О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Гончаров Сергей Иванович
Институт государственного и муниципального управления Белгородского государственного национального исследовательского университета
кафедра Социальные технологии / Бюджетные и Финансовые Технологии

Аннотация
Сегодня, в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, всё больше и больше говорится о модернизации всей цепочки государственных отношений. Этому способствует как социальное, так и экономическое развитие общества, что непосредственно влияет на зависимость от современных технологий, которые стабильно закрепились в нашей жизни.
С тем объемом информации, который необходимо обрабатывать в нынешнее время, справиться без информационных технологий невозможно. Так и в области государственных и муниципальных закупок необходима некая система автоматизации процессов управления для повышения эффективности закупочной деятельности.
Данная система должна использовать комплекс различных механизмов, к числу которых относится реформирование законодательства, посвященного проведению закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд с использованием в процессе осуществления данных закупок информационных и коммуникационных технологий. Использование названных технологий позволит ослабить такие негативные явления системы закупок для государственных и муниципальных нужд, как низкий уровень гласности, коррупция, ограничение конкуренции. Так же, позволяет повысить эффективность работы системы государственных и муниципальных закупок за счет автоматизации рутинных процессов, существенно сократить излишний документооборот при проведении закупок, снизить транзакционные издержки на проведение процедур закупок и заключения договоров, а, следовательно, привести к сокращению затрат бюджетных средств.
Поэтому сегодня актуальность темы наиболее очевидна. И не только потому, что автоматизация выстраивает четкую и логическую цепочку действий, повышает эффективность и снижает затраты, но и приносит свой вклад в развитие и совершенствование всего процесса от планирования до удовлетворения нужд всех участников процесса закупок.

Ключевые слова: автоматизация, внедрение, госзаказ, государственные и муниципальные закупки, государственные и муниципальные учреждения, информационные технологии, ИТ-проект, управление проектами, ФЗ-94, электронный документооборот


ON THE IMPLEMENTATION OF PROJECTS FOR THE INTRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE PUBLIC PROCUREMENT SYSTEM

Goncharov Sergei Ivanovich
Institute of Public Administration, Belgorod State National Research University
Department of Social Technologies / Budgetary and Financial Technology

Abstract
Today, in order to meet public needs, more and more talk about the modernization of the entire chain of public relations. It is promoted as a social and economic development of society, which directly affects the dependence on modern technologies, which stably anchored in our lives.
With that amount of information that must be processed at the present time, to cope without information technology is impossible. And in the field of public procurement requires certain system of automation of management processes to improve the efficiency of procurement .
The system should use a set of different mechanisms , which include legislative reform on the administration of procurement of goods (works, services) for public use in the process of using the data of the procurement of information and communications technologies. Using these technologies will weaken such negative phenomena procurement system for state and municipal needs such as low levels of transparency, corruption, and the restriction of competition. Just can improve the efficiency of the system state and municipal procurement by automating routine processes , significantly reduce unnecessary paperwork when purchasing , reduce transaction costs for carrying out procurement procedures and contracts, and, consequently, reduce the cost budget.
So today the relevance of the theme is most obvious. And not only because automation builds clear and logical chain of actions, increases efficiency and reduces costs, but also brings its contribution to the development and improvement of the entire process from planning to meet the needs of all participants in the procurement process.

Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гончаров С.И. О реализации проектов по внедрению информационных технологий в систему государственных закупок // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/02/30936 (дата обращения: 19.04.2024).

Просмотреть статью на английском языке

На данный момент большинство компаний занятых в сфере разработки информационных технологий предоставляют услуги по внедрению, как промышленных информационных систем, так и информационных систем направленных на конкретный участок организации, либо же под конкретные цели бизнес-процессов организации. Процесс внедрения является трудоемким и связан с большим количеством рисков, что может привести к негативным результатам. Для эффективного управления проектом внедрения необходимо разработать как инструкцию для управления проектом, так и  методику управления рисками.

Общие подходы к управлению проектами по внедрению информационных систем являются интуитивно понятными, так как в их основу положены структурированные здравый смысл и опыт. Проект внедрения необходимо начать с постановки и согласования цели, спланировать путь её достижения, выполнить предусмотренные работы, и успешно закончить проект, достигнув цели, как было запланировано[1]. Сложности возникают практически всегда – исходя из практики, редко удается реалистично оценить и запланировать уникальную деятельность или выполнить работы так, как было запланировано. Общий подход к минимизации и недопущению типовых проблем реализации проектов заключается в организации такой системы управления, которая учитывает интересы различных участников проекта (в первую очередь Заказчика), имеет четко определенную организационную структуру и согласованные процедуры управления[2].

Сегодня, так или иначе, практически каждая организация в процессе своей деятельности сталкивается с необходимостью реализации проекта в сфере информационных технологий. Ввиду того, что цели, результаты и условия реализации проектов, сами по себе, различны, то можно говорить об их многообразии и сложности.

На данный момент уровень разрабатываемых программных комплексов по автоматизации управления процессами закупочных процедур в региональном секторе государственной власти позволяет достаточно быстро, с наименьшими трудозатратами поставить на «рельсы» всеобъемлющий набор действий организационного и производственного процессов: от ясной постановки целей и декомпозиции задач до получения аналитических данных любого уровня сложности.

Но зачастую, сталкиваясь с проблемой эффективного распределения бюджетных средств на внедрение информационных технологий, руководители учреждений муниципального сектора сложно себе представляют, насколько системы автоматизации управления позволят вывести учреждение на ожидаемый курс с высокими показателями результативности. Для этого руководители считают необходимым проводить сложные, многоуровневые расчеты, разнообразный анализ и всевозможные дополнительные консультации, которые, как правило, не способствуют приближению поставленной цели, а являются некой «оттдушиной» для принятия столь важного решения и его переноса на «следующий раз». Ввиду этого нет ничего удивительного в том, что процесс сам по себе затягивается в воронку застоя, откуда вытянуть его со временем становится все сложнее и ресурсозатратнее.

Определить, закупить, поставить, установить оборудование, обеспечить и обучить персонал, согласовать технические задания, перед этим, определив ключевые показатели процесса, требующие улучшения, а так же, интерпретировать и сбалансировать метрики, по которым будет проходить оценка достигнутых результатов. Это только часть задач, с которыми столкнется руководитель, приняв решение о реализации проекта по внедрению информационных технологий в систему государственных закупок.

Стоит отметить, что в условия нынешней конкуренции на рынке к проекту в области информационных технологий следует относиться как к самостоятельному инвестиционному проекту, то есть как к возможности инвестирования средств в качественное улучшение управления организацией.

Как считают эксперты управления проектами в сфере информационных технологий, такие как Джо Мараско, Ройс Уокер, Скотт Беркун[3], проекты по разработке, реализации, структуризации, реинжинирингу, связанные с информационными технологиями, необходимо рассматривать, как часть большой системы ввиду того, что изменения, вызываемые реализацией подобных проектов затрагивают не только все бизнес-процессы организации, но и её структуру. В пример можно привести программу по реструктуризации организации, в котором проект внедрения информационных технологий в бизнес-процесс организации является одним из структурных элементов.

Далее, как уже говорилось выше о сложностях реальной оценки и непосредственного выполнения детальных условий, запланированных на начальных этапах реализации проекта, Ройс Уокер говорит, и эту точку зрения нельзя не принять во внимание, что одной из особенностей проекта в сфере информационных технологий (далее – ИТ-проекты) является наличие изменений, которые иногда касаются не только условий реализации проекта, но и самой цели проекта или ее качественных характеристик. При подходе к реализации подобных проектов, необходимо изначально продумать и задокументировать их цели, а также способы измерения и качественных характеристики этих целей[4]. Это связано с тем, что в ходе выполнения работ над проектом, а также при завершении проекта необходимо выполнять аналитическую оценку успешности его осуществления. Кроме того, измеряемая цель необходима для минимизации субъективного фактора в оценке того, исполнен проект в полном объеме или нет, а если исполнен, то насколько точно покрыт весь объем работ.


Библиографический список
  1. Беркун, С. Искусство управления IT-проектами. Проблемы организации бизнеса, лидерства, разработки и представления результатов / С. Беркун. – Санкт-Петербург: Питер, 2007.
  2. Товб, А.С., Ципес, Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт / А.С. Товб, Г.Л Ципес. – Москва: Олимп-Бизнес, 2003.
  3. Мараско, Д. IT-проекты: фронтовые очерки / Д. Мараско. – Санкт-Петербург: Символ-Плюс, 2007; Уокер, Р. Управление проектами по созданию программного обеспечения / Р. Уокер. – Москва: Лори, 2007; Беркун, С. Искусство управления IT-проектами. Проблемы организации бизнеса, лидерства, разработки и представления результатов / С. Беркун. – Санкт-Петербург: Питер, 2007.
  4. Уокер, Р. Управление проектами по созданию программного обеспечения / Р. Уокер. – Москва: Лори, 2007;

References
  1. Беркун, С. Искусство управления IT-проектами. Проблемы организации бизнеса, лидерства, разработки и представления результатов / С. Беркун. – Санкт-Петербург: Питер, 2007.
  2. Товб, А.С., Ципес, Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт / А.С. Товб, Г.Л Ципес. – Москва: Олимп-Бизнес, 2003.
  3. Мараско, Д. IT-проекты: фронтовые очерки / Д. Мараско. – Санкт-Петербург: Символ-Плюс, 2007; Уокер, Р. Управление проектами по созданию программного обеспечения / Р. Уокер. – Москва: Лори, 2007; Беркун, С. Искусство управления IT-проектами. Проблемы организации бизнеса, лидерства, разработки и представления результатов / С. Беркун. – Санкт-Петербург: Питер, 2007.
  4. Уокер, Р. Управление проектами по созданию программного обеспечения / Р. Уокер. – Москва: Лори, 2007;


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Sergei Goncharov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация