как средства обучения [3].
Первый класс – это системные и прикладные программы общего назначения. С этими программами связаны, в первую очередь, преподаватели, специализирующиеся в области информационных технологий.
Ко второму классу следует отнести специализированные программы для решения оперативных, технологических задач специалиста. Эти программы используются для создания автоматизированных рабочих мест (АРМ) различных специалистов. Обучение пользованию данными программами, непосредственно базируется на знаниях определенной предметной области. Трудность преподавания подобных дисциплин связана с тем, что от преподавателя в равной мере требуются знания соответствующей предметной области и основ информационных технологий.
Третий класс составляют специализированные программы для решения стратегических задач (задач стратегического планирования). Именно такие программы выступают как средство обучения специальным дисциплинам, и как было отмечено выше, преподавание таких дисциплин не может проходить качественно без этих программ. Программы данного класса характеризуются простым интерфейсом. Овладение такой программой не требует, как правило, особых знаний в области информационных технологий, но требует глубоких профессиональных знаний в соответствующей специальности. Если к преподаванию дисциплин с использованием программ второго класса еще приемлемо привлечение преподавателей информационного профиля при соответствующей специальной подготовке, то с преподаванием на базе программ третьего класса могут справиться лишь профессионалы в данной предметной области.
Не менее важным и мощным резервом в повышении эффективности обучения является широкое внедрение обучающих и контролирующих программ, которые можно отнести к четвертому классу. Однако на пути внедрения данных программ имеется немало трудностей, которые еще более усугубляются в вузах с малочисленным контингентом студентов. Число дисциплин в учебных планах не зависит от контингента студентов и числа преподавателей вуза. Однако количество дисциплин, приходящееся в среднем на одного преподавателя, обратно пропорционально числу преподавателей. В таких вузах преподавателям приходится обслуживать большое количество разнообразных предметов и сосредоточиться, при данных обстоятельствах, на глубокой методической проработке каждой дисциплины с целью перехода на использование обучающих программ, наполнения их соответствующим информационно-методическим содержанием, крайне затруднительно.
Одним из путей преодоления указанных трудностей при внедрении обучающих и контролирующих программ и повышения эффективности применения информационных технологий является разработка и использование одной единственной обучающей и контролирующей программы с единым массивом данных. Такая программа должна быть сетевой и иметь:
- единый унифицированный интерфейс для преподавателя, с помощью которого формируется обучающий и контролирующий массив данных;
- единый унифицированный интерфейс для студентов, с помощью которого студенты получают обучающий материал, а преподаватель осуществляет проверку полученных знаний;
- общую концептуальную схему данных (совокупность взаимосвязанных структур для хранения данных о студентах, дисциплинах, преподавателях, обучающих и контролирующих материалах, результатах тестирования и аттестации студентов), обеспечивающую создание общего сетевого информационного ресурса.
Другая причина состоит в слабой подготовке выпускников средних учебных заведений по дисциплинам связанным с информационными технологиями и как следствие этого, невысокая информационная культура учащихся. Эта причина порождает ряд негативных моментов, которые необходимо также учитывать при внедрении информационных технологий в учебный процесс. К этим моментам можно отнести нарушение графика выполнения практических занятий, за счет слабой усвояемости студентами материалов практических занятий. Кроме того, возрастает физическая и психологическая нагрузка на преподавателей при объяснении и контроле практических заданий на каждом компьютерном месте в компьютерном классе.
Таким образом, применение информационных технологий позволило оценить их высокую эффективность, которая определялась с помощью компьютерного тестирования студентов. Обработанные результаты тестирования показали повышение успеваемости в среднем на 20 %, по сравнению с успеваемостью студентов, где эти технологии не применялись
Библиографический список
- Бобкова Е.Ю., Логинов С.М., Мелишева Е.П., Яшин В.Н. Научный потенциал кафедры информатики и математики СИ РГТЭУ 2010-2012. М.: Научные технологии, 2013. 106 с.
- Мотов В.В., Яшин В.Н., Современное состояние автоматизации процесса разработки электронных методических материалов // Вестник Российского государственного торгово-экономич
еского университета (РГТЭУ) . 2008. № 1. С. 229-232 - Яшин В.Н. Информатика: аппаратные средства персонального компьютера: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности “Прикладная информатика (по областям)” и другим специальностям. М.: Высшее образование, 2008.