На данный момент большинство компаний занятых в сфере разработки информационных технологий предоставляют услуги по внедрению, как промышленных информационных систем, так и информационных систем направленных на конкретный участок организации, либо же под конкретные цели бизнес-процессов организации. Процесс внедрения является трудоемким и связан с большим количеством рисков, что может привести к негативным результатам. Для эффективного управления проектом внедрения необходимо разработать как инструкцию для управления проектом, так и методику управления рисками.
Общие подходы к управлению проектами по внедрению информационных систем являются интуитивно понятными, так как в их основу положены структурированные здравый смысл и опыт. Проект внедрения необходимо начать с постановки и согласования цели, спланировать путь её достижения, выполнить предусмотренные работы, и успешно закончить проект, достигнув цели, как было запланировано[1]. Сложности возникают практически всегда – исходя из практики, редко удается реалистично оценить и запланировать уникальную деятельность или выполнить работы так, как было запланировано. Общий подход к минимизации и недопущению типовых проблем реализации проектов заключается в организации такой системы управления, которая учитывает интересы различных участников проекта (в первую очередь Заказчика), имеет четко определенную организационную структуру и согласованные процедуры управления[2].
Сегодня, так или иначе, практически каждая организация в процессе своей деятельности сталкивается с необходимостью реализации проекта в сфере информационных технологий. Ввиду того, что цели, результаты и условия реализации проектов, сами по себе, различны, то можно говорить об их многообразии и сложности.
На данный момент уровень разрабатываемых программных комплексов по автоматизации управления процессами закупочных процедур в региональном секторе государственной власти позволяет достаточно быстро, с наименьшими трудозатратами поставить на «рельсы» всеобъемлющий набор действий организационного и производственного процессов: от ясной постановки целей и декомпозиции задач до получения аналитических данных любого уровня сложности.
Но зачастую, сталкиваясь с проблемой эффективного распределения бюджетных средств на внедрение информационных технологий, руководители учреждений муниципального сектора сложно себе представляют, насколько системы автоматизации управления позволят вывести учреждение на ожидаемый курс с высокими показателями результативности. Для этого руководители считают необходимым проводить сложные, многоуровневые расчеты, разнообразный анализ и всевозможные дополнительные консультации, которые, как правило, не способствуют приближению поставленной цели, а являются некой «оттдушиной» для принятия столь важного решения и его переноса на «следующий раз». Ввиду этого нет ничего удивительного в том, что процесс сам по себе затягивается в воронку застоя, откуда вытянуть его со временем становится все сложнее и ресурсозатратнее.
Определить, закупить, поставить, установить оборудование, обеспечить и обучить персонал, согласовать технические задания, перед этим, определив ключевые показатели процесса, требующие улучшения, а так же, интерпретировать и сбалансировать метрики, по которым будет проходить оценка достигнутых результатов. Это только часть задач, с которыми столкнется руководитель, приняв решение о реализации проекта по внедрению информационных технологий в систему государственных закупок.
Стоит отметить, что в условия нынешней конкуренции на рынке к проекту в области информационных технологий следует относиться как к самостоятельному инвестиционному проекту, то есть как к возможности инвестирования средств в качественное улучшение управления организацией.
Как считают эксперты управления проектами в сфере информационных технологий, такие как Джо Мараско, Ройс Уокер, Скотт Беркун[3], проекты по разработке, реализации, структуризации, реинжинирингу, связанные с информационными технологиями, необходимо рассматривать, как часть большой системы ввиду того, что изменения, вызываемые реализацией подобных проектов затрагивают не только все бизнес-процессы организации, но и её структуру. В пример можно привести программу по реструктуризации организации, в котором проект внедрения информационных технологий в бизнес-процесс организации является одним из структурных элементов.
Далее, как уже говорилось выше о сложностях реальной оценки и непосредственного выполнения детальных условий, запланированных на начальных этапах реализации проекта, Ройс Уокер говорит, и эту точку зрения нельзя не принять во внимание, что одной из особенностей проекта в сфере информационных технологий (далее – ИТ-проекты) является наличие изменений, которые иногда касаются не только условий реализации проекта, но и самой цели проекта или ее качественных характеристик. При подходе к реализации подобных проектов, необходимо изначально продумать и задокументировать их цели, а также способы измерения и качественных характеристики этих целей[4]. Это связано с тем, что в ходе выполнения работ над проектом, а также при завершении проекта необходимо выполнять аналитическую оценку успешности его осуществления. Кроме того, измеряемая цель необходима для минимизации субъективного фактора в оценке того, исполнен проект в полном объеме или нет, а если исполнен, то насколько точно покрыт весь объем работ.
Библиографический список
- Беркун, С. Искусство управления IT-проектами. Проблемы организации бизнеса, лидерства, разработки и представления результатов / С. Беркун. – Санкт-Петербург: Питер, 2007.
- Товб, А.С., Ципес, Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт / А.С. Товб, Г.Л Ципес. – Москва: Олимп-Бизнес, 2003.
- Мараско, Д. IT-проекты: фронтовые очерки / Д. Мараско. – Санкт-Петербург: Символ-Плюс, 2007; Уокер, Р. Управление проектами по созданию программного обеспечения / Р. Уокер. – Москва: Лори, 2007; Беркун, С. Искусство управления IT-проектами. Проблемы организации бизнеса, лидерства, разработки и представления результатов / С. Беркун. – Санкт-Петербург: Питер, 2007.
- Уокер, Р. Управление проектами по созданию программного обеспечения / Р. Уокер. – Москва: Лори, 2007;
References
- Беркун, С. Искусство управления IT-проектами. Проблемы организации бизнеса, лидерства, разработки и представления результатов / С. Беркун. – Санкт-Петербург: Питер, 2007.
- Товб, А.С., Ципес, Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт / А.С. Товб, Г.Л Ципес. – Москва: Олимп-Бизнес, 2003.
- Мараско, Д. IT-проекты: фронтовые очерки / Д. Мараско. – Санкт-Петербург: Символ-Плюс, 2007; Уокер, Р. Управление проектами по созданию программного обеспечения / Р. Уокер. – Москва: Лори, 2007; Беркун, С. Искусство управления IT-проектами. Проблемы организации бизнеса, лидерства, разработки и представления результатов / С. Беркун. – Санкт-Петербург: Питер, 2007.
- Уокер, Р. Управление проектами по созданию программного обеспечения / Р. Уокер. – Москва: Лори, 2007;